Интерполяция кубическими сплайнами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 19:45, курсовая работа

Описание

Из всех способов одномерной интерполяции можно выделить три основных - полиномиальная, рациональная и сплайн-интерполяция. При полиномиальной интерполяции функция представляется в виде полинома степени N-1, где N - число точек с известными значениями интерполируемой функции.

Содержание

1. Теоретические предпосылки

2. Кубически интерполяционный сплайн

3. Интерполяция сплайнами

4. Построение кубического сплайна функции

5. Тестирование программы

6. Заключение

7. Список литературы

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 198.00 Кб (Скачать документ)

for (int j=0; j < dop; j++)

{

x1[k] = x[i] + j*step / (dop);

y1[k] = pow((x[i]-x1[k]),3)*a(i+1)

+ pow((x[i]-x1[k]),2)*b(i+1) + (x[i]-x1[k])*c(i+1)+d(i+1);

k++;

}

x1[n*dop] = x[n];

y1[n*dop] = y[n];

} 

void main() {

int n,dop; double step;

cout << "Введите  количество интервалов: "; cin >> n;

cout << "Введите  количество доп. т. на интервале: "; cin >> dop;

cout << "Введите  шаг интервала: "; cin >> step;

dop++;

double *x,*y, *x1,*y1; 

initial(x,y,x1,y1,n,dop);

int i = 0; while (i < (n+1)) { // расчёт первоначальных значений  функции

x[i] = (i-n/2)*(step);

y[i] = cos(x[i])*pow(x[i],2);

i++;

}

spline (step, dop, n, x,y,x1,y1);

init(); interface(n, dop,x,y,x1,y1);

delete x,y,x1,y1;

closegraph();

}

#ifndef __FUNCT_H

#define __FUNCT_H

#include <graphics.h> 

// инициализация графики

void init() {

int D,M; D = DETECT; M = 5;

initgraph(&D,&M,""); 
 

// рисование  графика функции и сплайна

void paint(int Fx,int Fy,int key,int n, int dop, double* &x,double* &y,double* &x1,double* &y1) {

int i = 0, a, b;

a = getmaxx()/2; b = getmaxy()/2;

setfillstyle(0,0); bar(0,0,a*2+1,b*2+1); setcolor(5); 

if ((key == 1) || (key == 3))

while ( i < n ) {

line(x[i]*Fx + a, -y[i]*Fy + b, x[i+1]*Fx + a, -y[i+1]*Fy + b);

i = i++;

}

if ((key == 2) || ( key == 3)) {

i = 0;

setcolor(3);

while ( i < n*dop ) {

line(x1[i]*Fx + a, -y1[i]*Fy + b, x1[i+1]*Fx + a, -y1[i+1]*Fy + b);

i = i++;

}

}

setcolor(10); line(getmaxx()/2,0,getmaxx()/2,getmaxy());

line(0,getmaxy()/2,getmaxx(),getmaxy()/2);

} 

// функция для  приближения (удаления) и масштабирования  по осям графиков

void interface(int n, int dop, double* &x, double* &y,double* &x1, double* &y1) {

int c=16, z=16;

char key='0'; 

while (key != 27) {

if (key == 75) c = c+4;

if (key == 72) z = z+4;

if (key == 77) c = c-4;

if (key == 80) z = z-4;

if (key == 45) { z = z-4; c = c-4; }

if (key == 61) { z = z+4; c = c+4; }

if (c < 0) c = 0;

if (z < 0) z = 0;

if (key == 's') paint(c,z,2,n,dop,x,y,x1,y1);

else if (key == 'f') paint(c,z,1,n,dop,x,y,x1,y1);

else paint(c,z,3,n,dop,x,y,x1,y1);

key = getch();

}

} 

// Инициализация динамических массивов

void initial (double* &x,double* &y,double* &x1,double* &y1, int n, int dop) {

x = new double [n+1];

y = new double[n+1];

for (int i = 0 ; i < (n+1);i++) {

y[i] = 0;

x[i] = 0; }

x1 = new double[n*dop+1];

y1 = new double[n*dop+1];

for ( i = 0 ; i < (n*dop+1);i++) {

x1[i] = 0;

y1[i] = 0; }

} 

#endif 

#ifndef __MAT_VEC_H

#define __MAT_VEC_H

#include <stdlib.h>

#include <iostream.h> 

// класс матриц

class matrica {

public:

const int Column, String; //кол-во столбцов и строк матрицы

matrica(int column, int string);

~matrica();

private:

float **WW;

matrica(const matrica& rhs);

matrica& operator=(const matrica& rhs);

public:

float& operator()(int i, int j);

friend ostream& operator<<(ostream& out, const matrica& matr);

friend istream& operator>>(istream& in, const matrica& matr);

};

// конструктор

matrica :: matrica(int column, int string) : Column(column), String(string) {

WW = new float*[string];

if(!WW) {

cout << "\n !!! Не хватает памяти конструктору matrica\n";

exit(EXIT_FAILURE);

}

for(int i = 0; i < string; i++) {

WW[i] = new float[column];

if(!WW[i]) {

cout << "\n !!! Не хватает памяти конструктору matrica\n";

exit(EXIT_FAILURE);

}

for(int j = 0; j < column; j++)

WW[i][j] = 0;

}

}

// деструктор

matrica :: ~matrica() {

for(int i = 0; i < String; i++)

delete [] WW[i];

delete [] WW;

}

// операция доступа к элементу

float& matrica :: operator()(int i, int j) {

if((i > 0) && (i <= String) && (j > 0) && (j <= Column))

return WW[i - 1][j - 1];

else {

cout << "\n Ошибка  доступа к элементу (" << i << ", " << j << ") ! \n";

exit(EXIT_FAILURE);

}

}

// вывод матрицы в поток

ostream& operator<<(ostream& out, matrica& WW) {

for(int i = 1; i <= WW.String; i++) {

for(int j = 1; j <= WW.Column; j++)

out << WW(i, j) << " ";

out << endl;

}

return out << "";

}

// ввод матрицы  из потока

istream& operator>>(istream& in, matrica& WW) {

for(int i = 1; i <= WW.String; i++)

for(int j = 1; j <= WW.Column; j++)

in >> WW(i, j);

return in;

}

// класс векторов

class vector {

public:

vector(int column);

~vector();

const int Column; // кол-во элементов вектора

private:

float *vect;

vector(const vector& rhs);

vector& operator=(const vector& rhs);

public:

float& operator()(int i);

friend ostream& operator<<(ostream& out, const vector& vec);

friend istream& operator>>(istream& in, const vector& vec);

};

// кoнструктор vector

vector :: vector(int column) : Column(column) {

vect = new float[column];

if(!vect) {

cout << endl << "\n !!!Не хватает памяти конструктору vector! \n";

exit(EXIT_FAILURE);

}

for(int i = 0; i < Column; i++)

vect[i] = 0;

}

// деструктор

vector :: ~vector() {

delete [] vect;

}

// операция доступа  к эелементу

float& vector :: operator()(int i) {

if((i > 0) && (i <= Column))

return vect[i - 1];

else {

cout << "\n !!!Ошибка  доступа к элементу вектора  - " << i;

exit(EXIT_FAILURE);

}

}

// вывод вектора  в поток

ostream& operator << (ostream& out, vector& vec) {

for(int i = 1; i <= vec.Column; i++)

out << vec(i) << ' ';

return out << endl;

}

// ввод вектора из потока

istream& operator>>(istream& in, vector& vec) {

for(int i = 1; i <= vec.Column; i++)

in >> vec(i);

return in;

}

#endif

#ifndef __PROGONKA_H

#define __PROGONKA_H

#include "mat_vec.h"

int progonka(matrica &mat, float* &x) {

x = new float[mat.String];

if(!x)

return 0;

int i, y = mat.Column, n = mat.String;  vector h(n), d(n);

d(1) = - mat(1, 2) / mat(1, 1);

h(1) = mat(1, y) / mat(1, 1);

for(i = 2; i <= n - 1; i++) {

d(i) = mat(i, i+1) / (mat(i, i-1) * d(i-1) - mat(i, i));

h(i) =(mat(i, y)-mat(i,i-1) * h(i-1))/(mat(i, i-1) * d(i-1) + mat(i, i));

}

h(n) =(mat(n, y)-mat(n,n-1) * 
 
 
 
 
 
 
 
 

5.Тестирование 

Зеленым цветом - график функции построенный в  пределе от -5 до 5, с шагом = 1.

Красным цветом - график сплайна, полученный при интерполировании исходного графика, причём дополнительно  построено всего 3 точки на каждом интервале. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

6.Заключение

В вычислительной математике существенную роль играет интерполяция функций, т.е. построение по заданной функции другой (как правило, более простой), значения которой совпадают со значениями заданной функции в некотором числе точек. Причем интерполяция имеет как практическое, так и теоретическое значение. На практике часто возникает задача о восстановлении непрерывной функции по ее табличным значениям, например полученным в ходе некоторого эксперимента. Для вычисления многих функций оказывается эффективно приблизить их полиномами или дробно-рациональными функциями. Теория интерполирования используется при построении и исследовании квадратурных формул для численного интегрирования, для получения методов решения дифференциальных и интегральных уравнений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

7.Список  литературы  

   1. В.В. Иванов. Методы вычислений на ЭВМ. Справочное пособие. Изд-во "Наукова думка". Киев. 1986.

   2. Н.С. Бахвалов, Н.П. Жидков, Г.М.  Кобельков. Численные методы. Изд-во "Лаборатория базовых знаний". 2003.

   3. И.С. Березин, Н.П. Жидков. Методы  вычислений. Изд. ФизМатЛит. Москва. 1962.

   4. К. Де Бор. Практическое руководство по сплайнам. Изд-во "Радио и связь". Москва. 1985.

   5. Дж. Форсайт, М.Мальком, К. Моулер. Машинные методы математических  вычислений. Изд-во "Мир". Москва. 1980.


Информация о работе Интерполяция кубическими сплайнами