Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 15:01, курсовая работа
Выполнен расчет линейной размерной цепи на полную взаимозаменяемость с использованием метода максимума-минимума. Решена обратная (проверочная), а затем прямая (проектировочная) задачи линейной размерной цепи. На составляющие звенья размерной цепи назначены такие допуски, которые позволяют осуществлять сборку сборочной единицы без всякой дополнительной обработки деталей при сохранении служебных функций сборочной единицы. Выбраны посадки и даны их характеристики. Приведены эскизы сборочной единицы и эскизы рабочих чертежей деталей, входящих в сборочную единицу.
Введение 6
1. Расчет линейной размерной цепи 7
1.1. Решение обратной задачи 7
1.2 Решение прямой задачи линейной размерной цепи 9
2 Выбор посадок 13
3 Графическое построение полей допусков выбранных посадок и характеристика посадок 14
4 Эскизы сборочной единицы и деталей, входящих в ее состав 18
Заключение 21
Список литературы 22
4. Назначаем допуски на составляющие размеры.
Допуски для охватывающих размеров назначаем как для основного отверстия, а для охватываемых – как для основного вала.
Из табл. 1.27 допуск по Н11:
для размера равен +0,19 мм;
для размера равен +0,16 мм;
Из табл.1.35 допуск по h11:
для размера равен -0,075 мм;
для размера равен -0,16 мм;
для размера равен -0,075 мм.
Размер считается компенсирующим (увязочным) и определяется из условия, что
Тогда
Принимаем для размера стандартный допуск по h9 равным 0,074 мм ( табл.1.35).
5.Назначаем
предельные отклонения
Для охватывающих поверхностей назначаем отклонения как для основных отверстий, т.е. со знаком «плюс»; для охватываемых - как для основных валов, т.е. со знаком «минус».
Верхние и нижние отклонения составляющих размеров будут следующими:
В рабочих чертежах деталей должны быть проставлены следующие размеры с отклонениями:
; ; ; ;
Допуски на составляющие звенья размерной цепи могут быть определены по формуле:
Тогда
6.Проверяем правильность выполненного расчета размерной цепи.
Должно выполняться условие
0,75 мм > 0,73мм.
Полная взаимозаменяемость деталей сборочной единицы обеспечена
В заданной сборочной единице (рис.1) посадки образуют соединения втулки с корпусом, вала со втулкой, малой шестерни с валом и большой шестерни с валом. Выбор посадок будем производить на основе данных справочной литературы (с.297-346).
Втулка, по своей служебной роли как подшипник скольжения, устанавливается в корпусе неподвижно. Руководствуясь рекомендациями справочной литературы (с.340), для соединения втулки с корпусом назначим посадку в системе отверстия Ø
(Ø 80 ). В скобках обозначена аналогичная посадка в системе ОСТ.
Так как втулка, малая шестерня и большая шестерня находятся в сопряжении с одним и тем же валом с номинальным диаметром 60, одинаковым для всех трех сопряжений, то для удешевления изготовления вала рационально все три посадки назначить в системе вала. Для сопряжений малой шестерни с валом и вала со втулкой назначаем посадку
Ø70
( Ø 70
) согласно служебных функций этих
сопряжений. Для сопряжения большой шестерни
с валом в соответствии со служебной ролью
этого соединения выбираем посадку Ø 70
( Ø 70
) с дополнительным креплением шестерни
на валу шпонкой.
Для
графического построения полей допусков
посадок используем предельные отклонения,
приведенные в таблицах справочной
литературы.
Рис.3.
Положение полей допусков посадки
ø
Характеристика отверстия:
Характеристика вала:
Характеристика соединения:
Или, вычислив натяги через предельные отклонения, получим тот же результат:
Имеем
посадку с гарантированным
натягом в системе
отверстия для
неподвижного соединения
втулки с корпусом.
Рис.4. Положение полей допусков посадки ø
Характеристика отверстия:
Характеристика вала:
Характеристика соединения:
Или, выполнив вычисления зазоров через предельные отклонения, получим тот же результат:
Имеем
посадку с гарантированным
зазором в системе
вала для подвижных
соединений вала со
втулкой и вала
с малой шестерней.
Рис.5. Положение полей допусков посадки ø
Характеристика отверстия:
Характеристика вала:
Характеристика соединения:
т.е. отрицательный минимальный зазор есть максимальный натяг.
Для неподвижного соединения большой шестерни с валом имеем переходную посадку в системе вала с возможностью получения в соединении как зазора, так и натяга, но с большей вероятностью получения натяга.
Завершающим этапом курсовой работы является составление эскизов сборочной единицы и деталей. На эскизе сборочной единицы (рис.6) представлены только посадки в соответствии с правилами их обозначения на сборочных чертежах. На эскизах деталей (корпус, втулка, вал, большая шестерня, малая шестерня) (рис. 7-11) представлены только те размеры, которые пронормированы в результате расчета размерной цепи, и размеры, обусловленные выбранными посадками, а также нормы на микронеровность поверхностей и допуски формы и расположения поверхностей.
Нормирование микронеровностей (шероховатости) поверхностей деталей выполнены на основе рекомендаций справочной литературы, в которой изложены требования стандартов.
Назначение
допусков формы и расположения поверхностей
произведено также на основе государственных
стандартов и соответствующих литературных
данных.
Рис.6 Эскиз
сборочной единицы
Для расчета линейной размерной цепи на полную взаимозаменяемость применили метод максимума – минимума, предварительно составив схему размерной цепи и выполнив анализ размерной цепи. Затем провели сравнение расчетных значений предельных размеров замыкающего звена с заданными значениями по условиям. Так как условие не выполнилось, решили прямую задачу линейной размерной цепи, определив допуски и посадки составляющих звеньев и их предельные размеры.
Информация о работе Расчет линейной размерной цепи и выбор посадок