Математическое программирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2011 в 15:48, курс лекций

Описание

Математическое программирование представляет собой математическую дисциплину, которая занимается изучением экстремальных задач и разработкой методов их решения.

Работа состоит из  1 файл

МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ.doc

— 922.50 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Запишем матрицу  распределения груза:

     

     Стоимость перевозки согласно новому опорному плану равна:

     F=15*8+20*5+25*6+20*8+30*7+30*6=120+100+150+160+210+180=920

     Проверим  данный план на оптимальность, для чего снова найдем потенциалы для заполненных клеток и оценим свободные клетки в новой таблице, заполненной согласно произведенному циклу пересчета. 

             

Произведем оценку свободных клеток: 

     Т.к. среди оценок есть отрицательная (-1), то найденный опорный план также  не является оптимальным.

     Для улучшения плана перераспределим  грузы, с этой целью для клетки с минимальной отрицательной  оценкой ( ) построим цикл пересчета. 

     

Согласно новому циклу пересчета строим таблицу

Пункты  отправления Пункты  назначения Запасы Потенциалы  Ui
B1 B2 B3 B4
A1 8 7 10 6 45 0
  15   30
A2 9 6 8 7 45 -1
  10 35  
A3 5 10 7 9 50 -2
35   15  
Потребности 35 25 50 30 140  
Потенциалы Vj 7 7 9 6    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Запишем матрицу  перевозок:

     

     Стоимость перевозки согласно новому опорному плану равна: 

     F=15*7+30*6+10*6+35*8+35*5+15*7=105+180+60+280+175+105=905 

     Проверим данный план на оптимальность, для чего снова найдем потенциалы для заполненных клеток и оценим свободные клетки в новой таблице, заполненной согласно произведенному циклу пересчета.

               

Произведем оценку свободных клеток:

Среди полученных оценок нет ни одной отрицательной, значит полученный опорный план можно  считать оптимальным. Таким образом  оптимальный план перевозки грузов соответствует матрице перевозок

 и минимальная стоимость  перевозки равна F=905 (ден. ед.) 

      Из  изложенного выше следует, что процесс  нахождения решения транспортной задачи методом потенциалов включает следующие этапы:

      1). Находят опорный план. При этом число заполненных клеток должно быть равным n+m-1.

      2). Находят потенциалы Ui и Vj соответственно пунктов отправления и назначения.

      3) Для каждой свободной клетки определяют число . Если среди чисел нет отрицательных, то получен оптимальный план транспортной задачи; если же они имеются, то переходят к новому опорному плану.

      4). Среди отрицательных чисел  выбирают максимальное по абсолютной величине, строят для свободной клетки, которой оно соответствует, цикл пересчета и производят сдвиг по циклу пересчета.

      5) Полученный опорный план проверяют  на оптимальность, т.е. снова  повторяют все действия, начиная  с этапа 2. 
 
 

      Замечание.

      П процессе решения задачи может быть получен вырожденный опорный план. Чтобы избежать в этом случае зацикливания, следует соответствующие нулевые элементы опорного плана заменить сколь угодно малым положительным числом и решать задачу как невырожденную. В оптимальном плане такой задачи необходимо считать равным нулю. 

      7.2. Решение задач  открытого типа. 

      Рассмотрим  задачу открытого типа (количество запасов превышает количество потребностей).

      Данные  к задаче приведены в таблице: 

Пункты  отправления Пункты назначения Запасы
B1 B2 B3 B4
A1 1 7 9 5 120
       
A2 4 2 6 8 280
       
A3 3 8 1 2 160
       
Потребности 130 220 60 70  

      Суммарное значение запасов равно:

      Суммарное значение потребностей равно:

      Следовательно, для того, чтобы задача стала закрытой, необходимо ввести фиктивного потребителя В5 с тарифами на перевозку, условно равными нулю и потребностью, составляющей разность между суммарной потребностью и суммарным запасом (560-480=80). 

Пункты  отправления Пункты  назначения Запасы Потенциалы  Ui
B1 B2 B3 B4  
A1 1 7 9 5 0 120 0
120        
A2 4 2 6 8 0 280 2
  220     60
A3 3 8 1 2 0 160 2
10   60 70 20
Потребности 130 220 60 70 80    
Потенциалы Vj 1 0 -1 0 -2    
 

      С помощью метода минимального элемента распределим груз. Данному распределению будет соответствовать матрица перевозок

      

      Стоимость перевозки, соответствующая данной матрице будет равна

      F=120*1+220*2+10*3+60*1+70*2=120+30+440+60+140=790

Проверим полученный опорный план на оптимальность.

               

      Произведем  оценку свободных клеток:

      Среди полученных оценок нет ни одной отрицательной, значит полученный опорный план можно считать оптимальным. Таким образом оптимальный план перевозки грузов соответствует матрице перевозок X1 и стоимость такой перевозки равна 790 денежных единиц.

      Аналогично  решается задача, в которой суммарный  запас груза меньше потребности в нем. В этом случае вводится фиктивный пункт отправления с тарифами, условно равными нулю. Далее задача решается рассмотренным выше способом. 

     7.3. Определение оптимального плана транспортной задачи, имеющей усложнения в условиях. 

     При решении транспортных задач необходимо учитывать дополнительные ограничения. Возможны следующие варианты.

  1. В реальных условиях перевозки груза из определенного пункта отправления Ai в пункт назначения Bj не могут быть осуществлены. В этом случае предполагают, что тариф, соответствующий Cij, является сколь угодно большим и полагают его равным М. Затем решают задачу известными методами. В оптимальном плане этой задачи исключается перевозка груза из Ai в Bj. Такой подход к решению транспортных задач называется запрещением перевозок или блокированием соответствующей клетки.
  2. В некоторых транспортных задачах необходимо обеспечить перевозки по указанным маршрутам определенного количества груза: из п.Аi в п.Вj требуется обязательно перевести аij единиц груза. Тогда в клетку на пересечении строки Ai и столбца Bj записывают это количество груза аij, присваивают сколь угодно большой тариф М и считают клетку свободной. Затем решают транспортную задачу обычными методами.
  3. Из п.Аi в п.Вj должно быть завезено не менее заданного количества грузов аij. Для определения оптимального плана такой транспортной задачи уменьшают запасы п.Аi и потребности п.Вj на аij единиц.
  4. В некоторых транспортных задачах из пункта отправления Аi в п. назначения Вj должно быть переведено не более аij, т.е. . В этом случае вводится дополнительный столбец , т.е. вводят дополнительный план назначения. В новом столбце записывают те же тарифы, что и в столбце Вj, кроме клетки, на пересечении с i–ой строкой, тариф k–й строки считают равным сколь угодно большому числу М. Потребности п. Bj считают равными aij , а потребности дополнительного столбца полагают равными bj-aij. Решение полученной транспортной задачи может быть найдено методом потенциалов.
 

     Пример. Найти решение транспортной задачи при дополнительных условиях:

     1). из А1 в В1 должно быть  перевезено не менее 50 единиц  груза ( );

     2). из А3 в В5 - не менее 60 единиц  груза ( );

     3). из А2 в В4 – не более  40 единиц груза ( ). 

Пункт отправления Пункт назначения Запасы
В1 В2 В3 В4 В5
А1 5 3 2 4 8 160
А2 7 6 5 3 1 90
А3 8 9 4 5 2 140
Потребность 90 60 80 70 90 390
 

Учитывая  условие 1, уменьшим запас А1 и потребность В1 на 50 единиц (110 и 40 соответственно).

Учитывая  условие 2, уменьшим запас А3 и потребность В5 на 60 единиц груза (30 и 80 соответственно).

Учитывая  условие 3, введем дополнительный пункт  назначения с потребностями 70-40=30 единиц груза, а потребности п.В4 составляют 40 единиц груза. 

Пункт отправления В1 В2 В3 В4 В5 Запасы Ui
А1 5 3 2 4 8 4    
  30 80       110 0
А2 7 6 5 3 1 м    
20     40 30   90 5
А3 8 9 4 5 2 5    
20 30       30 80 6
Потребности 40 60 80 40 30 30 280  
Vj 2 3 2 -2 -4 -1    

Информация о работе Математическое программирование