Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 09:56, реферат
Смежные права, как и авторские, нуждаются в защите и регулировании. Именно с этой целью были разработаны и приняты такие конвенции как Женевская Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизведения их фонограмм и Брюссельская Конвенция о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники.
Введение
1. Женевская и Брюссельская конвенции по вопросам смежных прав
2. Женевская Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизведения их фонограмм
3. Брюссельская Конвенция о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники
Заключение
Список использованной литературы
Предоставление охраны иностранным правообладателям способствует не только распространению мирового культурного наследия, но и самому широкому использованию национальных произведений и фонограмм, поскольку устраняется один из факторов, из-за действия которого предпочтение могло отдаваться иностранцам произведения и фонограмм, — отсутствие их охраны, а следовательно, возможность использования без согласия правообладателей и без выплаты им вознаграждения.
За короткое
время Женевская конвенция
В соответствии с национальным законодательством Беларусь охраняет только те фонограммы, которые созданы резидентами республики либо впервые опубликованы на ее территории. Иные фонограммы могут охраняться только на основании международных договоров, в которых участвует наше государство.
Основные обязательства Беларуси в рамках Женевской конвенции состоят в том, что наше государство обязуется предоставить производителям фонограмм из других участвующих в конвенции государств охрану от несанкционированного копирования их фонограмм, а также ввоза в республику с целью несанкционированного распространения и распространения на ее территории контрафактных экземпляров этих фонограмм.
Вступление в силу Женевской конвенции, безусловно, имеет серьезное значение для деятельности белорусского рынка звукозаписи. По различным оценкам, от 80 % до 95 % рынка составляет нелицензионная продукция. При этом в общем объеме легальной продукции доля фонограмм, созданных собственно белорусскими фирмами, ничтожно мала.
Вступление данной конвенции в силу не означает, что все зарубежные фонограммы сразу становятся охраняемыми. Особенностью Женевской конвенции является то, что согласно норме ст. 7 (3) этого международного соглашения новое государство, присоединяясь к конвенции, не обязано охранять фонограммы, созданные до даты присоединения. Таким образом, в Беларуси на основании конвенции будут охраняться зарубежные музыкальные новинки — фонограммы, созданные после 17 апреля 2003г.
После запуска в 1957 г. первого советского искусственного спутника Земли переход к массовому использованию возможностей спутниковой ретрансляции для связи между наземными станциями и даже отдельными потребителями занял всего несколько лет. Быстрое развитие космической техники и появление новых средств связи, основанных на использовании искусственных спутников Земли, позволили осуществлять передачу радио и телепрограмм фактически на неограниченные территории. Передача телевизионных программ через спутники в сочетании с кабельными сетями является сегодня во всем мире основным средством обеспечения многопрограммного высококачественного вещания.
Использование
спутников связи в
Это привело к подписанию 25 мая 1974 г. Брюссельской конвенции о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники, которая, правда, ограничивается сигналами, исходящими от вещательных организаций. При разработке новой конвенции были сомнения в том, что передача сигналов через спутники может рассматриваться как передача в эфир, поскольку сигналы, передаваемые с наземной станции на спутник, не могли быть непосредственно приняты публикой, а сигналы со спутников принимались другими наземными станциями для передачи их публике, скорее по кабелю, чем беспроводными средствами. То есть, Брюссельская конвенция была разработана для защиты вещательных организаций по отношению к распространению несущих программы сигналов через спутники. В соответствии с данной конвенцией распространение — это действие, посредством которого распространяющий орган передает сигналы широкой публике. Таким образом, в отличие от передачи в эфир, охрана по Брюссельской конвенции относится только к кабельным системам.
Несмотря
на то, что развитие техники привело
к возможности прямого приема
сигналов публикой, данная Конвенция
обеспечивает защиту от несанкционированного
распространения несущих
Статья 1 Брюссельской конвенции содержит ряд определений ряда основных используемых в ней понятий, таких как «сигнал» (создаваемая с помощью электронных средств несущая частота, способная передавать программы), «программа» (совокупность материалов, получаемых непосредственно или в записи, состоящих из изображений, звуков, передаваемая посредством сигналов с целью последующего распространения), «спутник», «излучаемый сигнал», «вторичный сигнал», «распространяющий орган» и др. Приведенные в статье 1 понятия определяются только для целей самой Брюссельской конвенции в остальных международных соглашениях в области авторского права и смежных прав, как правило, не используются либо используются в иных значениях.5
Например, в формулировке ст. 3 Римской конвенции, согласно которой под «передачей в эфир» понимается передача «беспроволочными средствами звуков и изображений и звуков для приема публикой», заключена основная юридическая проблема, с которой столкнулись организации эфирного вещания при попытке распространить принятую ранее Римскую конвенцию на случаи передачи несущих программы сигналов через спутник. Проблема связана, во-первых, с тем, что сигналы, передаваемые через спутник «непрямого вещания», непригодны для приема неограниченным кругом лиц (публикой) с помощью индивидуальных приемных устройств, а во-вторых, с тем, что «вторичные сигналы», принимаемые наземными ретранслирующими станциями, как правило, передаются для приема публикой организациями кабельного вещания.
Брюссельская конвенция не решает этой проблемы, а вместо формулировки и закрепления каких-либо новых правомочий организаций эфирного вещания предусматривает только общую обязанность государств-участников принять «соответствующие меры» для предотвращения распространения каких-либо сигналов, несущих программы, теми организациями, для которых эти сигналы не предназначались. При этом «распространение» определяется Брюссельской конвенцией как действие, посредством которого «распространяющий орган» передает принимаемые со спутника сигналы «широкой публике или любой ее части». Следовательно, понятие «распространение», используемое в конвенции, охватывает случаи как эфирного, так и кабельного вещания.
Конвенция предусматривает
обязанность каждого
Следует подчеркнуть, что к настоящему моменту далеко не все страны, подписавшие Брюссельскую конвенцию, привели свое законодательство в соответствие с ее основными положениями. Учитывая это обстоятельство, многие телекомпании принимают собственные меры к предотвращению несанкционированного распространения программ. Наиболее доступный и широко практикуемый метод — кодирование передаваемых сигналов таким образом, чтобы сделать прием невозможным без специального декодирующего устройства, предоставляемого владельцем программы. В некоторых случаях кодирование осуществляется с целью получения абонементной платы за просмотр программ (платное телевидение), но большей частью кодирование вводится для ограничения территории, на которой можно принимать данную программу. Прием разрешается на территории тех стран, на которые распространяется договор авторского права при формировании программы. Наличие ограничений привело к появлению обширного рынка нелегальных («пиратских») декодеров.
Брюссельская конвенция не защищает передаваемую программу, так как объектом защиты являются сигналы, транслируемые организацией массового вещания. Что же касается защиты программ, то в конвенции просто указывается, что данная конвенция не может интерпретироваться как ограничивающая какие-либо права авторов, исполнителей, производителей фонограмм или организаций широкого вещания.
В конвенции
разрешено распространение
Что касается длительности охраны, то конвенция о спутниках обращается к национальным законодательствам. Во всех странах, где применение вышеуказанных положений имеет временные ограничения, сроки должны быть установлены национальным законодательством.
Брюссельская конвенция не применяется, когда сигналы со спутника, передаваемые организацией широкого вещания, предназначены для прямого приема их населением. В таких случаях испускаемые сигналы не могут быть использованы каким-либо другим распространителем, они могут быть приняты всем населением7. Таким образом, Брюссельская конвенция обеспечивает охрану от несанкционированного распространения посредниками несущих программы сигналов, однако непосредственно права организаций вещания Брюссельская конвенция не затрагивает.
Технический прогресс в области производства и распространения фонограмм, появление новых цифровых форматов записи, развитие средств коммуникации, спутникового вещания приводит к необходимости дальнейшего развития охраны прав производителей фонограмм, прав организаций эфирного вещания, что становится причиной принятия новых договоров и конвенций (например, Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам, принятый в 1996 г). Но и Женевская конвенция о фонограммах и Брюссельская конвенция о спутниках все же сохраняют свое значение в качестве основополагающих международных соглашений.
1. Авторское право и смежные права. Законы, конвенции, договоры и соглашения: Сборник материалов / под ред. С.А. Сударикова. — Минск: Пейто, 1998. — 272 с.
2. Интеллектуальная собственность. Основные материалы. Ч. ІІ. Гл. 8-13: пер. с англ. — Новосибирск: Наука, 1993 — С 193-365.
3. Интеллектуальная собственность Кн. 1. Авторское право и смежные права / сост. и коммент. И.В. Попова; под ред. В. Ф. Чигиря. — Минск, 1997. — 560 с.
4. Лосев, С.С. Беларусь присоединилась к двум конвенциям // Интеллектуальная собственность в Беларуси. — Минск, 2002. — № 4. — С. 39-42.
5. Лосев, С. Зарубежные фонограммы становятся охраняемыми [Электронный ресурс] // Экономическая газета. — Режим доступа: http://neg.by/publication. — Заглавие с экрана.
6. Основные положения Женевской Конвенции об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм / И. Близнец, К. Леонтьев. — Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. — М., 2004. — № 4. — С. 2-9.
7. Основные положения конвенции о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники / И. Близнец, К. Леонтьев. — Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. — М., 2004. — № 5. — С. 2-9.
8. Судариков, С.А. Основы авторского права /С.А. Судариков. — Минск, 2000. — 511 с.
Размещено на allbest.ru
1 Судариков, С. А. Основы авторского права. — Минск, 2000. — С. 73.
2 Интеллектуальная собственность. Основные материалы. Ч. ІІ. Гл. 8-13. — Новосибирск, 1993 — С. 230-231.
3 Интеллектуальная собственность Кн. 1. Авторское право и смежные права. — Минск, 1997. — С. 481-482.
4 Интеллектуальная собственность. Основные материалы. Ч. ІІ. Гл. 8-13. — Новосибирск, 1993 — С. 231-232.
5 Основные положения Женевской Конвенции об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм. — Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. — М., 2004. — № 4. — С. 3.
6 Судариков, С. А. Основы авторского права. — Минск, 2000. — С. 75.
7 Интеллектуальная собственность. Осн. материалы. Ч. ІІ. Гл. 8-13. — Новосибирск, 1993 — С 233.
Информация о работе Женевская и Брюссельская конвенции по вопросам смежных прав