Роль и виды газетных заголовков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 18:43, лекция

Описание

В настоящее время при подготовке высококачественного информационного продукта наблюдается усиление эмоциональных приемов воздействия. Яркость, образность, новизна публикации, оригинальный дизайн газеты или журнала, а также хорошие заголовки повышают конкурентоспособность периодического издания.
Заголовоки представляет собой первый элемент текстовой публикации, с которой они органично связаны.

Работа состоит из  1 файл

ROLQ_I_VIDY_GAZETNYH_ZAGOLOVKOV.doc

— 42.50 Кб (Скачать документ)

РОЛЬ И ВИДЫ ГАЗЕТНЫХ ЗАГОЛОВКОВ

 

В настоящее время при подготовке высококачественного информационного  продукта наблюдается усиление эмоциональных  приемов воздействия. Яркость, образность, новизна публикации, оригинальный дизайн газеты или журнала, а также хорошие заголовки повышают конкурентоспособность периодического издания.

Заголовоки представляет собой первый элемент текстовой публикации, с которой они органично связаны.

Заголовки выполняют несколько важных функций. Прежде всего они подводят читателя непосредственно к тексту статьи и сообщают суть материала.

Например, под рубрикой «Расследование «СБ» «Советская Белоруссия» опубликовала статью «Свет и тени энергосбережения».

Заголовки публикаций являются неотъемлемым элементом дизайна газеты. От их оформления во многом зависит имидж периодического издания. Они разбивают серую массу текста, помогают читателю быстрее ознакомиться с содержанием номера, выделить то, что представляет для него особый интерес. Удачный заголовок часто определяет решение прочитать весь материал или пропустить его.

Заголовки также дифференцируют материалы по степени важности. Своими размерами и расположением они дают читателю понять, насколько значительными или интересными эти материалы считает сама редакция.

В настоящее время почти все тексты и многие газетные иллюстрации публикуются с заголовками. Исключения составляют небольшие информационные сообщения и заметки, сгруппированные в подборку. Тогда над ней ставят общий заголовок – рубрику, обозначающую тему этих публикаций или другой общий для них признак.

Например, в российской газете «Ведомости» в подборку «Слова» включают цитаты из выступлений политических деятелей, которые на прошедшей неделе привлекли наибольшее внимание общественности.

Как правило, заголовки в газетах  и журналах строятся по традиционным моделям: повествовательный, заголовок-сообщение, заголовок-резюме, заголовок-цитата, обращение, призыв, игровой заголовок и другие.

В процессе редакционной практики возникли своеобразные стереотипы использования заголовков различных жанровых публикаций. Так, для новостных заметок характерно вынесение в заголовок опорных фактов и цифровых данных. Заголовки интервью часто представляют собой цитату из ответа респондента. Для репортажей и очерков характерны образные заголовки. Например, в журнале GEO была опубликована статья под названием «ICEландия – Северный эдем?» 

Стиль заголовков – одно из специфических отличий периодического издания. Его не следует менять в течение длительного времени. По стилю заголовков постоянный читатель узнает газету, даже не  видя ее названия.

В 1990-е годы "Комсомольская правда" отдавала предпочтение игровым заголовкам, которые придумывали особые сотрудники. В настоящее время от этой практики почти отказались. Сегодня в этом издании преобладают повествовательные заголовки-сообщения. Это делается для того, чтобы упростить процесс восприятия текста.

Тем не менее заголовки, представляющие собой слегка измененное устойчивое словосочетание, остаются очень популярными. Например, в газете «Известия» любителей футбола привлек заголовок «Хоть гол на голове теши». В журнале «Коммерсантъ Деньги»  рубрику «Как заработать» открывала статья «О ферме и содержании».

Известно, что человек мгновенно  и без напряжения воспринимает слова, в которых содержится не более  шести букв. Именно из них опытные журналисты составляют газетные заголовки. Обычно их пишут в настоящем времени. Это вызывает ощущение сиюминутности. Правда, данное правило, не касается материалов, посвященных историческим событиям.

Неудачный выбор заголовка или  плохое оформление резко снижают воздействие всей публикации. Содержательную статью с невыразительным заголовком часто вообще не замечают. Яркий заголовок побуждает прочитать следующий за ним текст или внимательно рассмотреть иллюстрацию.

Воздействие заголовка на читателя зависит от технического оформления – размещения на газетной полосе и постановки над текстом, сбоку от него или в центре. Играет роль и деление заголовка на строки, выбор гарнитуры шрифта и его кегля, насыщенность цвета и другие характеристики. Опытные дизайнеры применяют дополнительные цвета для выделения на полосе одной, иногда двух важнейших публикаций, концентрируя на них внимание читателей.

Нередко заголовок, дающий слабое представление  о содержании публикации, конкретизирует и развивает подзаголовок.

Например, в российской газете «Ведомости» заголовок «Когда старость в радость» уточнял подзаголовок «Американские дизайнеры ввели моду на «состаренные» дома». В белорусской «Народной газете» заголовок «Золотая жила» дополнял уточняющий подзаголовок «На чем делают состояние богатейшие люди планеты».

Подзаголовок может также указывать характер газетного выступления или источник получения информации.

 

Таким образом, система заголовков периодического издания позволяет  читателю быстро познакомиться с содержанием всего номера и выделить то, что представляет особый интерес. Хороший заголовок привлекает внимание, выражает суть журналистского материала, передает его характер, соответствует стилю. Правильный выбор места, размера, цвета и гарнитуры шрифта заголовка улучшают дизайн периодического издания. Заголовок может иметь образную форму. Тогда он должен быть дополнен подзаголовком.

 

 

 

ЛИД КАК ЧАСТЬ  ЗАГОЛОВОЧНОГО КОМПЛЕКСА ПЕЧАТНЫХ СМИ

 

Заголовки применяют отдельно или  в сочетании друг с другом. Нередко они образуют заголовочный комплекс, в который входят обыкновенный заголовок, подзаголовок, рубрика и лид. Обыкновенный заголовок дает представление о содержании публикации. Подзаголовок конкретизирует содержание заголовка. Рубрика определяет тематическое направление или характер текста. Нередко к ним присоединяют лид – первый вводный абзац публикации, содержащий опорный факт сообщения. Такой заголовочный комплекс дает читателю достаточное представление о теме и содержании текста.

 

В американской и европейской журналистике информационные материалы традиционно излагаются в соответствии с принципом перевернутой пирамиды. Самая свежая и важная информация располагается вверху, а затем следуют менее значительные и интересные факты. Такая структура наиболее удобна для читателя. Он может быстро уловить главное и прервать чтение в любом месте, не упустив ключевых пунктов.

На долю заголовка и лида должно приходиться примерно 70% общего смысла информации и только 30% на всю оставшуюся часть публикации вне зависимости от общего количества строк.

 

В ходе подготовительной работы над  статьей или репортажем важно  определить, каким будет лид.

В новостных материалах применяются следующие лиды:

♦ Резюме, где даются ответы на вопросы кто, что, где, когда. В следующих абзацах более подробно раскрываются эти пункты, а также рассказывается, почему и как событие произошло.

Например, в газете «Ведомости»  под рубрикой «Технологии / Телекоммуникации» была опубликована статья Фреда Дворака «Телевизионный прорыв Sony». К ней был дан подзаголовок «Японская корпорация продемонстрировала «цифровую реальность». Статья начиналась следующим вводным абзацем «В среду корпорация Sony анонсировала свою новую технологию Digital Reality Creation, позволяющую телезрителям манипулировать изображением на экране, в частности панорамировать и увеличивать отдельные участки, а также повышать их четкость. Эти функции будут воплощены в новой линейке телевизоров, которую Sony планирует представить на следующей неделе» (13 августа 2004 г.).

 ♦ Единичный. Этот тип лида выделяет один важный аспект публикации.

♦ Сложный объединяет несколько новостных элементов;

♦ Лид с немедленной идентификацией отвечает на вопрос «кто?».

♦ В лиде с отсроченной идентификацией указывается не имя, а положение или роль человека. Кто он читатель поймет, прочитав следующие абзацы.

В тематических статьях ответы на вопросы «кто», «что», «где», «когда» и «почему» не являются самыми важными элементами. Поэтому ответы на них не включают в лид.

Для тематических статей и очерков подходят:

♦ анекдотический лид (остроумное описание события или человека);

♦ сценический лид (введение места действия или создание атмосферы для того, чтобы начать статью);

♦ вопросительный лид.

В лиде аналитической статьи надо обосновать значение темы и сформулировать главную идею.

Существует множество других типов  лидов: сюрприз, контрастный, статистический, ретроспективный и др. Выбирая  его тип, надо учитывать, насколько  читатель уже осведомлен о событии, насколько событие важно для  него, что является главным в материале: люди или события.

 

Таким образом, заголовочный комплекс надо выстраивать так, чтобы после его прочтения у читателя сложилась четкое представление, о чем пойдет речь в редакционном материале. Особую роль в нем играет вводный абзац, содержащий опорный пункт общения. Задача лида – привлечь внимание читателя к материалу, пригласить его к дальнейшему чтению.


Информация о работе Роль и виды газетных заголовков