Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 14:09, контрольная работа
Изучая социальную коммуникацию, приходится оперировать понятиями "общение", "коммуникация" и "речевая деятельность", которые иногда взаимозаменяются, а слова, выражающие эти понятия, зачастую употребляются как синонимы, особенно "общение" и "коммуникация".
Первый вопрос
Изучая социальную коммуникацию, приходится оперировать понятиями "общение", "коммуникация" и "речевая деятельность", которые иногда взаимозаменяются, а слова, выражающие эти понятия, зачастую употребляются как синонимы, особенно "общение" и "коммуникация".
Слово "общение" часто используется не в строго терминологическом смысле и обозначает процесс обмена мыслями, информацией и даже эмоциональным переживанием собеседников. Социологи рассматривают общение прежде всего как социально обусловленный вид деятельности людей, лингвисты - как актуализацию коммуникативной функции языка в разнообразных речевых ситуациях. В качестве научного термина " общение" используется в психологии и обозначает процесс установления и развития контактов между людьми в условиях совместной деятельностис целью обмена информацией.
Термин "коммуникация" (лат. communicatio "делаю общим, связываю") появляется в научной литературе в начале XX века;. В настоящее время он имеет, по крайней мере, три интерпретации - понимается как а) средство связи любых объектов материального и духовного мира, б) общение - передача) информации от человека к человеку, в) передача и обмен информацией в обществе с целью воздействия на него.
Для социокоммуникации важны все три толкования термина: первое связано с проблемами дифференциации и систематизации коммуникативных средств, которые различны по своей природе, структуре, функции и эффективности; второе связано с проблемами межличностной коммуникации; третье - с проблемами массовой коммуникации. Коммуникация выступает как бы посредником между индивидуальной и общественно осознанной информацией. Ключевой проблемой коммуникации является механизм, который переводит индивидуальный процесс передачи и восприятия информации в социально значимый процесс персонального и массового воздействия. Этот механизм заложен в речевой деятельности людей - именно в ней реализуются социально обусловленные нормы и правила общения.
Термин "речевая деятельность" понимается также неоднозначно. В языкознании речевая деятельность рассматривается как один из аспектов языка, который выделяется наряду с речевой организацией и языковой системой. Это - "языковой материал, включающий сумму отдельных актов говорения и понимания" (Щерба. 1974)1. Выделяются такие виды речевой деятельности, как говорение, аудирование (слушание), чтение и письмо. Такое понимание речевой деятельности используется и в методике преподавания (иностранного) языка.
В психологии речевая деятельность трактуется как вид деятельности, наряду с трудовой, познавательной и др. Такое понимание принято в психологической концепции (Выготский. 1960; Леонтьев А.Н. 1965), согласно которой речевая деятельность психологически ориентирована, т.е. характеризуется мотивацией, целенаправленностью и реализуется в "речевых действиях", представляющих собой множество речевых операции (ориентировку, планирование, контроль и др.)- Начиная с 70-х годов речевая деятельность получает более узкую интерпретацию в психолингвистике (Леонтьев АЛ. 1968). Это - вид деятельности (скорее даже система речевых действий), основной мотив которой связан с производством самой речи. Поскольку производство речи осуществляется в соответствии с нормами и правилами речевого поведения, принятыми в данном обществе, указанное понимание речевой деятельности дает ключ к решению прагматических и прикладных задач социо-коммуникации .Таким образом, понятия общения, коммуникации и речевой деятельности содержат как общие, так и отличительные признаки. Общими являются их соотнесенность с процессами обмена и передачи информации, связь с языком как средством общения и связь с социоречевым поведением коммуникантов. Отличительные признаки обусловлены различием в объеме содержания этих понятий (узком и широком), что объясняется использованием их в смежных науках или даже в различных аспектах одной научной дисциплины, когда на первый план выдвигаются те или иные признаки этих сложных понятий.
2 вопрос
Понимание
социальной коммуникации как предмета
социокоммуникации позволяет обосновать
ее базовые составляющие - основные аспекты
ее исследования. К ним относятся: а) социальные
структуры общества" в плане их коммуникативных
характеристик, б) коммуникативные системы,
реализующие различные виды социальной
коммуникации, в) каналы, уровни и средства
коммуникации, обеспечивающие передачу
и восприятие информации и социально значимой
оценки. Степень разработанности каждой
из этих составляющих различна; кроме
того, их исследование проводится в рамках
научных дисциплин, имеющих свои цели
и задачи. Вопросы социальной структуры
общества представляют непосредственный
интерес для социологии. Коммуникативные,
системы изучаются преимущественно в
связи с прикладными задачами коммуникации
на базе теории информации. Изучение каналов
и средств коммуникации связано главным
образом с проблемами средств массовой
информации и массовой коммуникации в
плане их эффективности. Для социокоммуникации
важны такие характеристики этих составляющих,
которые позволяют выявить механизм коммуникативного
взаимодействия людей и воздействия на
их социальную оценку передаваемой и получаемой
информации.
3 вопрос
Истоками изучения социальной коммуникации послужили различные направления, научные школы, теории, которые можно объединить в три группы на основе ведущего аспекта коммуникации - языкового, социального и собственно коммуникативного. К первой группе относятся прежде всего социологические направления науки о языке. Целый ряд школ, течений и отдельных концепций трактуется язык как социальное явление, средство общения людей, связанное с их общественным положением, родом деятельности, уровнем образования и т.п. Социологическое направление успешно разрабатывалось во Франции, Швейцарии, США и в нашей стране. Первые социологические исследования языка в отечественной науке относятся к 20-30 годам XX в. В трудах таких крупнейших языковедов, как В.В.Виноградов, Е.Д.Поливанов, Б.АЛарин, М.В.Сергиевский, Л.П.Якубинский, В.М.Жирмунский и др., язык как средство общения рассматривался на основе историко-материалистических принципов анализа общественных отношений. Вторую группу истоков социальной коммуникации составили два направления. Одно из них связано с изучением социальных факторов, способствующих формированию социального знания, а следовательно, и оценочных категорий коммуникации. Идеи этого направления, так называемого социального конструктивизма, отражены в трудах американского социолога П.Бергера и его немецкого коллеги Т.Лукмана, которые в значительной степени опирались на феноменологическую социологию австрийского философа и социолога А.Шюца. Это направление рассматривает формирование социального знания как часть социальной деятельности людей и их отношений. Основное внимание уделяется изучению самого процесса или механизма, при помощи которого воспроизводится "система реальности". Для социокоммуникации существенно положение о том, что главным механизмом в этом процессе является язык.Другим направлением этой группы истоков была этнология коммуникации, которая рассматривается иногда как часть этносоциологии - научной дисциплины, формирование которой в нашей относится ко второй половине 60-х годов. В рамках этнологии коммуникации исследуются связи социокультурного знания и речевых единиц. При этом реализуются два принципа качественного анализа - собственно социологический (выделяются социологические доминанты коммуникации - категории) и собственно этнологический (анализируются этнологические факторы, обусловливающие социальную дифференциацию в коммуникации). В третьей группе истоков выделяются два направления, связанных с теорией коммуникации. Теория речевых (коммуникативных) актов восходит к идеям австрийского философа и логика Витгенштейна о множественности функций языка и его взаимодействии с жизнью. Основы теории были разработаны английским философом Дж. Остином в середине 50-х годов и получили дальнейшее развитие в зарубежной и отечественной науке (Дж. Сёрлъ, М.М.Бахтин, НДАрутюнова). Разработанная типология речевых актов дает возможность выявить социальные факторы, обусловливающие построение высказываний, в которых реализуется установка говорящего. Другое направление - "критический анализ дискурса", возникшее на теоретической основе так называемой критической лингвистики, которая сформировалась в Англии на рубеже 70-80 годов, трактует язык как один из видов "социальной практики" (Р.Фаулер, Г.Кресс). Согласно этой теории тексты являются результатом деятельности говорящих и пишущих в определенной социальной ситуации; отношения коммуникантов обычно отражают разные модели социальных отношений людей.
4вопрос
Онтология (греч. оп1оз "сущее" + Ь^оз " учение") социальной коммуникации связана прежде всего с природой ее первой составляющей - социальными структурами общества. Именно в рамках социальных сообществ различного типа удается наблюдать социальную дифференциацию поведения людей и их речевой деятельности.
Биологические
истоки социального поведения людей изучаются
социобиологией. Ведущие представители
этой отрасли социологии (Э.Уилсон, РЛлександер,
.Д.Бэреш и др.) полагают, что принципы,
определяющие поведение животных, могут
быть применимы и к эволюции человеческого
общества. К биологическим основам исходных
форм социального поведения человека
относятся семейно-родственные отношения,
половозрастное разделение труда, социальное
неравенство и др. Но совершенно очевидно,
что применительно к человеческому обществу
нельзя ограничить онтологию социального
поведения биологическими факторами.
Натуралистическая трактовка человеческих
обществ ущербна, потому что она не принимает
во внимание других факторов, определяющих
социальную структурацию общества. В этой
связи заслуживают внимания "онтологические
ограничения возможного натурализма"
американского ученого Роя Бхаскара. Эти
ограничения сводятся к следующему - а)
социальные структуры в отличие от природных
структур не существуют независимо от
видов деятельности, направляемых ими;
б) социальные структуры в отличие от природных
структур не существуют независимо от
понимания деятелями того, что они совершают,
осуществляя свою деятельность; в) социальные
структуры в отличие от природных структур
могут быть лишь относительно устойчивыми
(Бхаскар. 1991. С. 231). Эти положения правильно
показывают основные различия между социальными
и природными структурами. Действительно,
социальная стратификация общества в
значительной степени определяется видом
деятельности его членов, хотя по этому
же признаку выделяются и некоторые группы
особей у животных и насекомых. Второе
ограничение, вытекающее из реляционной
концепции в социологии, требует некоторых
уточнений. По-видимому, не лишено оснований
утверждение крупнейшего французского
социолога П.Бурдъе о том, что понимание
иерархии ценностей общества на самом
деле обусловлено " символическим насилием"
власти.
5вопрос
Гносеология
(греч. "познание" + "учение")
- теория познания, которая применительно
к изучаемому объекту включает научную
аргументацию той или иной гипотезы, содержит
систему доказательств в пользу выдвигаемой
гипотезы, критерии истинности выводов
и наблюдений и в конечном счете позволяет
обосновать предмет исследования и сформулировать
проблематику научной дисциплины, которая
изучает данный предмет.1. Взаимодействие
коммуникации и социальных структур. Одни
ученые полагают, что между способом коммуникации
("кодом") и классовой структурой
общества существуют однозначные связи
- гипотеза английского социального психолога
Б.Бернстайна. Другие (Д.Вундерлих, У.Лабов)
критикуют эту точку зрения и убедительно
показывают отсутствие прямой связи между
"коммуникативными кодами" и классовой
структурой общества (см. Швейцер, 1983. С.
184-185). Конечно, процесс взаимодействия
собственно коммуникативных и социальных
факторов общения гораздо сложнее, чем
предлагаемые Бернстайном зависимости
- "развернутый код" у представителей
"среднего класса", "ограниченный
код" у представители низших слоев населения,
в том числе и рабочих. 2. Определение функций
социальной коммуникации. Принято считать,
что основными функциями коммуникации
являются взаимодействие людей с целью
сообщения и обмена информацией и воздействие
на индивида или общество в целом в соответствии
с определенной целью - установкой. Это
положение является в большей степени
аксиомой, добытой в ходе многочисленных
эмпирических наблюдений и прикладных
исследований, чем результатом теоретического
обоснования. 3. Обоснование единиц (социальной)
коммуникации. Это - вопрос первостепенной
важности, от решения которого зависят
как понимание существенных характеристик
социальной коммуникации, так и методы
исследования фактологического материала.
В самом общем гносеологическом смысле
единица познания понимается как регулярно
воспроизводимое единство формы и содержания
и благодаря этому вычленяемое из потока
информации и сопоставимое с другими единствами.
В социологии такими единицами служат
социальные структуры раз личных уровней,
видов и разновидностей, В социолингвистике
такими единицами являются слово и даже
его части - фонемы и морфемы, передающие
информацию о социолингвистических особенностях
речи людей. В социокоммуникации к единицам
предъявляются особые требования, связанные
с их коммуникативной функцией. К коммуникативным
единицам относятся такие единства формы
и содержания, которые не просто представляют
(репрезентируют) информацию, а сообщают
6вопрос
Положение о том, что коммуникация, как и язык, социально обусловлена, стало аксиомой. Самым сильным доводом при этом является не особая теоретическая аргументация, а признание социальной природы коммуникации как онтологически обусловленной данности - коммуникация рождается и функционирует в обществе, развивается и видоизменяется вместе с ним. Ни одна новая социальная реалия или сдвиг в социальной оценке взаимоотношений людей не ускользает от фиксации в живом языке, который в своей основной, коммуникативной функции является связующим звеном между индивидами как членами общества. Если общество распадается или насильственно уничтожается, то в первую очередь прерывается процесс коммуникации на данном языке, который затем исчезает навсегда вместе с последними представителями отдельных социальных групп этого общества. Так ушли в небытие языки многих индейских племен, равно как и языки некогда могущественных государств, таких как Хеттская империя. И только те языки, которые имели развитую письменность, остановившись в своем развитии и перейдя в категорию мертвых языков, могли еще долго сохраняться в состоянии своеобразного анабиоза. При благоприятных условиях благодаря стараниям общества или отдельных социальных групп некоторые мертвые языки "оживают" и начинают функционировать, как правило, в узких специальных сферах общения. Латынь вплоть до XYIII в. служила средством научного общения в Европе и сохранилась до сих пор в католической церкви в специальной культовой функции.
Результаты
эмпирических исследований коммуникации
подтверждают тезис о социальной
обусловленности языка и
На данном этапе формирования социологии коммуникации необходимо обобщить имеющийся фактологический материал с тем, чтобы определить наиболее существенные, постоянно действующие факторы, обусловливающие важнейшие характеристики социальной коммуникации, своего рода социологические доминанты коммуникации. Социологическая доминанта - это социально обусловленная и доминирующая характеристика коммуникации, которая нормативно закреплена в речевом этикете и имеет статус категории. Выделение социальных доминант коммуникации позволит создать базу для сравнительного изучения коммуникативных систем в синхронии и диахронии и выявить механизм взаимодействия социологических и психологических факторов, доминирующая роль которых в естественной коммуникации сильно варьируется.