Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 20:19, реферат
Логарифмы были придуманы для ускорения и упрощения вычислений. Идея логарифма, т. е. идея выражать числа в виде степени одного и того же основания, принадлежит Михаилу Штифелю. Но во времена Штифеля математика была не столь развита и идея логарифма не нашла своего развития. Логарифмы были изобретены позже одновременно и независимо друг от друга шотландским учёным Джоном Непером(1550-1617) и швейцарцем Иобстом Бюрги(1552-1632) Первым опубликовал работу Непер в 1614г. под названием «Описание удивительной таблицы логарифмов», теория логарифмов Непера была дана в достаточно полном объёме, способ вычисления логарифмов дан наиболее простой, поэтому заслуги Непера в изобретении логарифмов больше, чем у Бюрги. Бюрги работал над таблицами одновременно с Непером, но долгое время держал их в секрете и опубликовал лишь в 1620г. Идеей логарифма Непер овладел около1594г. хотя таблицы опубликовал через 20 лет.
Введение
Логарифмы были придуманы для ускорения и упрощения вычислений. Идея логарифма, т. е. идея выражать числа в виде степени одного и того же основания, принадлежит Михаилу Штифелю. Но во времена Штифеля математика была не столь развита и идея логарифма не нашла своего развития. Логарифмы были изобретены позже одновременно и независимо друг от друга шотландским учёным Джоном Непером(1550-1617) и швейцарцем Иобстом Бюрги(1552-1632) Первым опубликовал работу Непер в 1614г. под названием «Описание удивительной таблицы логарифмов», теория логарифмов Непера была дана в достаточно полном объёме, способ вычисления логарифмов дан наиболее простой, поэтому заслуги Непера в изобретении логарифмов больше, чем у Бюрги. Бюрги работал над таблицами одновременно с Непером, но долгое время держал их в секрете и опубликовал лишь в 1620г. Идеей логарифма Непер овладел около1594г. хотя таблицы опубликовал через 20 лет. Вначале он называл свои логарифмы «искусственными числами» и уже потом предложил эти «искусственные числа» называть одним словом «логарифм», который в переводе с греческого- «соотнесённые числа», взятые одно из арифметической прогресси, а другое из специально подобранной к ней геометрической прогресси. Первые таблицы на русском языке были изданы в1703г. при участии замечательного педагога 18в. Л. Ф Магницкого. В развитии теории логарифмов большое значение имели работы петербургского академика Леонарда Эйлера. Он первым стал рассматривать логарифмирование как действие, обратное возведению в степень, он ввёл в употребление термины «основание логарифма» и «мантисса» Бригс составил таблицы логарифмов с основанием 10. Десятичные таблицы более удобны для практического употребления, теория их проще, чем у логарифмов Непера. Поэтому десятичные логарифмы иногда называют бригсовыми. Термин «характеристика» ввёл Бригс.
В те далекие времена, когда мудрецы впервые стали задумываться о равенствах содержащих неизвестные величины, наверное, еще не было ни монет, ни кошельков. Но зато были кучи, а также горшки, корзины, которые прекрасно подходили на роль тайников-хранилищ, вмещающих неизвестное количество предметов. В древних математических задачах Междуречья, Индии, Китая, Греции неизвестные величины выражали число павлинов в саду, количество быков в стаде, совокупность вещей, учитываемых при разделе имущества. Хорошо обученные науке счета писцы, чиновники и посвященные в тайные знания жрецы довольно успешно справлялись с такими задачами.
Дошедшие до нас источники свидетельствуют, что древние ученые владели какими-то общими приемами решения задач с неизвестными величинами. Однако ни в одном папирусе, ни в одной глиняной табличке не дано описания этих приемов. Авторы лишь изредка снабжали свои числовые выкладки скупыми комментариями типа: "Смотри!", "Делай так!", "Ты правильно нашел". В этом смысле исключением является "Арифметика" греческого математика Диофанта Александрийского (III в.) – собрание задач на составление уравнений с систематическим изложением их решений.
Однако первым руководством по решению задач, получившим широкую известность, стал труд багдадского ученого IX в. Мухаммеда бен Мусы аль-Хорезми. Слово "аль-джебр" из арабского названия этого трактата – "Китаб аль-джебер валь-мукабала" ("Книга о восстановлении и противопоставлении") – со временем превратилось в хорошо знакомое всем слово "алгебра", а само сочинение аль-Хорезми послужило отправной точкой в становлении науки о решении уравнений.
Логарифмические
уравнения и неравенства
1.
Логарифмические
уравнения
Уравнение, содержащее неизвестное под знаком логарифма или в его основании, называется логарифмическим уравнением.
Простейшим
логарифмическим уравнением является
уравнение вида
loga
x = b. (1)
Утверждение 1. Если a > 0, a ≠ 1, уравнение (1) при любом действительном b имеет единственное решение x = ab.
Пример
1. Решить уравнения:
a)
log2 x = 3, b) log3 x = -1, c)
Решение. Используя утверждение 1, получим a) x = 23 или x = 8; b) x = 3-1 или x = 1/3; c) или x = 1.
Приведем основные свойства логарифма.
Р1. Основное логарифмическое
тождество:
где a > 0, a ≠ 1 и b > 0.
Р2. Логарифм произведения
положительных сомножителей равен сумме
логарифмов этих сомножителей:
loga N1·N2 = loga N1 + loga N2 (a > 0, a ≠ 1, N1 > 0, N2 > 0).
Замечание.
Если N1·N2 > 0, тогда
свойство P2 примет вид
loga
N1·N2 = loga |N1|
+ loga |N2| (a > 0,
a ≠ 1, N1·N2 > 0).
Р3. Логарифм частного
двух положительных чисел равен разности
логарифмов делимого и делителя
(a > 0, a ≠ 1, N1 > 0,
N2 > 0).
Замечание. Если
, (что равносильно N1N2
> 0) тогда свойство P3 примет вид
(a > 0, a ≠ 1, N1N2
> 0).
P4. Логарифм степени
положительного числа равен произведению
показателя степени на логарифм этого
числа:
loga
N k = k loga N
(a > 0, a ≠ 1, N > 0).
Замечание. Если k
- четное число (k = 2s), то
loga
N 2s = 2s loga |N|
(a > 0, a ≠ 1, N ≠ 0).
P5. Формула перехода
к другому основанию:
(a > 0, a ≠ 1, b > 0, b ≠ 1, N > 0),
в
частности, если N = b, получим
(a > 0, a ≠ 1, b > 0, b ≠
1). (2)
Используя
свойства P4 и P5, легко получить следующие
свойства
(a > 0, a ≠ 1, b > 0, c ≠ 0), (3)
(a > 0, a ≠ 1, b > 0, c ≠ 0), (4)
(a > 0, a ≠ 1, b > 0, c ≠
0), (5)
и,
если в (5) c - четное число (c = 2n),
имеет место
(b > 0, a ≠ 0, |a| ≠ 1). (6)
Перечислим и основные свойства логарифмической функции f(x) = loga x:
Следующие утверждения (см., например, [1]) используются при решении логарифмических уравнений.
Утверждение 2. Уравнение
loga f(x) = loga
g(x) (a > 0, a ≠ 1) равносильно
одной из систем (очевидно, выбирается
та система, неравенство которой решается
проще)
f(x) = g(x), | f(x) = g(x), | |||
f(x) > 0, | g(x) > 0. |
Утверждение 3. Уравнение
logh(x) f(x) = logh(x)
g(x) равносильно одной из систем
f(x) = g(x), | f(x) = g(x), | |||
h(x) > 0, | h(x) > 0, | |||
h(x) ≠ 1, | h(x) ≠ 1, | |||
f(x) > 0, | g(x) > 0. |
Нужно
подчеркнуть, что в процессе решения
логарифмических уравнений часто используются
преобразования, которые изменяют область
допустимых значений (ОДЗ) исходного
уравнения. Следовательно, могут появиться
"чужие" решения или могут быть потеряны
решения. Например, уравнения
f(x)
= g(x) и loga f(x) =
loga g(x)
или
loga [f(x)·g(x)] = b и loga f(x) + loga g(x) = b
вообще говоря, неравносильны (ОДЗ уравнений справа уже).
Следовательно,
при решении логарифмических
уравнений полезно использовать
равносильные преобразования. В противном
случае, проверка полученных решений является
составной частью решения. Более того,
необходимо учитывать и преобразования,
которые могут привести к потере корней.
2.
Использование определения
логарифма
Пример
1. Решить уравнения
a) log2(5 + 3log2(x - 3)) = 3, | c) log(x - 2)9 = 2, |
b) | d) log2x + 1(2x2 - 8x + 15) = 2. |
Решение. a) Логарифмом
положительного числа b по основанию
a (a > 0, a ≠ 1) называется степень,
в которую нужно возвести число a, чтобы
получить b. Таким образом, logab
= c, b = ac и, следовательно,
5
+ 3log2(x - 3) = 23
или
3log2(x
- 3) = 8 - 5, log2(x - 3) = 1.
Опять
используя определение, получим
x - 3 = 21, x = 5.
Проверка
полученного корня является неотъемлемой
частью решения этого уравнения:
log2(5
+ 3log2(5 - 3)) = log2(5 + 3log22)
= log2(5 + 3) = log28 = 3.
Получим истинное равенство 3 = 3 и, следовательно, x = 5 есть решение исходного уравнения.
b)
Аналогично примеру a),
получим уравнение
откуда следует линейное уравнение x - 3 = 3(x + 3) с решением x = -6. Сделаем проверку и убедимся, что x = -6 является корнем исходного уравнения.
c)
Аналогично примеру a),
получим уравнение
(x
- 2)2 = 9.
Возведя в квадрат, получим квадратное уравнение x2 - 4x - 5 = 0 с решениями x1 = -1 и x2 = 5. После проверки остается лишь x = 5.
d)
Используя определение
(2x2
- 8x + 15) = (2x + 1)2
или,
после элементарных преобразований,