Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 20:14, реферат
Человек может состояться в своей профессии, развиваться благодаря своей работе и приносить пользу людям своей деятельностью. Однако нередко многолетнее (более 5 лет) выполнение одной и той же профессиональной деятельности приводит к появлению профессиональной усталости. В какой-то момент у человека возникает ощущение, что что-то в его жизни складывается не так. Ключом к разгадке может служить выбранная им специальность, которая, как говорят, иногда способна "калечить" человека, а также отсутствие карьерного роста и иные причины.
1. Введение
2. Термин "профессиональная деформация"
3. Профессиональная деформация врача
4. Список литературы
РГКП «Западно-Казахстанский
Государственный Медицинский Университет
имени Марата Оспанова»
Факультет: Стоматология
Кафедра: Амбулаторно-поликлинической педиатрии
Курс: 1
Самостоятельная работа студента
Тема:»Профессиональная деформация врача»
Форма выполнения:
реферат
Группа: 106
1. Введение
2. Термин "профессиональная
деформация"
3. Профессиональная
деформация врача
4. Список литературы
Человек может состояться в своей профессии, развиваться благодаря своей работе и приносить пользу людям своей деятельностью. Однако нередко многолетнее (более 5 лет) выполнение одной и той же профессиональной деятельности приводит к появлению профессиональной усталости. В какой-то момент у человека возникает ощущение, что что-то в его жизни складывается не так. Ключом к разгадке может служить выбранная им специальность, которая, как говорят, иногда способна "калечить" человека, а также отсутствие карьерного роста и иные причины.
Специалисты
утверждают, что зачастую так или иначе
профессия накладывает отпечаток на
личность человека, меняет его поведение
в целом. Бывают случаи, когда особенности
профессиональной деятельности не только
не помогают человеку развиваться, но
и способствуют деградации его как специалиста,
изменяя характерные для данной профессии
профессионально важные качества (ПВК)
в противоположную сторону. Это способно
приводить к молоэффективному и даже социально
опасному исполнению профессиональных
обязанностей.
Термин "профессиональная
деформация"
Профессиональная деформация - изменение
качеств, наступающее под
Профессиональная деформация- это
перечень явлений социально -
психологического характера, к
которым относятся все
Термин „профессиональная
Рассматривая профессиональные деформации в общем плане, Э.Ф. Зеер отмечает: "...Многолетнее выполнение одной и той же профессиональной деятельности приводит к появлению профессиональной усталости, обеднению репертуара способов выполнения деятельности, утрате профессиональных умений и навыков, снижению работоспособности...
Профессиональная деформация наблюдается
у большинства профессий в схеме "человек-человек"
(врачей, педагогов, психологов, сотрудников
милиции и др.)
Профессиональная деформация
врача
Врачей часто считают циниками с черным юмором, для которых "нет ничего святого". Профессия врача предполагает огромную ответственность и постоянный стресс, поэтому профессиональная деформация - это своеобразный защитный механизм. Цинизм неосознанно переносится в личное общение, а вынужденное равнодушие к чужому горю и сдержанность эмоций переносятся на собственные проблемы и проблемы близких людей.
Профессиональная деформация врача заключается в том, что при обычном рукопожатии он мысленно оценивает Ваш пульс, степень влажности кожи и температуру тела. В нерабочей обстановке начинает прослеживать связь между внешним видом и возможными заболеваниями человека, возможно давать советы.
Врач обладает определенной
Профессиональная адаптация является необходимой для медицинского работника. У врачей, медицинских сестер и у вспомогательного персонала, которые в начале своей профессиональной деятельности очень бурно переживали все события, тяжело влияющие на психику больных, например, страдания, смерть больных, операции, кровотечение, проявления психических заболевании и т. д., постепенно развивается определенная эмоциональная сопротивляемость. В суровых драматических ситуациях, когда жизнь больного находится под угрозой, врач скорее всего научится анализировать и оценивать положение, делать заключения и действовать. Студенты-медики после нескольких часов или нескольких дней пребывания в секционном зале выходят из более или менее значительного психического потрясения, возникшего у них при первом посещении помещения, где находилось много человеческих трупов, и приступают к деловому изучению анатомии. Хотя определенная степень эмоциональной сопротивляемости необходима и понятна, все же в сознании врачей и медицинских работников навсегда должна сохраниться способность понимать больного как страдающего человека и мертвое тело как его последние останки, заслуживающие уважения. Это является необходимой составной частью не только человеческого, но и профессионального уровня врача. Профессор патологической анатомии медицинского факультета в Брно Нейман не допускал, чтобы кто-нибудь появлялся в прозекторской в головном уборе и вел себя так, что это можно было расценивать как неуважение к мертвым. Мы приводим этот пример в качестве контраста с теми случаями, когда и живым больным не всегда оказывается соответствующее уважение и не всегда щадится их достоинство.
Поведение и некоторые выражения медицинских работников находятся на грани профессиональной адаптации и деформации. По Вондрачеку уже на грани с кощунством находятся сравнения, выражающие элементарные ассоциативные связи и используемые для описания секретов и экскретов, как например, «тифозный стул в виде горохового супа», «холерный стул в виде рисового супа» «гной в виде сметаны», «плевок в виде малинового желе», «моча в виде черного пива».
Профессиональными деформациями являются и поведение и выражения медицинских работников, при которых под влиянием привычки проявляется черствость по отношению к больным в такой степени, что у не медиков создается впечатление бездушности и даже цинизма. Например, тот факт, что врач и медицинская сестра не считают нужным отделить хотя бы ширмой умирающего больного в двадцатикоечной палате, или же врачи, совершая обход, при больном дискутируют о неблагоприятном прогнозе его болезни. Студентка медицины на экзамене по медицинской психология в качестве примера профессиональной деформации студентов-медиков привела тот факт, что некоторые из них в секционном зале над трупами шутят, рассказывают анекдоты и курят.
Грегг подчеркивает, что личность больного нельзя считать неудобным придатком к больному органу, который врач должен обследовать.
Профессионально деформированный лечащий врач, ставящий диагноз хотя и точно, но при помощи машин, вызывает у больного впечатление не заинтересованности и безразличия, не осознавая этого.
Имеются и некоторые организационные и экономические обстоятельства, усиливающие деформированный подход к больному. Сложный механизм планирования и управления медицинскими учреждениями, необходимость капитального ремонта многих больниц и поликлиник затягивают процесс создания необходимых условий в отделениях, расположенных в старых зданиях. Медицинским сестрам, а в известной степени и врачам, не мешают большие палаты. В них легче справиться с работой, больные сами наблюдают друг за другом и помогают друг другу больше, чем в маленьких палатах. Значительно меньше такое положение нравится больным. Вондрачек афористически описывает подобное положение: «Страшно пребывание в палате, где один ест, другой стонет, третий занимается дефекацией и четвертый умирает». Большинство больных, по существу, очень легко приспосабливается к подобным ситуациям, в связи с чем вспоминается высказывание Достоевского о том, что «человек — это существо, которое ко всему привыкает».
При планировании всегда больше внимания уделяется приобретению диагностической и лечебной аппаратуры и лабораторного оборудования, чем перестройке больничных отделений в соответствии с требованиями лечебно-охранительного режима, при котором необходимо помнить о том, что больной нуждается в создании хотя бы минимальных интимных условий. Больные в этом отношении стихийно, без злого умысла дискриминируются.
Все это связано с характером профессиональной деформации, имеющим психологическое значение: причиной являются не плохие намерения или стремления вредить больному, а плохая, в течение длительного времени, по существу, неосознанная привычка. Она проявляется также в своеобразном профессиональном жаргоне, применяемом без преград при больных, как об этом свидетельствует разговор двух врачей, передававших друг другу отделение перед уходом в отпуск: «Что у тебя здесь имеется?» «Четыре желудка, три желчных пузыря, одна почка». Ряд примеров профессиональной деформации отмечают студенты-медики, которые сами еще не подверглись деформации.
Инертность в развитии профессиональной деформации удерживается вследствие исторической традиции профессии врача и его положения в обществе. В прошлом врач-исцелитель бывал священником, чародеем и магом, а также и владыкой. В горных областях Чехословакии еще недавно действовали «ведьмы» – исцелительницы, которые «лечили» травами и заговариваниями. В настоящее время магическая сторона отошла в область «волшебной», «невообразимой» техники и «фантастического прогресса», о которых часто встречаются особенно суггестивные сообщения в телевизионных передачах и в иллюстрированных журналах. Однако, чем меньше зритель и читатель понимают фактическую сторону этого процесса, тем более он потрясен его внешней магической стороной. Магическое отношение, подсознательное ощущение власти над человеком, который искал и до настоящего времени ищет у врача последней защиты, оставили в психологии врачей пережитки, иногда имеющие даже кастовый характер. Наименее желательные характеры такого типа относятся к больному со снисходительным пренебрежением, а иногда даже не замечают больного, как будто он является воздухом. В поведении и жестах личности такого типа видно явное демонстративное отсутствие интереса к больному, как к человеку («Следующий... не задерживайте меня..., не спрашивайте, это мое дело... не заботьтесь о том, что у вас есть... а все равно вы этого не понимаете» и т. д.) Этот тип как бы плывет по больничному коридору с высоко поднятой головой. Иногда он даже просто игнорирует больного и груб с ним. Унцер сатирически отметил (по Данеку), что врач, желающий создать себе авторитет, должен делать вид, что ему ужасно некогда: «Если его кто-нибудь зовет, то он должен стать нетерпеливым и воскликнуть: вы думаете, люди, что я могу разорваться? Пятьдесят человек я уже посетил и обследовал, пятьдесят других меня еще ждут, а за дверями их стоит еще миллион... но я приду.» Нельзя отрицать того, что подобный суровый и кажущийся или действительный неохотный и отрицающий способ поведения может оказать особенно на более простых и примитивных больных определенное мобилизующее, даже и терапевтически положительное влияние, что в прошлом сознательно или подсознательно использовал ряд шарлатанов. По нашему мнению, механизм такого действия заключается в автоматическом предположении, что грубость и бестактность безнаказанно себе может разрешить лишь тот, кто очень много знает и умеет. Это предположение и ощущение парадоксально вызывают чувство доверия и ожидания положительного результата лечения. Но в настоящее время подобное поведение врача у большинства больных вызывает отвращение и недоверие.