Подготовка специалистов по защите информации в Украине

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 08:18, реферат

Описание

Целью данной работы является рассмотрение особенностей подготовки специалистов в области информационной безопасности в Украине.

Работа состоит из  1 файл

Реферат.docx

— 30.78 Кб (Скачать документ)

     Таким образом, одним из важных факторов повышения  качества подготовки специалистов в  области информационной безопасности должны быть меры по ужесточению режима отбора на специальности, связанные  с защитой информационных технологий. Можно предложить следующие пути развития технологии профотбора:

  1. создание эталонных моделей студента и специалистов в многомерном пространстве профессионально важных качеств;
  2. отражение в содержании профессионально важных качеств познавательных способностей личности, адаптационных возможностей в профессиональной направленности кандидата;
  3. разработка алгоритма оценки близости реальных и эталонных образцов кандидата с расчетом, как обобщенного интегрального показателя, так и уровней развития составляющих каждого показателя.

     В качестве начального приближения к  эталонной модели кандидата можно  предложить следующее ее содержание: перечень основных профессиональных качеств, которые являются значимыми для  успешной профессиональной подготовки в ВУЗе; диапазон изменения уровня сформированности качеств, в пределах которого не снижается успешность подготовки; уровень развития каждого качества.

     В учебном заведении учебно-воспитательная работа должна быть поставлена таким  образом, чтобы активно вовлечь  специалистов по компьютерным технологиям  в борьбу с киберпреступностью или  хотя бы изолировать их от преступной среды. В учебных заведениях, занимающихся подготовкой специалистов по информационным технологиям целесообразно преподавать  "Кодекс компьютерной этики", делая упор на то, что уважение к собственности других лиц в виртуальном мире столь же важно, как в мире физическом. Конечно, есть те, кто совершит преступление независимо от общественного мнения, но влияние авторитета – ценный инструмент против многих правонарушений, совершаемых только из-за ошибочной веры в то, что "все это делают".

     Концепция совершенствования процесса обучения в этом направлении предусматривает  решение следующих задач: формирование правовой культуры в области информационных технологий, корректировка существующих учебных программ, введение новых  учебных дисциплин.

     Для отражения современных достижений в области защиты информации необходимо регулярно (не мене 1 раза в год) пересматривать содержание специальных учебных  дисциплин. В настоящее время  целесообразно дополнить учебные  программы подготовки специалистов в области информационной безопасности дисциплинами по нормативно-правовой базе информационных технологий и по стратегии и тактике информационной войны.

     Компьютерные  преступления являются одним из способов ведения информационной войны с  целью идеологического и психологического влияния на сознание отдельного индивида, социальных групп, разжигания этнической и религиозной вражды. Поэтому  при подготовке специалистов в области  защиты информации необходимо включать вопросы, связанные методологическими  принципами ведения информационных операций. Специалист по защите информации обязан знать стратегию и тактику  ведения информационной войны, поражающие факторы информационного оружия и приемы противодействия информационным операциям.

     В виду важности учета человеческого  фактора при подготовке специалистов в области информационной безопасности рассмотрим более подробно воздействие  информации на человека.

     Установлено, что интенсивное информационное воздействие вызывает измененные состояния  сознания. Происходит изменение статуса  личности (человек неадекватно оценивает  себя и свои возможности) и статуса  сознания. Измененное состояние сознания обуславливает трансформации восприятия (сдвиг порогов, синестезии), перемены эмоционального тона ощущений и структуры  аффектов, памяти (спонтанное извлечение из памяти давно пережитых ситуаций, иногда переходящих в регрессию  поведения), изменение восприятия течения  времени (замедление, ускорение, раздробление). Тут важно подчеркнуть, что измененные состояния сознания стимулируют  развитие регрессии поведения, которая  трактуется психологами как специфическая  форма ухода индивида от действительности, временный возврат его на более  раннюю стадию развития, к более  примитивным формам поведения и  мышления.

     Особую  опасность представляет противоправное применение специальных средств  воздействия на индивидуальное, групповое  и общественное сознание. При этом целью ставится девальвация духовных ценностей и пропаганда образцов массовой культуры, основанных на культе насилия, на духовных и нравственных ценностях, противоречащих ценностям, принятым в обществе. Снижение духовного, нравственного и творческого потенциала населения существенно осложнит подготовку трудовых ресурсов для внедрения и использования новейших технологий, в том числе информационных.

     Эффективная реализация учебно-воспитательного  и учебно-методического направлений  возможна при хорошей организации  работы всего учебного заведения.

 

     Заключение 

     Борьба  с компьютерной преступностью и  кибертерроризмом является одной из важнейших задач современности. Успешность противодействия в этом направлении во многом определяется качеством подготовки специалистов по информационной безопасности. Совершенствование  учебно-воспитательной работы создает  предпосылки для предотвращения и предупреждения компьютерной преступности, особенно, в молодежной среде.

     Невзирая  на очевидную важность подготовки и  переподготовки кадров по информационной безопасности, организационные работы в этом направлении в Украине  проводятся разрозненно и явно не отвечают требованиям современности.

     В данной работе была предпринята попытка  комплексного рассмотрения проблемы подготовки и переподготовки кадров в Украине, как в области технических  вопросов защиты информации, так и  в области борьбы с компьютерной преступностью, включая вопросы  формирования правовой грамотности  по предотвращению компьютерных преступлений студентов технических, в первую очередь – компьютерных, специальностей.

 

     

     Библиографический список 

     
  1. Белов Е.Б. О государственном мониторинге  качества образования специалистов по защите информации. Проблемы информационной безопасности. Компьютерные системы : сборник науч.тр. / Е.Б.Белов. – М. : Киев, 1999. – 279 с.
  2. Богданов О.М., Додонов О.Г., Корнейко О.В., Мохор В.В., Хорошко В.О. Проблеми становлення національної системи підготов и кадрів в області інформаційної безпеки. Захист інформації  : учебник для вузов / О.М.Богданов, О.Г.Додонов, О.В.Корнейко, В.В.Мохор, В.О.Хорошко. – М. : Киев, 2001. - 70 с.
  3. Маклаков Г.Ю., Рыжков Э.В. Методология подготовки кадров МВД с учетом развития современных информационных технологий // В кн.: Информационные технологии и информационная безопасность в науке, технике и образовании “ИНФОТЕХ - 2002”. Материалы Международной научно-практической конференции, 30 сентября - 5 октября 2002 г. Киев – Севастополь. НТО РЭС Украины, 2002. – 110 с.
  4. Маклаков Г.Ю. Методологические принципы исследования информационного воздействия на человека // В кн.: Інформаційні технології та безпека. Збірка наукових праць. Національна академія наук України. Інститут проблем реєстрації інформації : сборник науч.тр. / Г.Ю.Маклаков. - М. : Київ, 2002. – 56 с.
  5. Маклаков Г.Ю. Метод исследования влияния информационных и коммуникативных технологий на человека // В кн.: "Научная сессия МИФИ-2001". VII Всероссийская научно-практическая конференция "Проблемы информационной безопасности в системе высшей школы" : сборник научн.тр. / Г.Ю.Маклаков. - М. : МИФИ, 2001. – 62 с.

Информация о работе Подготовка специалистов по защите информации в Украине