Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 15:49, контрольная работа
Цель работы: Освоить основные подходы выбора структуры информационно-вычислительной сети, па основе оптимизации ее параметров.
Структура информационно-вычислительной сети – это топология и совокупность пунктов (терминалов, узлов коммутации и т.п.) и соединяющих их линий или каналов связи. Она показывает потенциальные возможности сети по доставке информации между отдельными пунктами этой сети. В качестве модели структуры сети наиболее часто используются графовые модели. Граф имеет множество вершин, соответствующих пунктам сети, и множество дуг (ребер) – линий связи между пунктами.
Лабораторная работа №4
«Основные подходы к выбору структуры информационно-вычислительной сети
и оптимизации ее параметров.»
Цель работы: Освоить основные подходы выбора структуры информационно-вычислительной сети на основе оптимизации ее параметров.
Теоретические основы
Структура информационно-вычислительной сети – это топология и совокупность пунктов (терминалов, узлов коммутации и т.п.) и соединяющих их линий или каналов связи. Она показывает потенциальные возможности сети по доставке информации между отдельными пунктами этой сети. В качестве модели структуры сети наиболее часто используются графовые модели. Граф имеет множество вершин, соответствующих пунктам сети, и множество дуг (ребер) – линий связи между пунктами.
Каждой вершине может приписываться некоторый набор чисел:
Каждое ребро может иметь вес в виде набора чисел:
Для записи структуры сети и количественных оценок ее элементов используют матрицы (таблицы):
Используются и другие
оценки, характеризующие такие
При сравнении вариантов структуры сети возникает необходимость ее оценки. Успех оптимизации зависит не только от точности моделей функционирования и совершенства математического аппарата, но и от выбранного критерия оптимизации.
Используется два подхода к выбору критериев оптимизации:
1. Из множества параметров системы выбирается один наиболее важный показатель, а на остальные накладываются ограничения, т.е. математическая задача сводится к нахождению условного экстремума.
2. На основе исходного множества параметров строится обобщенный критерий, наиболее полно характеризующий систему, при этом задача обычно сводится к нахождению безусловного экстремума.
При первом подходе обычно используют такие критерии, как: средняя задержка в сети, стоимость сети и т.д. При втором подходе используют различные комбинации перечисленных параметров (например, произведение стоимости и средней задержки в сети).
В наиболее общем виде
задача синтеза топологии
Простейший пример оптимизации отдельного критерия ВС, представляет собой решение сетевой транспортной задачи методом Форда.
1. Постановка сетевой транспортной задачи.
На практике часто встречается задача определения кратчайшего маршрута по заданной сети из начального пункта до конечного пункта маршрута. Транспортная сеть может быть представлена в виде графа (рис.1), дуги которого – транспортные магистрали, а узлы – пункты отправления и назначения. Графически транспортная сеть изображается в виде совокупности n пунктов P1,P2,...,Pn, причем некоторые упорядоченные пары (Pi,Pj) пунктов назначения соединены дугами заданной длины r(Pi,Pj)=lij. Некоторые или все дуги могут быть ориентированы, т.е. по ним возможно движение только в одном направлении, указанном стрелками.
На рис.1 построена ориентированная транспортная сеть, содержащая шесть пунктов P1,P2,...,P6, которые связаны между собой восьмью транспортными путями.
Необходимо определить кратчайший маршрут из пункта P1 в P6. Определение кратчайшего маршрута состоит в указании последовательности прохождения маршрута через промежуточные пункты и суммарной длинны маршрута.
Например маршрут из пункта P1 в пункт P6: P1P2P4P6; L=l12+l24+l46=10.
Постановка задачи приобретает смысл в том случае, если имеется несколько вариантов маршрута из начального пункта в конечный. В этом случае физический смысл функции цели задачи состоит в минимизации общей длины маршрута, т.е. в определении кратчайшего пути из P1 в Pn.
2. Описание метода и алгоритма решения.
Метод Форда был разработан специально
для решения сетевых
Алгоритм метода Форда содержит четыре этапа. На первом этапе производится заполнение исходной таблицы расстояний от любого i-го пункта в любой другой j-й пункт назначения. На втором этапе определяются для каждого пункта некоторые параметры li и lj по соответствующим формулам. Далее на третьем этапе определяются кратчайшие расстояния. Наконец, на четвертом этапе определяются кратчайшие маршруты из пункта отправления Р1 в любой другой пункт назначения Рj, j=1,2,...,n.
Рассмотрим подробнее каждый из этих четырех этапов.
2.1 Первый этап: Составление исходной таблицы расстояний.
Данная таблица содержит n+1 строк и такое же количество столбцов; Pi – пункты отправления; Pj – пункты назначения. Во второй строке и втором столбце проставляется значения параметров li и lj, определение значений которых производятся на втором этапе решения задачи. В остальных клетках таблицы проставляются значения расстояний lij из i-го пункта в j-й пункт. Причем заполняются клетки таблицы, лежащие выше главной диагонали. Если пункт Pi не соединен отрезком пути с пунктом Pj, то соответствующая клетка таблицы не заполняется.
2.2 Второй этап: Определение li и lj.
Определяется значение параметров в соответствии с формулой:
lj=min(li+lij); i=1,2,...,n; j=1,2,...,n, (1)
где l1=0.
Эти значения заполняются во второй строке и во втором столбце.
2.3 Третий этап: Определение длины кратчайших путей.
Возможны два случая определения длины кратчайших путей из пунктов Pi в пункты Pj, i=1,2,...,n; j=1,2,...,n.
В первом случае, если выполняются неравенство:
lj – li £ lij; lij¹0; j=1,2,...,n; j=1,2,...,n, (2)
то значения параметров l1,...,ln удовлетворяют условиям оптимальности. Каждое значение lj есть не что иное, как кратчайшее расстояние от пункта Pi до пункта Pj, j=2,3,...,n.
Во втором случае, если для некоторых клеток (i,j) таблицы имеет место неравенство:
lj – li > lij; i=1,...,n; j=1,...,n,
то значения lj и li могут быть уменьшены.
Если справедливо (3), тогда исправим значение lj0, пересчитав его по формуле:
l¢j0=li0+li0,j0.
2.4 Четвертый этап: Нахождение кратчайшего пути.
Определения последовательности пунктов кратчайшего маршрута. С этой целью для каждого столбца определяют величину:
lrj,ri = lrj – lri,
где lrj,ri (i=2..n) берется из таблицы, причем lri выбирается так, чтобы выполнилось равенство (5). Таким образом, определим ri. Далее продолжим ту же операцию, но будем считать, последней не Pn, а Pr1. Будем продолжать до тех пор, пока rn не станет равной 1.
Таким образом, кратчайший
маршрут проходит через Pr1,Pr2,...,Prn, а длина маршрута
Lmin=lr2,r1+lr3,r2+...+lrn,rn-
Практическая часть
Для варианта 9 и 13 построим обобщенный критерий оптимальности прокладки вычислительной сети
(топология сети представлена на рис.1).
Критерий\№ дуги |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Стоимость |
1000 |
2000 |
900 |
2500 |
1000 |
1500 |
1200 |
2000 |
Вероятность отказа |
0,1 |
0,15 |
0,2 |
0,17 |
0,11 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
Их произведение |
100 |
300 |
180 |
425 |
110 |
150 |
120 |
200 |
1. Построим исходную
таблицу для произведения
Pi\Pj |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
X |
100 |
300 |
|||
2 |
X |
180 |
425 |
|||
3 |
X |
110 |
150 |
|||
4 |
X |
120 | ||||
5 |
X |
200 | ||||
6 |
X |
2. Определим значения параметров λ
заполним таблицу с учетом рассчитанных коэффициентов
Pi\Pj |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
X |
100 |
300 |
280 |
450 |
400 |
2 |
100 |
X |
180 |
425 |
||
3 |
300 |
X |
110 |
150 |
||
4 |
280 |
X |
120 | |||
5 |
450 |
X |
200 | |||
6 |
400 |
X |
3. Определим длины
кратчайших путей. Знаком «+»
будем обозначать неравенство у
Как видно, полученные удовлетворяют условиям оптимальности.
4. Нахождение кратчайшего пути.
У нас =6, а значит . По формуле (5) найдем остальные и определим кратчайшее расстояние.
Это равенство выполняется при . На самом деле:
Также равенству (5) удовлетворяют и . Таки м образом кратчайший путь равен:
Рассчитаем все возможные
Результат совпадает с полученным ранее.
Вывод: я освоил основные подходы выбора структуры информационно-вычислительной сети на основе оптимизации ее параметров.