Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 14:19, курсовая работа
В целях более быстрого усвоения материала каждая глава содержит краткое теоретическое введение и примеры.
Целью моей курсовой работы является изучить главы приведенные выше и решить несколько примеров.
Задача курсовой работы: посмотреть и решить на практике несколько задач исследования операций.
Превышение потребностей над запасами.
Вводим “фиктивного” производителя (склад) с потребностями равными абсолютной величине разности между общим количеством запасов и общим количеством требуемых единиц. Стоимость по доставке будет для производителя равна 0, т.к. поставки фактически нет.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
Пример 1. Задача управления запасами.
На складе хранится товар, которым обеспечивается сеть магазинов. Товар поступает на склад равными порциями через равные промежутки времени и расходуется с постоянной скоростью так, что к моменту очередного поступления его запасы становятся равными нулю (рис 1.1).
Рис. 1.1. Изменение запасов товара на складе во времени
Известны:
с1 - стоимость доставки одной порции товара (руб.),
с2 - стоимость хранения тонны товара в течение недели (руб./(т х нед.)),
τ - время между двумя последовательными поступлениями товара (нед.),
Т - время обслуживания сети магазинов (плановый период, нед.),
N - необходимое количество товара в течение планового периода (спрос, т).
Требуется определить
Перейдем к математической
с1 N/x.
За τ недель (между двумя последовательными поставками) запасы товара на складе убывают с постоянной скоростью от x т до 0, поэтому средний запас составит 0.5x т.
Действительно, если бы товар не расходовался, то затраты на хранение за τ недель равнялись бы с2x τ руб., т.е. были пропорциональны площади xτ прямоугольника со сторонами x и τ (см. рис. 1.1). При равномерном расходовании товара затраты пропорциональны площади 0.5xτ прямоугольного треугольника с катетами x и τ, которая ровно в два раза меньше площади соответствующего прямоугольника. Следовательно, затраты (в руб.) на хранение товара в течение планового периода равны
с2 (0.5x τ )( N /x).
Складывая затраты (1.1) и (1.2), получим формулу общих затрат
З(х) = с1 N /x + с2 (0.5xτ )( N /x).
Поскольку здесь τ (N /x) = Т, то окончательно получим
З(х) = с1 N /x +0.5 с2Т
x.
Итак, математически задача
З(х) = с1 N /x +0.5 с2
Т x → min,
х > 0.
Условие (1.4) задачи называют целевым, оно содержит требование (минимизации целевой функции), по которому находится искомое x. Условие (1.5), вытекающее из физического смысла неизвестной x, есть ограничение на x.
Задача управления запасами, содержащая
ограничение на неизвестную х,
относится к классу задач на
условный экстремум. Конечно,
здесь она предельно упрощена.
Существуют более сложные
Пример 2. Проблема" двух картошек".
Фирма по переработке
картофеля производит три вида
продукции: картофельные
Таблица 1.1 Исходные данные задачи о “двух картошках”
Требуется определить, какое количество
картофеля надо приобрести у
каждого поставщика, чтобы обеспечить
наибольшую относительную
Перейдем от содержательного
описания ситуации к
0.2х1 + 0.3х2 ≤ 1.8 (для долек),
0.2х1 + 0.1х2 ≤ 1.2 (для кубиков),
0.3х1 + 0.3х2 ≤ 2.4 (для хлопьев).
В левой части каждого
неравенства записан выход
П (х1, х2) = 5х1 + 6х2.
По смыслу задачи необходимо найти такие значения неизвестных х1 и х2, которые обеспечивают максимальную относительную прибыль
П (х1, х2) = 5х1
+ 6х2 → mах
и удовлетворяют ограничениям типа неравенства (балансовым соотношениям для долек, кубиков и хлопьев)
0.2х1 + 0.3х2 ≤ 1.8,
0.2х1 + 0.1х2 ≤ 1.2,
0.3х1 + 0.3х2 ≤ 2.4,
х1 ≥ 0, х2 ≥ 0.
Условия неотрицательности (1.10) добавлены к балансовым соотношениям (1.7) - (1.9), исходя из физического смысла неизвестных.
Полученная задача называется
задачей линейного
Пример 3. Производственная задача «места и времени».
Компания, располагающая двумя заводами, заключила контракт на изготовление а единиц продукции за определенный промежуток времени. Стоимость изготовления продукции в количествах х1 и х2 на заводах 1 и 2 составляет х12/ с1 и х22/ с2 ден. ед. соответственно, где с1 и с2 – известные положительные коэффициенты. Требуется распределить заказ на продукцию между заводами так, чтобы он был выполнен, и общая стоимость изготовления продукции была наименьшей.
Математическая постановка
С (х1, х2) = х12/с1 + х22/с2,
и требование выполнения заказа приводит к условию х1 + х2 = а. Необходимо найти такие значения неизвестных х1 и х2 , которые доставляют минимум функции
С (х1, х2) = х12/с1 + х22/с2 → min (1.11)
при ограничениях
х1 + х2 = а, х1 ≥ 0, х2 ≥ 0.
Неравенства (1.12) отражают физический
смысл неизвестных. Целевая
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Создавая математическую модель, исследователь стремится достичь относительной простоты результата и возможности его всестороннего анализа, но вместе с тем учесть все соответствующие факторы и детали планируемой операции. В этих условиях большую пользу приносит сотрудничество различных специалистов, коллективные усилия которых приводят к получению приемлемой модели или ряда взаимосвязанных моделей, удачно сочетающих противоречивые свойства полноты и компактности.
В курсовой работе, мною были поставлены задачи и цели, которые я успешно выполнила, а именно: Изучила и рассмотрела следующие главы: Особенности темы исследование операций; Основные понятия; Симплекс-метод; Теоремы, доказательства теорем Симплекс-метода; Двойственные задачи; Транспортная задача.
Также в курсовую работу включена практическая часть, в которой я решила три задачи.
В заключении отметим, что модель и критерий должны выбираться в строгом соответствии с содержанием и целью конкретной операции, должны быть чувствительны к изменениям исследуемых параметров и достаточно просты в практическом использовании.
Литература