Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2011 в 15:48, курс лекций
Математическое программирование представляет собой математическую дисциплину, которая занимается изучением экстремальных задач и разработкой методов их решения.
Запишем матрицу распределения груза:
Стоимость перевозки согласно новому опорному плану равна:
F=15*8+20*5+25*6+20*8+30*
Проверим
данный план на оптимальность, для чего
снова найдем потенциалы для заполненных
клеток и оценим свободные клетки в новой
таблице, заполненной согласно произведенному
циклу пересчета.
Произведем оценку
свободных клеток:
Т.к. среди оценок есть отрицательная (-1), то найденный опорный план также не является оптимальным.
Для
улучшения плана
Согласно новому циклу пересчета строим таблицу
Пункты отправления | Пункты назначения | Запасы | Потенциалы Ui | |||
B1 | B2 | B3 | B4 | |||
A1 | 8 | 7 | 10 | 6 | 45 | 0 |
15 | 30 | |||||
A2 | 9 | 6 | 8 | 7 | 45 | -1 |
10 | 35 | |||||
A3 | 5 | 10 | 7 | 9 | 50 | -2 |
35 | 15 | |||||
Потребности | 35 | 25 | 50 | 30 | 140 | |
Потенциалы Vj | 7 | 7 | 9 | 6 |
Запишем матрицу перевозок:
Стоимость
перевозки согласно новому опорному
плану равна:
F=15*7+30*6+10*6+35*8+35*
Проверим данный план на оптимальность, для чего снова найдем потенциалы для заполненных клеток и оценим свободные клетки в новой таблице, заполненной согласно произведенному циклу пересчета.
Произведем оценку свободных клеток:
Среди полученных оценок нет ни одной отрицательной, значит полученный опорный план можно считать оптимальным. Таким образом оптимальный план перевозки грузов соответствует матрице перевозок
и минимальная стоимость
перевозки равна F=905 (ден. ед.)
Из изложенного выше следует, что процесс нахождения решения транспортной задачи методом потенциалов включает следующие этапы:
1). Находят опорный план. При этом число заполненных клеток должно быть равным n+m-1.
2). Находят потенциалы Ui и Vj соответственно пунктов отправления и назначения.
3) Для каждой свободной клетки определяют число . Если среди чисел нет отрицательных, то получен оптимальный план транспортной задачи; если же они имеются, то переходят к новому опорному плану.
4). Среди отрицательных чисел выбирают максимальное по абсолютной величине, строят для свободной клетки, которой оно соответствует, цикл пересчета и производят сдвиг по циклу пересчета.
5)
Полученный опорный план
Замечание.
П
процессе решения задачи может быть
получен вырожденный опорный план. Чтобы
избежать в этом случае зацикливания,
следует соответствующие нулевые элементы
опорного плана заменить сколь угодно
малым положительным числом
и решать задачу как невырожденную.
В оптимальном плане такой задачи необходимо
считать
равным нулю.
7.2.
Решение задач
открытого типа.
Рассмотрим задачу открытого типа (количество запасов превышает количество потребностей).
Данные
к задаче приведены в таблице:
Пункты отправления | Пункты назначения | Запасы | |||
B1 | B2 | B3 | B4 | ||
A1 | 1 | 7 | 9 | 5 | 120 |
A2 | 4 | 2 | 6 | 8 | 280 |
A3 | 3 | 8 | 1 | 2 | 160 |
Потребности | 130 | 220 | 60 | 70 |
Суммарное значение запасов равно:
Суммарное значение потребностей равно:
Следовательно,
для того, чтобы задача стала закрытой,
необходимо ввести фиктивного потребителя
В5 с тарифами на перевозку, условно
равными нулю и потребностью, составляющей
разность между суммарной потребностью
и суммарным запасом (560-480=80).
Пункты отправления | Пункты назначения | Запасы | Потенциалы Ui | ||||
B1 | B2 | B3 | B4 | ||||
A1 | 1 | 7 | 9 | 5 | 0 | 120 | 0 |
120 | |||||||
A2 | 4 | 2 | 6 | 8 | 0 | 280 | 2 |
220 | 60 | ||||||
A3 | 3 | 8 | 1 | 2 | 0 | 160 | 2 |
10 | 60 | 70 | 20 | ||||
Потребности | 130 | 220 | 60 | 70 | 80 | ||
Потенциалы Vj | 1 | 0 | -1 | 0 | -2 |
С помощью метода минимального элемента распределим груз. Данному распределению будет соответствовать матрица перевозок
Стоимость перевозки, соответствующая данной матрице будет равна
F=120*1+220*2+10*3+60*1+
Проверим полученный опорный план на оптимальность.
Произведем оценку свободных клеток:
Среди полученных оценок нет ни одной отрицательной, значит полученный опорный план можно считать оптимальным. Таким образом оптимальный план перевозки грузов соответствует матрице перевозок X1 и стоимость такой перевозки равна 790 денежных единиц.
Аналогично
решается задача, в которой суммарный
запас груза меньше потребности
в нем. В этом случае вводится фиктивный
пункт отправления с тарифами, условно
равными нулю. Далее задача решается рассмотренным
выше способом.
7.3.
Определение оптимального
плана транспортной
задачи, имеющей усложнения
в условиях.
При решении транспортных задач необходимо учитывать дополнительные ограничения. Возможны следующие варианты.
Пример. Найти решение транспортной задачи при дополнительных условиях:
1). из А1 в В1 должно быть перевезено не менее 50 единиц груза ( );
2). из А3 в В5 - не менее 60 единиц груза ( );
3).
из А2 в В4 – не более
40 единиц груза (
).
Пункт отправления | Пункт назначения | Запасы | ||||||
В1 | В2 | В3 | В4 | В5 | ||||
А1 | 5 | 3 | 2 | 4 | 8 | 160 | ||
А2 | 7 | 6 | 5 | 3 | 1 | 90 | ||
А3 | 8 | 9 | 4 | 5 | 2 | 140 | ||
Потребность | 90 | 60 | 80 | 70 | 90 | 390 |
Учитывая условие 1, уменьшим запас А1 и потребность В1 на 50 единиц (110 и 40 соответственно).
Учитывая условие 2, уменьшим запас А3 и потребность В5 на 60 единиц груза (30 и 80 соответственно).
Учитывая
условие 3, введем дополнительный пункт
назначения
с потребностями 70-40=30 единиц груза,
а потребности п.В4 составляют 40
единиц груза.
Пункт отправления | В1 | В2 | В3 | В4 | В5 | Запасы | Ui | |
А1 | 5 | 3 | 2 | 4 | 8 | 4 | ||
30 | 80 | 110 | 0 | |||||
А2 | 7 | 6 | 5 | 3 | 1 | м | ||
20 | 40 | 30 | 90 | 5 | ||||
А3 | 8 | 9 | 4 | 5 | 2 | 5 | ||
20 | 30 | 30 | 80 | 6 | ||||
Потребности | 40 | 60 | 80 | 40 | 30 | 30 | 280 | |
Vj | 2 | 3 | 2 | -2 | -4 | -1 |