Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 19:07, курсовая работа
Целью работы является, изучение литературы по данной теме, подбор подходящих, разнообразных интересных примеров и задач и применение их на практике.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
1. Раскрыть суть и содержание необходимых и достаточных условий.
2. Рассмотреть и проанализировать примеры и их решения.
3. Сделать выводы по проделанной работе.
Введение……………………………………………………………………… 2
Глава 1. Элементы математической логики……………………………….. 3
1.1. Строение и виды теорем………………………………………………. 3
1.2. Высказывания………………………………………………………….. 4
1.3. Отрицание……………………………………………………………… 7
1.4. Неопределенные высказывания………………………………………. 9
1.5. Знаки общности и существования……………………………………. 10
Глава 2. Необходимые и достаточные условия…………………………….. 16
2.1. Необходимые и достаточные условия………………………………….. 16
2.2. Обратная и противоположная теоремы…………………………………. 22
Глава 3. Примеры……………………………………………………………… 28
Заключение…………………………………………………………………….. 35
Список используемой литературы ………………………………………….. 36
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Элементы математической логики……………………………….. 3
1.1. Строение и виды теорем………………………………………………. 3
1.2. Высказывания………………………………………………
1.3. Отрицание………………………………………………………
1.4. Неопределенные высказывания………………………………………. 9
1.5. Знаки общности и существования……………………………………. 10
Глава 2. Необходимые и достаточные условия…………………………….. 16
2.1. Необходимые и достаточные условия………………………………….. 16
2.2. Обратная и противоположная теоремы…………………………………. 22
Глава 3. Примеры……………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы ………………………………………….. 36
Введение
Я выбрала тему «Необходимые и достаточные условия» потому, что считаю, что она очень интересна и в то же время очень сложна для изучения. Часто бывает, что студенты не понимают о чем идет речь, как и где использовать данные понятия. Собрав много дополнительной информации, прочитав интересные книжки, я постараюсь подробно рассказать о необходимых и достаточных условиях, представленных в данной работе.
Необходимые и достаточные условия обладают наибольшей познавательной ценностью. В сложных математических проблемах разыскание удобных для пользования Необходимыми и достаточными условиями бывает иногда чрезвычайно трудным. В таких случаях достаточные условия стараются сделать, возможно, более широкими, т. е. охватывающими возможно большее число случаев, в которых интересующий нас факт всё ещё имеет место, а необходимые условия — возможно более узкими, т. е. охватывающими возможно меньше лишних случаев, в которых изучаемый факт уже не имеет места. Таким образом, достаточные условия постепенно сближаются с необходимыми.
Целью работы является, изучение литературы по данной теме, подбор подходящих, разнообразных интересных примеров и задач и применение их на практике.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
1. Раскрыть суть и содержание необходимых и достаточных условий.
2. Рассмотреть и проанализировать примеры и их решения.
3. Сделать выводы по проделанной работе.
В курсовой работе были использованы учебники по элементарной математике, математической логике, которые очень помогли мне разобраться в данной теме и наиболее полно раскрыть ее.
Глава 1. Элементы математической логики .
1.1. Строение и виды теорем.
Из школьного курса известно, что теорема – предложение, истинность которого доказывается на основе других предложений (этой же теории), доказанных ранее (т.е. на основе ранее доказанных теорем) или же принятых без доказательства в качестве исходных предложений (аксиом).
Теоремы часто формулируются в виде импликаций.
Импликативная структура наиболее удобна для выделения условия и заключения теоремы (того, что дано, и того, что необходимо доказать).
Если импликация р q выражает некоторую теорему, то основание р импликации выражает условие, а следствие q – заключение теоремы.
Условие или заключение в свою очередь может не быть элементарным высказыванием, а иметь определенную логическую структуру, чаще всего конъюнктивную или дизъюнктивную.
Приведем несколько примеров.
1. Известная теорема о среднем арифметическом и среднем пропорциональном двух неравных положительных чисел имеет следующую структуру:
p1p2p3 q –
( a ≠ b) (a > 0) (b > 0) a + b /2 > √ab .
2. Теорема «Если диагонали параллелограмма взаимно перпендикулярны или делят его углы пополам, то этот параллелограмм – ромб» имеет структуру:
p1 p2 q,
где p1 - «Диагонали параллелограмма взаимно перпендикулярны»;
p2 - «(Диагонали параллелограмма) делят его углы пополам»;
q – «Этот параллелограмм – ромб».
3. Теорема о средней линии трапеции имеет структуру:
p q1q2,
где p – «Четырехугольник – трапеция»;
q1 – «Его средняя линия параллельна основаниям»;
q2 - «(Его средняя линия) равна полусумме оснований».
В приведенных примерах структур теорем мы опустили «кванторные приставки». Подразумевается, что теорема о среднем арифметическом и среднем пропорциональном имеет место для любых двух неравных положительных вещественных чисел.
Таким образом, полная запись этой теоремы включает два квантора общности:
( a, b R) * [(a ≠ b) (a > 0) (b > 0) a + b/2 > √ab]
Во втором примере теорема имеет место для любого параллелограмма, в третьем – для любого четырехугольника.
Теоремы могут иметь и более сложные структуры, включающие разноименные кванторы, как, например, теоремы о существовании и единственности.
Так, предложение о существовании и единственности решения уравнения ах = b множестве R вещественных чисел запишется так:
( a, b R) [а ≠ 0 (!х) (ах = b)].
Теорема о существовании двух различных вещественных корней квадратного уравнения запишется так:
( a, b, c R) [a ≠ 0 b2 – 4ac > 0 ( x1, x2 R) (x1 ≠ x2 ax12 + bx1 + c = 0 ax22 + bx2 + c = 0)].
Далее речь пойдет о необходимых и достаточных условиях. Но для этого нужно рассмотреть дополнительную вспомогательную информацию, которая поможет нам узнать все о необходимых и достаточных условиях.
1.2. Высказывания.
В математике мы имеем дело с различными высказываниями. Вот некоторые примеры:
А ≡{число 100 делится на 4}
B ≡{число 17 делится на 8}
C ≡{три меньше пяти}
D ≡{число 2 является единственным корнем уравнения x2-4=0}.
Сразу же видно, что в некоторых из этих высказываний утверждается нечто правильное; такие высказывания называются истинными. В других же из приведенных выше высказываний утверждается нечто неверное; такие высказывания называются ложными. В приводимой ниже таблице поставлена буква И под обозначением истинных высказываний и буква Л под обозначением ложных высказываний:
Высказывание | A | B | C | D |
Его истинность | И | Л | И | Л |
Указанные выше высказывания мы обозначали большими латинскими буквами. Так мы будем обозначать высказывания и в дальнейшем.
Всякое высказывание является предложением и может быть выражено словами. Однако при записи высказываний математики пользуются не только буквами, но и специальными математическими знаками. Каждый знак заменяет собой слово (или даже несколько слов). Используются знаки для сокращения записи. Например, высказывание C можно с помощью знаков записать следующим образом 3<5.
Мы уже говорили, что всякое высказывание является предложением. Однако далеко не каждое предложение является высказыванием в математическом смысле. Вот несколько предложений, которые высказываниями не являются:
1) Число 0,00000001 очень мало,
2) Существует ли число, квадрат которого равен 2?
3) x > 2,
4) х + 5 = 12.
Первое из этих предложений не является высказыванием потому, что оно не имеет точного смысла и мы не можем сказать, истинно оно или ложно. Один скажет, что число это в самом деле очень мало, другой же с этим не согласится. Второе предложение вообще ничего не утверждает, а содержит вопрос. Бессмысленно говорить, истинно оно или ложно.
Наконец, третье и четвертое предложения содержат букву х. При одних значениях х получается истинное высказывание, при других ложное. Значит, в таком виде (пока не сказано, чему равен х) мы не можем сказать, истину или ложъ выражают эти предложения. Заметим, что не о всяком высказывании можно сразу же, только услышав его, ответить, истинно оно или ложно. Речь идет о принципиальной возможности решить вопрос, истинно оно или ложно данное высказывание, хотя для ответа на этот вопрос, может быть надо сделать столько действий, что и жизни человеческой не хватит.
Вот два примера высказываний, вопрос об истинности которых принципиально может быть решен, но требует огромного количества вычислений:
Е ≡ {число (1263728 + 1515 876)2387 + (11135 933 - 1891183)4914 + 4 является простым},
G ≡ {в записи числа √2= в виде бесконечной десятичной дроби √2 = 1,41421… на 1 000 000-м месте после запятой стоит цифра 7}.
Предложения E и G мы также считаем высказываниями, поскольку принципиально возможно ответить на вопрос истинны они или ложны.
Всякое высказывание является либо истинным, либо ложным (закон исключенного третьего).
Никакое выказывание не может быть одновременно истинным и ложным (закон противоречия).
Предложение, о котором невозможно однозначно решить вопрос, истинно оно или ложно, высказыванием не является.
1.3. Отрицание.
Из всякого высказывания А можно получить новое высказывание, отрицая его, т.е. утверждая, что высказывание А не имеет места, не выполняется. Отрицание высказывания А обозначается символом ┐А. Запись ┐А читается как «отрицание высказывания А» или, короче, «не А».
Отрицание высказывания можно получить, сказав: «утверждение А места не имеет « или «А не выполняется». Однако в ряде случаев отрицание можно получить еще проще. Если, например, высказывание А выражается простым предложением с одним сказуемым, то для получения его отрицания ┐А нужно лишь добавить к сказуемому частицу «не». Приведем примеры высказываний и их отрицаний:
1) А ≡ {число 23 делится на 7},
┐А ≡ {число 23 не делится на 7};
2) В ≡ {3>5} (т.е. три больше пяти),
┐В ≡ {три не больше пяти} (т.е 3≤5);
3) С ≡ {5 + 3 = 8},
┐С ≡ {5 + 3 ≠ 8};
4) D ≡ {30 (есть) простое число},
┐D ≡ {30 не (есть) простое число}.
Рассмотрим теперь вопрос об истинности высказываний А и ┐А. Если высказывание А истинно (т.е. то, что утверждается в этом высказывании, действительно имеет место), то высказывание ┐А, утверждающее, что А места не имеет, ложно. Итак, если А истинно, то ┐А ложно. Наоборот, если А ложно, то высказывание ┐А (как раз и утверждающее, что А места не имеет) истинно. Итак, если А ложно, то ┐А истинно.
Мы видим, что, каково бы ни было высказывание А, из двух высказываний А, ┐А одно является истинным, а другое ложным.
Например, из высказываний, указанных выше, ┐А, ┐В, ┐С, ┐D истинны, а А, В, ┐С, D ложны.
Самый простой прием образования отрицания заключается, как мы отмечали, в том, что к сказуемому добавляется частица «не». Например:
А ≡ {11 делится на 3},
┐А ≡ {11 не делится на 3}.
Однако этот простой прием будет неприменим, если само высказывание уже является отрицательным, т.е. уже содержит частицу «не» перед сказуемым. Рассмотрим, например, высказывание
В ≡ {18 не делится на 5}.
Для образования отрицания ┐В мы уже не можем добавить еще одео отрицание к сказуемому (т.е. не можем сказать: «18 не не делится на 5»). Поэтому отрицание приходится формулировать так:
┐В ≡ {высказывание «18 не делится на 5» места не имеет}.
Но что означает это утверждение? Оно означает, что 18 делится на 5, т.е. отрицание ┐В можно проще сформулировать так:
┐В ≡ {18 делится на 5}.
Таким образом, если в некотором высказывании В перед сказуемым уже стоит отрицательная частица «не», то для образования отрицания ┐В достаточно выбросить частицу «не».
Пусть теперь А – произвольное высказывание. Его отрицание ┐А также является высказыванием. Значит, можно рассматривать и его отрицание, т.е. высказывание ┐┐А. Оно называется двойным отрицанием высказывания А. Его можно сформулировать словами так: утверждение о том, что высказывание А не выполняется, места не имеет. Но это по смыслу ничем не отличается от утверждения о справедливости самого высказывания А.
Более точно, двойное отрицание ┐┐А истинно в том и только в том случае, если истинно само высказывание А (т.е. если А истинно, то и ┐┐А истинно, а если А ложно, то и ┐┐А ложно).