Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 17:57, реферат
Трудно найти человека, у которого имя Пифагора не ассоциировалось бы с теоремой Пифагора. Даже те, кто в своей жизни далек от математики, продолжают сохранять воспоминания о «пифагоровых штанах» - квадрате на гипотенузе, равновеликом двум квадратам на катетах.
(Приводятся по изданию: Фрагменты ранних греческих философов, М., Наука, 1989)
[править] Сочинение
Единственное сочинение Гераклита не сохранилось до наших дней. Однако у более поздних авторов (от Аристотеля и Плутарха до Климента Александрийского и Ипполита Римского) мы встречаем многочисленные (всего около 100) цитаты и перифразы из его труда. Опыты сбора и систематизации этих осколков предпринимались с начала XIX в., их вершиной стал классический труд Германа Дильса (Die Fragmente der Vorsokratiker, первое издание — в 1903 г.). В течение XX в. собрание гераклитовских фрагментов неоднократно дополнялось, делались также попытки реконструировать их оригинальный порядок, воссоздать структуру и содержание исходного текста (Маркович, Муравьёв).
Уже Сократ у Платона, характеризуя стиль сочинения Гераклита, говорит, что для его понимания нужен делосский ныряльщик. Имеется в виду нарочитая загадочность и парадоксальность его выражений, преднамеренная многозначность терминов и синтаксиса, сложная игра слов. В классической античности за Гераклитом укрепилось прозвище «тёмный». Тем более сложные задачи ставит гераклитовский текст перед сегодняшним исследователем.
Диоген Лаэртский приводит несколько заглавий сочинения Гераклита: «Музы», «О природе», «Правило негрешимое уставу жить» и ещё ряд вариантов; скорее всего, все они не принадлежат автору. Он же пишет о том, что «поэма» Гераклита разделяется на три рассуждения: обо всём, о государстве и о божестве. По его словам, Гераклит поместил свою книгу в святилище Артемиды, позаботившись (…) написать её как можно темнее, чтобы доступ к ней имели лишь способные.
Гераклит Эфесский (ок. 540 - 480 г. до н.э.) - древнегреческий мыслитель, один из родоначальников диалектики. Его мировоззрение характеризует ряд моментов (изложены в виде "как понято"):
♦ мир, все его
многообразие существовали всегда;
♦ мир един, в основе его образования и
существования лежит определенный порядок
(логос, огонь, справедливость и т.д.);
♦ основа (одна из основ) мира - противоположности,
которые пребывают в вечной борьбе друг
с другом, но и едины в этой борьбе;
♦ противоположности эти не застывшие,
они переходят друг в друга, они подвижны,
как подвижно все в мире;
♦ человеку трудно, но необходимо усвоить,
что мир образуют противоположности, борющиеся
и составляющие единство, - переходящие
друг в друга противоположности.
Восприятие противоречивости, постоянной изменчивости - трудно для человеческого мышления, его трудно отразить в словах. Гераклит пытался это сделать. В его изречениях кругом обнаруживаются противоположности (и в одном и том же изречении, и между изречениями). Одну и ту же суть (основу) он называет разными словами (огонь, логос, бог) и т.д.
От Гераклита осталось немногочисленное и разрозненное литературное наследство. В основном это изложение его взглядов последователями и оппонентами. Тем не менее его воззрения важны для развития знаний человечества - они изучались и, уверены, будут изучаться и развиваться. Для этого создан и этот сайт.
На сайте собраны (и собираются !):
♦ тексты Гераклита
(раздел " Фрагменты")
♦ различные материалы о нем (раздел "О
Гераклите")
♦ ссылки на материалы и сайты в интернете
("Гераклит в сети")
Кроме того предполагается, что здесь найдет отражение как процесс обсуждения, изучения его подходов, воззрений, так и развития их (в том числе в контексте развития диалектики вообще) - поэтому есть и блог, и форум, и раздел "Актуальные исследования". В общем, надеемся это будет "живой" сайт и приглашаем участвовать в его работе. Что и как получится - зависит, в конце концов, от нас самих.
Гераклит
Древнегреческий
философ, представитель ионийской школы.
Считал первоначалом мира огонь, который
также есть душа и разум (логос); путем
сгущения из огня возникают все вещи, путем
разряжения в него возвращаются. Высказал
идеи о непрерывном изменении, становлении
("все течет", "в одну реку нельзя
войти дважды"), о том, что противоположности
пребывают в вечной борьбе. Основное сочинение:
"О природе".
Согласно Диогену Лаэртскому, Гераклит
родился около 544-541 годов до н. э.
Имя "Гераклит" происходит от имени
богини Геры и слова "славный", "прославленный",
то есть означает нечто вроде "Гераслав".
Все источники утверждают, что Гераклит
происходил из малоазийского греческого
города-государства Эфеса.
Эфес входил в число двенадцати ионийских
полисов и был основан в XI веке до н. э.
В Эфесе как и в других полисах греческого
мира власть перешла от царского и аристократических
родов к демократическим слоям населения.
Поэтому Гераклит, хотя и происходил из
царского рода Катридов не только не мог
притязать на связанные с его родословной
привилегии, но и отказался даже от тех
привилегий, которые все еще полагались
представителям свергнутых царских родов.
Некоторые ученые полагают, что Гераклит
отказался от сана царя в знак протеста
против торжества демократии в Эфесе.
Отречение позволило Гераклиту "влиться,
на равных правах с прочими "лучшими"
гражданами, в гущу политических событий...".
Рассказывают, что Гераклит убедил тирана
Меланкому сложить с себя власть в пользу
Гермодора. Но Гермодор правил недолго
и был изгнан.
В этой связи Гераклит сообщает: "Следовало
бы всем взрослым эфесцам удавиться и
оставить город подросткам, ибо они изгнали
Гермодора, мужа меж них наиполезнейшего
". Резко отрицательная реакция на изгнание
Гермодора - не единственный случай, говорящий
о неладах Гераклита со своими согражданами.
У Диогена сказано, что философ отклонил
требование эфесян составить для них законы
на том основании, что у них укоренилось
"дурное правление".
Гераклит, как и все мыслители периода
греческой классики, был прежде всего
политическим деятелем, но, возможно, что
неудачи на политическом поприще, гнев
и досада на своих сограждан заставили
его уйти с политической арены. За любовь
к парадоксам и замысловатым оборотам
речи Гераклит еще в III веке до н. э. был
прозван "загадочным". Аристотеля,
сформулировавшего основные законы логики,
раздражала манера эфесца совмещать противоположные
понятия и представления ("в одну и ту
же реку мы входим и не входим").
Согласно свидетельствам, Гераклит написал
сочинение "О природе". Оно делилось
на три основные части: в первой речь шла
о Вселенной, во второй - о государстве,
в третьей - о богословии. То есть в нем
содержалось рассуждение о сути всего
существующего. По мысли Гераклита, человек
- часть природы; природа (космос), представляющая
собой вечно живой огонь, никем не сотворена,
она вечна и бессмертна; человек должен
сообразоваться с природой, с ее живой
"душой" - вечно живым огнем-логосом.
Один из главных пороков для Гераклита,
- невежество. Он "наилучших" противопоставляет
толпе, и относит к ним тех, кто размышление,
совершенствование души предпочитает
"скотскому" пресыщению материальными
благами.
Причину "варварства душ" людей Гераклит
видит в их конкретном вещественном состоянии.
Души происходят из влаги, но при этом
склонны высыхать. И разница между "влажной"
и "сухой" душой определяет различие
между глупым и умным человеком.
Гераклит вел уединенную жизнь отшельника.
Вследствие плохого питания Гераклит
заболел водянкой. Тогда он, исходя из
тезиса, что "влажное высыхает", зарылся
в навозе, надеясь, что теплый навоз спасет
его. Однако его надежды не оправдались,
и он умер. По другой версии, он выздоровел,
но позже умер от другой болезни.
Дата смерти Гераклита неизвестна. Согласно
Диогену Гераклит умер в возрасте шестидесяти
лет, то есть около 484-481 годов до н. э. Можно
предположить, что Гераклит умер несколько
позже, примерно в 475 году до н. э.
Гераклит Эфесский (по прозванию Темный) - греческий философ, живший от половины VI века до 475 г. до нашей эры. Сочинения его дошли до нас только в отрывках. Гераклит учил, что мир есть вечный процесс становления, осуществляющийся в форме борьбы между отдельными элементами действительности; в этой борьбе проявляется высший разум, определяющий движение вселенной. Учению Гераклита посвящена книга Лассаля "Гераклит Темный", вышедшая в 1858 г. Лассаль рассматривает Гераклита, как предшественника современной диалектической философии.
Гераклит Эфесский
(расцвет деятельности ок. 500 до н.э.),
греческий философ, прозванный «Темным».
Гераклит принадлежал к царскому
роду, но отрекся от своих прав (в
тогдашнем Эфесе уже номинальных, дававших
лишь некоторые почести) в пользу брата.
От единственного сочинения Гераклита
О природе (существуют и другие варианты
названия) сохранились лишь мелкие фрагменты.
Гераклит первым в греческой философии
поставил в центр своей системы проблему
изменения и порядка, что делает из него
беспощадного критика человечества. Он
сетует на то, что люди не способны понять
Логос, универсальную основу всех вещей,
в согласии с которым должны протекать
все природные явления и на основе которого
должно строиться поведение человека.
Отчасти этот Логос можно усматривать
в огне: благодаря регулярности своих
изменений (огонь равномерно поглощает
топливо и испускает пламя и дым) огонь
оказывается идеальным воплощением той
меры, которую Гераклит наблюдал в великих
взаимных космических переходах основных
веществ, образующих мир, – эфирного пламени,
воды и земли. Именно гармонизирующий
Логос, или мера, а вовсе не происхождение
из единой построяющей космос материи,
дает миру то сущностное единство, которое
было отправным моментом для Гераклита
и других досократиков.
Физический мир
представляется Гераклиту ареной непрестанных
изменений, однако изменения эти
упорядочиваются единством, которым
наделил их Логос. «Входящих в
одну и ту же реку омывают все
новые и новые воды». В большей
части изменений Гераклит усматривает
их обусловленность своими противоположностями.
Но эти противоположности, на которые
как Гераклит, так и Анаксимандр
разлагали любое различие, обладают
внутренним единством. Так, например, день
и ночь, которые на первый взгляд
кажутся полностью разделенными
и противопоставленными друг другу,
на деле благодаря своей непрерывной
последовательности образуют единую лежащую
в их основе непрерывность. Некоторым
образом это связано с «
Человеку жизненно необходимо постичь Логос, поскольку сама человеческая душа создана из огня, который может быть притушен или даже погашен влагой, порождаемой глупостью, а также сном или смертью. В активном состоянии душа материально соприкасается с огненным элементом внешних вещей и питается им. Если душа противится глупости, пороку и постепенному увлажнению, которое несет с собой постепенно подступающая смерть, она даже сможет на время пережить смерть, сохранившись в виде безличного божественного огня.
Информация о работе Пифагор ок. 580 до н. э. — ок. 500 до н. э.