Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 23:41, доклад
Цель: выявить качество информированности населения об "электронном правительстве” ( внедрение информационных технологий в систему государственного управления)
Гипотеза: средства массовой информации не достаточно подробно освещают тему услуг и сервиса “электронного правительства”, вследствие чего население не знает, как пользоваться преимуществами данного проекта.
Категория анализа: качество информированности населения об “электронном правительстве” федеральными и региональными СМИ.
Тип сообщения: совокупность сообщений, которые будут изучаться, составляют статьи, заметки, репортажи, интервью, содержащие информацию об услугах и сервисе “электронного правительства”.
КОНТЕНТ-АНАЛИЗ
Цель: выявить качество информированности населения об "электронном правительстве” ( внедрение информационных технологий в систему государственного управления)
Гипотеза: средства массовой информации не достаточно подробно освещают тему услуг и сервиса “электронного правительства”, вследствие чего население не знает, как пользоваться преимуществами данного проекта.
Категория анализа: качество информированности населения об “электронном правительстве” федеральными и региональными СМИ.
Тип сообщения: совокупность сообщений, которые будут изучаться, составляют статьи, заметки, репортажи, интервью, содержащие информацию об услугах и сервисе “электронного правительства”.
Исследуемый временной период составляет полгода : январь 2010 года – июнь 2010 года.
В качестве объекта исследования выступили материалы четырёх газет:
Количество выходов печатных периодических изданий за исследуемый временной период (январь 2010 года – июнь 2010 года)
СМИ |
Число выходов в неделю |
Число выпусков за анализируемый период |
“Российская газета” |
5 |
130 |
“Комсомольская правда” |
1 |
24 |
“Родной город” |
1 |
26 |
“Саратовская областная газета” |
4 |
123 |
Таблица 1.
Конструирование категориальной сетки.
Единицей анализа выступают суждения журналистов федеральных изданий и региональных изданий, рассказывающие об услугах, сервисе, преимуществах и инновациях проекта “электронное правительство”. Здесь необходимо выделить эмоциональное отношение ( оценочные суждения – положительные и отрицательные).А также следует рассмотреть содержательное отношение, которое включает в себя суждения:
Единица счета: абзацы в статьях, которые несут смысловую нагрузку и включающие в себя положительное и отрицательное содержание.
Единица контекста: статьи, графические рисунки, фотографии, которые влияют на восприятие материала.
Интенсивность освещения в СМИ исследуемой темы.
Месяц |
Количество сообщений |
Январь |
3 |
Февраль |
6 |
Март |
8 |
Апрель |
5 |
Май |
4 |
Июнь |
8 |
Всего: |
34 |
Таблица 2.
Соотношение абзацев, содержащих суждения с отрицательной и положительной эмоциональной окраской
СМИ |
Абзацы, содержащие положительные суждения |
Абзацы, содержащие отрицательные суждения |
“Российская газета” |
8 |
1 |
“Комсомольская правда” |
11 |
5 |
“Родной город” |
5 |
1 |
“Саратовская областная газета” |
2 |
1 |
Всего: |
26 |
8 |
Таблица 3.
Соотношение содержательных суждений
Содержательные Суждения
СМИ |
“Российская газета” |
“Комсомольская правда” |
“Родной город” |
“Саратовская областная газета” |
Всего: |
% |
о создании информационного общества (C1) |
2 |
2 |
- |
- |
4 |
11 |
о портале государственных услуг (C2) |
4 |
10 |
5 |
3 |
22 |
65 |
об электронном |
3 |
4 |
1 |
- |
8 |
24 |
Таблица 4.
Соотношение содержательных и эмоционально окрашенных суждений
Содержательные Суждения
СМИ |
“Российская газета” |
“Комсомольская правда” |
“Родной город” |
“Саратовская областная газета” | ||||
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- | |
о создании информационного общества (C1) |
2 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
о портале государственных услуг (C2) |
3 |
1 |
8 |
2 |
5 |
0 |
2 |
1 |
об электронном |
3 |
0 |
2 |
2 |
0 |
1 |
0 |
0 |
Таблица 5.
Сообщения с графическим изображением
СМИ |
Наличие графических изображений |
Отсутствие графических изображений |
“Российская газета” |
3 |
6 |
“Комсомольская правда” |
12 |
4 |
“Родной город” |
5 |
1 |
“Саратовская областная газета” |
0 |
3 |
Таблица 6.
Количество графических изображений со смысловым воздействием на восприятие печатного материала
СМИ |
Изображения с негативным воздействием |
Изображения с положительным воздействием |
“Российская газета” |
1 |
2 |
“Комсомольская правда” |
5 |
7 |
“Родной город” |
1 |
4 |
“Саратовская областная газета” |
0 |
0 |
Таблица 7.
Анализ и интерпретация результатов контент-анализа
В ходе проведенного контент-анализа было исследовано качество информированности населения об "электронном правительстве” федеральными и региональными средствами массовой информации. Источниками выступили печатные периодические издания за период с января 2010 по июнь 2010 года.
В исследуемый период СМИ не всесторонне освещали данную тему. Данные таблицы 2 показывают, что материалов, касающихся темы “электронного правительства” в период с января 2010года по июнь 2010года было всего 34. Из них 25 в федеральных СМИ (“Российская газета”, “Комсомольская правда”) и 9 – в региональных ( “Родной город”, “Саратовская областная газета”).
Подсчёт абзацев, несущих положительную и отрицательную смысловую нагрузку показал, что положительных суждений гораздо больше ( 26 – положительных и 8 отрицательных). В “Российской газете” их 8, в “Комсомольской правде” -11 , в “Родном городе” - 5, в “Саратовской областной газете”-2.
Абзацев с отрицательной смысловой нагрузкой оказалось почти в 2,5 раза меньше. В “Российской газете” всего 1, в “Комсомольской правде” -5 , в “Родном городе” - 1, в “Саратовской областной газете”-1.
Из этого можно сделать вывод, что средства массовой информации описывают проект “электронное правительство” как положительное явление.
Далее был проведен анализ суждений, несущих в себе содержательное отношение. Большая часть публикаций касается портала государственных услуг (22 публикации), что показывает некоторую однобокость СМИ. Достаточно подробно было рассказано об электронном документообороте ( 8 публикаций), и почти не раскрыта тема информационного общества ( 4 публикации).
При изучении соотношения содержательных суждений и эмоционально окрашенных было выяснено следующее: портал государственных услуг отрицательно оценивает “Комсомольская правда” ( 2 публикации) и “Саратовская областная газета” (2 публикации). Все остальные показатели были оценены изучаемыми СМИ положительно, причем количество публикаций с негативными суждениями значительно меньше количества публикаций с позитивными суждениями.
После анализа этих показателей
можно сказать, что в целом
у граждан, после ознакомления с
представленными материалами
Следующим этапом исследования было изучение единицы контекста, а именно наличие фотографий и других графических средств для привлечения внимания читателя к данной публикации. В общей сложности материалов с наличием фотографий больше, чем статей, где они отсутствуют. Наиболее строго оформляют свои материалы “Российская газета” и “Саратовская областная газета” – это можно объяснить стилем издания и устоявшимся художественным оформлением.
Таким образом, можно сделать вывод: СМИ, в рамках статей рассказывают населению об инфраструктурных составляющих «электронного правительства», о формировании информационного общества, о возможностях портала gosuslugi.ru, а также демонстрируют через графические образы процесс получения электронной услуги. Большой интерес у читателей вызвал портал государственных услуг, в рамках которого жители города могут заполнять налоговую декларацию, подавать заявление на оформление загранпаспорта, вставать на учет в Центр занятости, получать разрешения на открытие торговой точки и т.д.