Методы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 20:01, реферат

Описание

Экономические методы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации включают в себя:
- разработку программ обеспечения информационной безопасности Российской Федерации и определение порядка их финансирования;
- совершенствование системы финансирования работ, связанных с реализацией правовых и организационно-технических методов защиты информации, создание системы страхования информационных рисков физических и юридических лиц.

Содержание

1. Общие методы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации 3
2. Особенности обеспечения информационной безопасности Российской Федерации в различных сферах общественной жизни 4
2.1. В сфере экономики 5
2.2. В области науки и техники 7
2.3. В сфере духовной жизни 9
2.4. В общегос. информационных и телекоммуникационных системах 10
2.5. В сфере обороны 12
2.6. В правоохранительной и судебной сферах 13
2.7. В условиях чрезвычайных ситуаций 14
3. Международное сотрудничество Российской Федерации в области обеспечения информационной безопасности 15

Работа состоит из  1 файл

МЕТОДЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.doc

— 107.00 Кб (Скачать документ)


2

 

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

МОСКОВСКИЙ НАЛОГОВЫЙ ИНСТИТУТ

 

 

Экономико-правовой факультет

 

 

 

 

Реферат

 

НА ТЕМУ:

 

Методы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации

 

 

 

 

                                                                               Выполнила

                                                  Пипоян Э.А, студентка дневного

                                                      отделения, 3 курса, группы ВДФ-3.

                                                              

                                                              специальность   финансы и кредит_ 

                        

                                                         «   19 »_ марта  _2012г.

                                                         

 

                                                              Руководитель

                                                                       Преподаватель дисциплины:

  Сазонов Александр Николаевич

                                               

                                                                    

                                                                                       

 

                  

                                                                                          __________________

                                                                                                       (подпись)                                                                  

 

 

 

 

 

 

Москва 2012

 

 

Содержание:

1. Общие методы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации              3

 

2. Особенности обеспечения информационной безопасности Российской Федерации в различных сферах общественной жизни              4

 

2.1. В сфере экономики              5

 

2.2. В области науки и техники              7

 

2.3. В сфере духовной жизни              9

 

2.4. В общегос. информационных и телекоммуникационных системах              10

 

2.5. В сфере обороны              12

 

2.6. В правоохранительной и судебной сферах              13

 

2.7. В условиях чрезвычайных ситуаций              14

 

3. Международное сотрудничество Российской Федерации в области обеспечения информационной безопасности              15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Общие методы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации

     Общие методы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации разделяются на правовые, организационно-технические и экономические.
     К правовым методам обеспечения информационной безопасности Российской Федерации относится разработка нормативных правовых актов, регламентирующих отношения в информационной сфере, и нормативных методических документов по вопросам обеспечения информационной безопасности Российской Федерации. Наиболее важными направлениями этой деятельности являются:
     - внесение изменений и дополнений в законодательство Российской Федерации, регулирующее отношения в области обеспечения информационной безопасности, в целях создания и совершенствования системы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, устранения внутренних противоречий в федеральном законодательстве, противоречий, связанных с международными соглашениями, к которым присоединилась Российская Федерация, и противоречий между федеральными законодательными актами и законодательными актами субъектов Российской Федерации, а также в целях конкретизации правовых норм, устанавливающих ответственность за правонарушения в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации;
    - законодательное разграничение полномочий в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, определение целей, задач и механизмов участия в этой деятельности общественных объединений, организаций и граждан;
    - разработка и принятие нормативных правовых актов Российской Федерации, устанавливающих ответственность юридических и физических лиц за несанкционированный доступ к информации, ее противоправное копирование, искажение и противозаконное использование, преднамеренное распространение недостоверной информации, противоправное раскрытие конфиденциальной информации, использование в преступных и корыстных целях служебной информации или информации, содержащей коммерческую тайну;
    - уточнение статуса иностранных информационных агентств, средств массовой информации и журналистов, а также инвесторов при привлечении иностранных инвестиций для развития информационной инфраструктуры России;
    - законодательное закрепление приоритета развития национальных сетей связи и отечественного производства космических спутников связи;
    - определение статуса организаций, предоставляющих услуги глобальных информационно-телекоммуникационных сетей на территории Российской Федерации, и правовое регулирование деятельности этих организаций;
   -  создание правовой базы для формирования в Российской Федерации региональных структур обеспечения информационной безопасности.
     Организационно-техническими методами обеспечения информационной безопасности Российской Федерации являются:
    - создание и совершенствование системы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации;
    - усиление правоприменительной деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, включая предупреждение и пресечение правонарушений в информационной сфере, а также выявление, изобличение и привлечение к ответственности лиц, совершивших преступления и другие правонарушения в этой сфере;
    - разработка, использование и совершенствование средств защиты информации и методов контроля эффективности этих средств, развитие защищенных телекоммуникационных систем, повышение надежности специального программного обеспечения;
    - создание систем и средств предотвращения несанкционированного доступа к обрабатываемой информации и специальных воздействий, вызывающих разрушение, уничтожение, искажение информации, а также изменение штатных режимов функционирования систем и средств информатизации и связи;
    - выявление технических устройств и программ, представляющих опасность для нормального функционирования информационно-телекоммуникационных систем, предотвращение перехвата информации по техническим каналам, применение криптографических средств защиты информации при ее хранении, обработке и передаче по каналам связи, контроль за выполнением специальных требований по защите информации;
    - сертификация средств защиты информации, лицензирование деятельности в области защиты государственной тайны, стандартизация способов и средств защиты информации;
    - совершенствование системы сертификации телекоммуникационного оборудования и программного обеспечения автоматизированных систем обработки информации по требованиям информационной безопасности;
    - контроль за действиями персонала в защищенных информационных системах, подготовка кадров в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации;
    - формирование системы мониторинга показателей и характеристик информационной безопасности Российской Федерации в наиболее важных сферах жизни и деятельности общества и государства.
     Экономические методы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации включают в себя:
    - разработку программ обеспечения информационной безопасности Российской Федерации и определение порядка их финансирования;
    - совершенствование системы финансирования работ, связанных с реализацией правовых и организационно-технических методов защиты информации, создание системы страхования информационных рисков физических и юридических лиц.

2. Особенности обеспечения информационной безопасности Российской Федерации в различных сферах общественной жизни

     Информационная безопасность Российской Федерации является одной из составляющих национальной безопасности Российской Федерации и оказывает влияние на защищенность национальных интересов Российской Федерации в различных сферах жизнедеятельности общества и государства. Угрозы информационной безопасности Российской Федерации и методы ее обеспечения являются общими для этих сфер.
     В каждой из них имеются свои особенности обеспечения информационной безопасности, связанные со спецификой объектов обеспечения безопасности, степенью их уязвимости в отношении угроз информационной безопасности Российской Федерации. В каждой сфере жизнедеятельности общества и государства наряду с общими методами обеспечения информационной безопасности Российской Федерации могут использоваться частные методы и формы, обусловленные спецификой факторов, влияющих на состояние информационной безопасности РФ.
     

2.1. В сфере экономики

Обеспечение информационной безопасности Российской Федерации в сфере экономики играет ключевую роль в обеспечении национальной безопасности Российской Федерации.
     Воздействию угроз информационной безопасности Российской Федерации в сфере экономики наиболее подвержены:
    - система государственной статистики;
   -  кредитно-финансовая система;
   -  информационные и учетные автоматизированные системы подразделений федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих деятельность общества и государства в сфере экономики;
    - системы бухгалтерского учета предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности;
    - системы сбора, обработки, хранения и передачи финансовой, биржевой, налоговой, таможенной информации и информации о внешнеэкономической деятельности государства, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности.
     Переход к рыночным отношениям в экономике вызвал появление на внутреннем российском рынке товаров и услуг множества отечественных и зарубежных коммерческих структур -производителей и потребителей информации, средств информатизации и защиты информации. Бесконтрольная деятельность этих структур по созданию и защите систем сбора, обработки, хранения и передачи статистической, финансовой, биржевой, налоговой, таможенной информации создает реальную угрозу безопасности России в экономической сфере. Аналогичные угрозы возникают при бесконтрольном привлечении иностранных фирм к созданию подобных систем, поскольку при этом складываются благоприятные условия для несанкционированного доступа к конфиденциальной экономической информации и для контроля за процессами ее передачи и обработки со стороны иностранных спецслужб.
          Основными мерами по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации в сфере экономики являются:
    - организация и осуществление государственного контроля за созданием, развитием и защитой систем и средств сбора, обработки, хранения и передачи статистической, финансовой, биржевой, налоговой, таможенной информации;
    - коренная перестройка системы государственной статистической отчетности;
    - разработка национальных сертифицированных средств защиты информации;
    - разработка и внедрение национальных защищенных систем электронных платежей на базе интеллектуальных карт, систем электронных денег и электронной торговли, стандартизация этих систем, а также разработка нормативной правовой базы, регламентирующей их использование;
    - совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей информационные отношения в сфере экономики;
    - совершенствование методов отбора и подготовки персонала для работы в системах сбора, обработки, хранения и передачи экономической информации.

 В сфере внутренней политики. Наиболее важными объектами обеспечения информационной безопасности Российской Федерации в сфере внутренней политики являются:
    - конституционные права и свободы человека и гражданина;
    - конституционный строй, национальное согласие, стабильность государственной власти, суверенитет и территориальная целостность Российской Федерации;
    - открытые информационные ресурсы федеральных органов исполнительной власти и средств массовой информации.
     Наибольшую опасность в сфере внутренней политики представляют следующие угрозы информационной безопасности Российской Федерации:
    - нарушение конституционных прав и свобод граждан, реализуемых в информационной сфере;
    - недостаточное правовое регулирование отношений в области прав различных политических сил на использование средств массовой информации для пропаганды своих идей;
    - распространение дезинформации о политике Российской Федерации, деятельности федеральных органов государственной власти, событиях, происходящих в стране и за рубежом;
     Основными мероприятиями в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации в сфере внутренней политики являются:
    - создание системы противодействия монополизации отечественными и зарубежными структурами составляющих информационной инфраструктуры, включая рынок информационных услуг и средства массовой информации;
    - активизация контрпропагандистской деятельности, направленной на предотвращение негативных последствий распространения дезинформации о внутренней политике России.
     В сфере внешней политики. К наиболее важным объектам обеспечения информационной безопасности Российской Федерации в сфере внешней политики относятся:
    - информационные ресурсы федеральных органов исполнительной власти, реализующих внешнюю политику Российской Федерации, российских представительств и организаций за рубежом, представительств Российской Федерации при международных организациях;
    - информационные ресурсы представительств федеральных органов исполнительной власти, реализующих внешнюю политику Российской Федерации, на территориях субъектов Российской Федерации;
    - информационные ресурсы российских предприятий, учреждений и организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, реализующим внешнюю политику Российской Федерации;
         Из внешних угроз информационной безопасности Российской Федерации в сфере внешней политики наибольшую опасность представляют:
    - информационное воздействие иностранных политических, экономических, военных и информационных структур на разработку и реализацию стратегии внешней политики Российской Федерации;
    - распространение за рубежом дезинформации о внешней политике Российской Федерации;
    - нарушение прав российских граждан и юридических лиц в информационной сфере за рубежом;
    - попытки несанкционированного доступа к информации и воздействия на информационные ресурсы, информационную инфраструктуру федеральных органов исполнительной власти, реализующих внешнюю политику Российской Федерации, российских представительств и организаций за рубежом, представительств Российской Федерации при международных организациях.
     Из внутренних угроз информационной безопасности Российской Федерации в сфере внешней политики наибольшую опасность представляют:
    - нарушение установленного порядка сбора, обработки, хранения и передачи информации в федеральных органах исполнительной власти, реализующих внешнюю политику Российской Федерации, и на подведомственных им предприятиях, в учреждениях и организациях;
    - информационно-пропагандистская деятельность политических сил, общественных объединений, средств массовой информации и отдельных лиц, искажающая стратегию и тактику внешнеполитической деятельности Российской Федерации;
    - недостаточная информированность населения о внешнеполитической деятельности Российской Федерации.
     Основными мероприятиями по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации в сфере внешней политики являются:
    - разработка основных направлений государственной политики в области совершенствования информационного обеспечения внешнеполитического курса Российской Федерации;
    - создание российским представительствам и организациям за рубежом условий для работы по нейтрализации распространяемой там дезинформации о внешней политике Российской Федерации;
    - совершенствование информационного обеспечения работы по противодействию нарушениям прав и свобод российских граждан и юридических лиц за рубежом;
    - совершенствование информационного обеспечения субъектов Российской Федерации по вопросам внешнеполитической деятельности, которые входят в их компетенцию.

2.2. В области науки и техники

     Наиболее важными объектами обеспечения информационной безопасности Российской Федерации в области науки и техники являются:
    - результаты фундаментальных, поисковых и прикладных научных исследований, потенциально важные для научно-технического, технологического и социально-экономического развития страны, включая сведения, утрата которых может нанести ущерб национальным интересам и престижу Российской Федерации;
    - открытия, незапатентованные технологии, промышленные образцы, полезные модели и экспериментальное оборудование;
    - научно-технические кадры и система их подготовки;
    - системы управления сложными исследовательскими комплексами (ядерными реакторами, ускорителями элементарных частиц, плазменными генераторами и другими).
     К числу основных внешних угроз информационной безопасности Российской Федерации в области науки и техники следует отнести:
    - стремление развитых иностранных государств получить противоправный доступ к научно-техническим ресурсам России для использования полученных российскими учеными результатов в собственных интересах;
    - политику западных стран, направленную на дальнейшее разрушение унаследованного от СССР единого научно-технического пространства государств - участников Содружества Независимых Государств за счет переориентации на западные страны их научно-технических связей, а также отдельных, наиболее перспективных научных коллективов;
    - активизацию деятельности иностранных государственных и коммерческих предприятий, учреждений и организаций в области промышленного шпионажа с привлечением к ней разведывательных и специальных служб.
     К числу основных внутренних угроз информационной безопасности Российской Федерации в области науки и техники следует отнести:
    - сохраняющуюся сложную экономическую ситуацию в России, ведущую к резкому снижению финансирования научно-технической деятельности, временному падению престижа научно-технической сферы, утечке за рубеж идей и передовых разработок;
    - неспособность предприятий национальных отраслей электронной промышленности производить на базе новейших достижений микроэлектроники, передовых информационных технологий конкурентоспособную наукоемкую продукцию, позволяющую обеспечить достаточный уровень технологической независимости России от зарубежных стран, что приводит к вынужденному широкому использованию импортных программно-аппаратных средств при создании и развитии в России информационной инфраструктуры;
    - серьезные проблемы в области патентной защиты результатов научно-технической деятельности российских ученых;
    - сложности реализации мероприятий по защите информации, особенно на акционированных предприятиях, в научно-технических учреждениях и организациях.
     Реальный путь противодействия угрозам информационной безопасности Российской Федерации в области науки и техники - это совершенствование законодательства Российской Федерации, регулирующего отношения в данной области, и механизмов его реализации. В этих целях государство должно способствовать созданию системы оценки возможного ущерба от реализации угроз наиболее важным объектам обеспечения информационной безопасности Российской Федерации в области науки и техники, включая общественные научные советы и организации независимой экспертизы, вырабатывающие рекомендации для федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предотвращению противоправного или неэффективного использования интеллектуального потенциала России.

Информация о работе Методы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации