Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 18:46, реферат
По теории управления, топ-менеджер занимается стратегией и общим руководством, а более мелкие задачи делегирует «на нижние уровни». В небольших компаниях первая часть этого постулата более чем актуальна – кроме вас, заниматься этой самой стратегией некому. Как правило, именно вы – горделивый обладатель управленческого образования – ощущаете себя этаким миссионером, претворяющим в жизнь сакральный научный подход.
МАЛЫЙ БИЗНЕС
Компании из одного-двух человек – это отдельная песня. Посмотрим на те, где сотрудники исчисляются десятками, то есть налицо некая корпоративная структура и более-менее осознанное регулирование бизнес-процессов. По теории управления, топ-менеджер занимается стратегией и общим руководством, а более мелкие задачи делегирует «на нижние уровни». В небольших компаниях первая часть этого постулата более чем актуальна – кроме вас, заниматься этой самой стратегией некому. Как правило, именно вы – горделивый обладатель управленческого образования – ощущаете себя этаким миссионером, претворяющим в жизнь сакральный научный подход. Без вашего планирования и «волшебных пинков» компания вряд ли куда полетит. Но при этом в малом бизнесе с ростом ранга менеджера обязанности не смещаются в сторону «общего вождения руками», как пишут в умных книгах, а просто расширяются. Поэтому в рабочее время вы действуете как специалист в предметной области и как координатор руководителей разных направлений – а по ночам строите далеко идущие планы. Главная задача топа в малом бизнесе – развивать компанию, соблюдая баланс между работой и личной жизнью тактикой и стратегией.
Главные плюсы
Малый бизнес открывает вам как топу огромные возможности. Самая очевидная – собственно, очень легко выдвинуться «из простых». Нужно только пахать, «как папа Карло», в той сфере, где вы реально талантливы и можете быть успешны. Вы постоянно на виду, и оценить вас по достоинству владельцу бизнеса не составит труда. Нет «несгибаемого» штатного расписания, поэтому должность могут придумать специально для вас, с учетом ваших индивидуальных склонностей и способностей. Собственно, в компании вообще нет ни бюрократии, ни жесткой иерархии – еще один «бонус» для вас. Гигантский плюс – это абсолютная свобода под полную ответственность. Вы можете задать своей компании любое направление движения – и она, повинуясь чуткой руке, пойдет вашим курсом. Ощущение творчества, созидания приводит в восторг. При этом осознание того, что от вас зависит судьба целого бизнеса, всех его сотрудников и, кроме того, его клиентов, делает ваши решения сто раз продуманными и взвешенными.
Главные минусы
Вас не покидает ощущение, что ресурсная база компании постоянно отстает от ваших гениальных планов по развитию. «Чтобы продать что-нибудь ненужное, надо сначала купить что-нибудь ненужное, а у нас денег нет» – это как раз про малый бизнес. Вы видите массу возможностей – но далеко не на все у вас хватает средств, времени и сил. Отсюда другой важный минус – нестабильность. Резервного фонда тоже нет (хотите сказать, вы противитесь соблазну все появляющиеся деньги сразу пускать на развитие?). Поэтому малый бизнес действует под девизами «волка ноги кормят» и «будет день – будет пища». И часто упускает отличные рыночные возможности.
Основа успеха
Что позволяет малому бизнесу быть успешным, несмотря на зависимость от внешней среды, волатильность и массу прочих ограничений?
Люди. В маленькой компании нет места «планктону», работают только лучшие в своем деле. Каждый из них невероятно эффективен, тащит огромный воз самых разнообразных обязанностей. Все они вместе действуют в тесной связке друг с другом, поддерживают друг друга, достигают взаимопонимания – ресурсов на дрязги и сбои нет. В сердце каждого – энтузиазм и любовь к этому бизнесу, к своему делу. Каждый готов на подвиг – совершать их приходится много и часто. А без энтузиазма и любви в таком режиме долго не протянешь.
Если в малую компанию приходят хоть сколько-нибудь большие деньги – она расправляет плечи, вдыхает полной грудью и… переходит в «среднюю весовую категорию».
СРЕДНИЙ БИЗНЕС
Типичная средняя компания – это сотни сотрудников, иногда территориально распределенных. По бизнес-книгам, в такой организации уже есть регулярный менеджмент, поэтому работает она как часы, сохраняя при этом гибкость и маневренность за счет небольшого размера. Действительно, все в средней компании делается под девизом «мы серьезная фирма!». Но в большинстве случаев «серьезность» принимает своеобразные формы. Например, непроходимой бюрократии и зарегулированности, уровень которой не соответствует масштабу компании. Два человека, сидящие через стенку, а то и через стол друг от друга, могут общаться исключительно через служебные записки, составленные по особым корпоративным шаблонам (не существующим нигде за пределами этой компании), зарегистрированные в канцелярии и завизированные высшим руководством. Главная задача топа в такой организации – не сойти с ума выстроить систему личных связей с другими ключевыми персонами, позволяющую легко и быстро «решать вопросы». Ведь каждый отдельный сотрудник в средней компании – милейший, адекватнейший человек, это вместе они – беспощадная корпоративная машина, скрепленная процедурами и ритуалами.
Главные плюсы
Ресурсов гораздо больше, чем в малом бизнесе. Можно не только нарисовать генеральную линию и наметить цель на горизонте, но и реально двинуться к ней. Большинство инструментов достижения цели уже не будет выпилено в спешке на коленке и будет работать вполне себе предсказуемо и надежно. Не нужно требовать ежедневных подвигов от своей команды – людям достаточно просто хорошо работать. Следовательно, легче подобрать персонал – хороших работников на рынке труда больше, чем идеальных героев. Ваши управленческие знания и навыки помогут вам в этом пусть искаженном, но все же регулярном менеджменте.
Главные минусы
Большую часть времени вы ощущаете себя на работе, как на чаепитии у Безумного Шляпника. Все искажается – информация, отношения, смысл слов, суть процессов и процедур. Для эффективной работы вам нужно полностью погрузиться в эти хитросплетения и научиться играть по правилам. А для настоящей эффективности – сохранять в памяти, как эталон, «нормальные» аналоги всего происходящего вокруг вас. Тогда вы сможете, зная правила, успешно нарушать их. Но рискуете стать шизофреником.
Основа успеха
Что приводит средние компании к бизнес-результатам, позволяющим содержать и развивать эту искаженную реальность?
Продукция и сбыт.
Средняя компания производит нечто
такое и таким образом
КРУПНЫЙ БИЗНЕС
Крупные компании насчитывают
тысячи сотрудников. Даже сидя в одном
офисе, коллеги могут встречаться
лично не чаще, чем сотрудники из
разных регионов. Многие системы и
процедуры, нелепые в иных организациях,
здесь обретают оправданность и
смысл, многие ритуалы обеспечивают
успешную, эффективную работу, спасая
от хаоса. Но огромная бизнес-машина –
это, по сути, совокупность более мелких
проектов, подразделений. Умные книги
учат, что руководитель каждого проекта
обязан думать не только о своем
подразделении, но и об интересах
всей компании. На практике каждый тянет
ресурсное одеяло на себя, не заботясь
об остальных, а тот, кто рискнет
применить «стратегический
Главные плюсы
Естественно, это огромная ресурсная база. Как сказал один менеджер по маркетингу, перешедший в крупный холдинг из малого бизнеса, «здесь я применяю технологии, о которых раньше только восхищенно читал». Это отлаженные процессы, мощные, устойчивые системы, развитая инфраструктура. Кроме того, это великолепное социальное обеспечение, забота о сотрудниках, возведенная в процедуру, тут уж лодка любви к работе не разобьется о рифы быта. В общем, все условия для свершений.
Главные минусы
Бюрократизация и неповоротливость огромного механизма душат инициативу. Если что-то где-то есть – значит, или «это спустили сверху», или «оно было тут всегда», вопросов о целесообразности или модификации никто не задает. Огромные масштабы исключают полную осведомленность и провоцируют на безответственность, и в крупном бизнесе есть место для посредственности, лени, неэффективности. Изменения возможны только по указке с самого верха и проходят медленно и трудно.
Основа успеха
Что ведет вперед
огромные космические корабли
Бизнес-модели. Однажды придуманные основателями, они настолько эффективны, что, с небольшими обновлениями, продолжают работать и приносить прибыль в меняющихся условиях, несмотря ни на что.
Чем отличается малый бизнес от бизнеса большого?
Экономика — это деятельность, связанная с извлечением доходов из любых других видов человеческой деятельности. Практическая экономика делает доходы, наука «экономика» пытается объяснить, как эти доходы образуются и как их можно приумножить. Наиболее простым является следующее объяснение.
Доход образуется как разница между выручкой от реализации продукции и затратами на ее производство.
Выручка растет прямо пропорционально объемам производства. Затраты делятся на две составляющие:
После того как экономическая наука объяснила происхождение дохода, обычно следуют рекомендации по его увеличению: «при прочих равных условиях для увеличения чистого дохода необходимо:
Эти «прочие равные условия» предполагают многие допущения:
В жизни эти допущения никогда не встречаются, и вся прелесть практической экономики заключается в постоянном нарушении «прочих равных условий» экономической науки.
Секрет малого бизнеса. Чтобы получить больше чистого дохода, крупный бизнес должен постоянно расширять масштабы своей деятельности. (рис. 1)
Рис. 1. Эффект масштаба крупного производства
Малый бизнес живет за счет эффективности своей работы: оставаясь в тех же масштабах, он постоянно вынужден увеличивать разрыв между выручкой и затратами на единицу продукции (рис. 2).
Рис. 2. Эффект масштаба малого производства
Важно понимать, что арсенал используемых приемов у малого предпринимателя не очень велик. Сохраняя производство в тех же масштабах, предприниматель постоянно вынужден ориентироваться на:
Ограниченность этих приемов определяет главные отличия малого предпринимательства от крупного бизнеса — это постоянный поиск новых рынков, новых сфер приложения своих усилий, новых продуктов, новых методов и новых технологий. Когда речь заходит о преимуществах малого бизнеса, то указывают на инициативу предпринимателя, его самостоятельность, интенсивный труд, особые навыки и знания, которые может использовать предприниматель для своего выживания, для получения минимального дохода. Основное преимущество малого бизнеса заключается в совпадении рисков и ответственности у самого предпринимателя:
Наоборот, в конечном счете ему приходится расплачиваться и за ошибки правителей, и за кризисы в крупных банках и корпорациях. Однако для людей мыслящих нестандартно, умеющих управлять рисками, малый бизнес предоставляет возможность реализовать свой творческий потенциал.
Жизненный цикл: в олигархи — и обратно. Проведя «разведку боем» на новом рынке, малое предприятие, как правило, погибает. Если же ему все-таки повезет, такое предприятие выходит на магистраль крупного бизнеса и получает основной доход уже за счет расширения масштабов производства. Однако жизнь в крупном бизнесе полна своих тревог и волнений: конкуренция со стороны более крупных компаний, появление новых малых предприятий ставят под угрозу существование «своего дела» уже в новых масштабах.
Но главная опасность
подстерегает малого предпринимателя
впереди: превращаясь в «олигарха»,
он неизбежно сталкивается с проблемой
управляемости в большой