Решение систем линейных уравнений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2011 в 21:01, научная работа

Описание

Отработать навыки решения линейных систем уравнений

Знать в чем заключается способ сложения при решении систем линейных уравнений, и уметь его применять
Знать в чем заключается способ подстановки при решении систем линейных уравнений, и уметь его применять
Знать, какие случаи числа решений возможны для системы двух линейных уравнений, и уметь соотнести их с геометрическими иллюстрациями и пропорциональностью коэффициентов и свободных членов
Развивать самосознание и познавательную активность
Воспитывать трудолюбие и настойчивость в достижении цели.

Содержание

Цель работы и ее задачи


Введение



Описание работы



Выводы


Литература

Работа состоит из  1 файл

Министерство образования РБ.doc

— 175.50 Кб (Скачать документ)

где каждый из символов ai и bi означает какое-то из чисел xj (j = 0, 1, ..., n + 1), при этом можно считать, что ai < xi < bi.

2o. Во все правые части этих равенств, в которых присутствует x1, подставим его значение из первого равенства. Получим новый набор равенств (с теми же левыми частями, что и в старом), правые части которых уже не содержат x1. Если при этом в правой части второго равенства появится член вида x2, то перенесем его в левую часть и разделим обе части на 1 - (ниже мы докажем, что 1). Второе равенство теперь имеет вид:

x2 =

x3 +
x4 + ... +
xn +
,

где — некоторые рациональные числа.

Рассмотрим теперь все равенства, кроме первого  и второго. Во все правые части, содержащие x2, подставим его значение из второго равенства, затем используем третье равенство, чтобы выразить x3 через переменные x4, ..., xn, и подставим это значение во все равенства, начиная с четвертого. Опять же, нужно доказать, что при этом не придется делить на нуль.

Повторяя эту  операцию n раз, придем к равенству xn = (в правой части не осталось ни одного неизвестного!). Нетрудно понять, что на каждом шаге все коэффициенты рациональны. Действительно, в начале это так, а при наших операциях мы используем лишь сложение, умножение, вычитание и деление.

Итак, xn рационально. Далее, xn - 1 выражено через xn и рациональные числа, значит, оно тоже рационально, и т. д. Значит, все числа рациональны.

3o. Осталось доказать, что ни на каком шаге не приходится делить на нуль (см. комментарий).

В любой момент каждое равенство будет иметь  вид 

xi =

x1 +
x2 + ... +
xn +
,

Докажем, что  при этом

  1. все коэффициенты (k = 1, 2, ..., n + 1) неотрицательны;
  2. хотя бы один коэффициент c k > i не равен нулю.

Действительно, для исходного набора это верно. Делая очередную подстановку  из j-го равенства (j < i), мы заменяем коэффициент на 0, а любой другой коэффициент на + , где -- коэффициент при xk в j-м равенстве. Неотрицательность при этом сохраняется, а наибольший номер ненулевого коэффициента не уменьшается, следовательно, он останется большим, чем i. При переносе в левую часть члена xi получаем в правой части положительное число. Действительно, все xk положительны, а все коэффициенты неотрицательны, причем по крайней мере один из них строго положителен. Значит, левая часть тоже положительна, поэтому 1 - > 0. При делении обеих частей равенства на положительное рациональное число 1 - все перечисленные свойства также сохраняются.

Комментарии. 1o. То, что ни на каком шаге не приходится делить на нуль, принципиально: например, система линейных уравнений  

x1 = 2x2 - 2,  
x2 =
+ 1

имеет следующее  иррациональное решение: x1 = 2 , x2 = + 1.

2o. То, что мы делаем, — это по сути метод Гаусса решения системы линейных уравнений.

Второй  способ. [выходящий за рамки школьной программы] 1o. Пусть x1, x2, ..., x— координаты отмеченных точек. Условие, что точка находится посередине между двумя другими, записывается в виде линейного уравнения xi = (a + b), где a и — координаты других точек или концов отрезка (т. е. 0 или 1). Таким образом, координаты наших точек являются решениями некоторой системы линейных уравнений (обозначим ее (*)) с рациональными коэффициентами и рациональными свободными членами (будем называть такую систему рациональной). Нужно доказать, что эта система не может иметь иррационального решения (т. е. решения, значение хотя бы одной переменной в котором иррационально).

Если рациональная система линейных уравнений имеет  единственное решение, то это решение  рационально. В самом деле, если решение  единственно, то его можно найти методом Гаусса, в ходе которого нужно только складывать, вычитать, умножать и делить, а делая такие действия с рациональными числами, мы не можем получить иррациональное число.

2o. Осталось доказать, что решение системы (*) единственно. От противного, пусть x1, x2, ..., xn и y1, y2, ..., yn -- два разных решения рассматриваемой системы уравнений. Тогда числа t1 = x1 - y1, t2 = x2 - y2, ...,  tn = xn - yn образуют ненулевое решение соответствующей однородной системы, т. е. системы (*), в которой все свободные члены заменили на нули.

    Иными словами, для каждого i выполняется линейное уравнение ti = (a + b), где a — одно из чисел tj (j i) или нуль и b — одно из чисел tj (j i) или нуль. Рассмотрев число ti, имеющее максимальный модуль, приходим к противоречию. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    1. Цели  и задачи.
 

    Цель1: сформулировать способы решения линейных систем. 
     
     
     
     
     
     

    Цель 2 : решение  задач с применением линейных систем. 
     
     
     
     
     
     
     

    2.Введение. 

    Изучение  решений систем линейных уравнений дают нам прочные знания, которые упрощают решение многих задач. Я думаю , интересно было бы узнать способы решения линейных уравнений . 

    Способы решения линейных систем 

    1 Способ подстановки:

  1. выразить какую-нибудь переменную из одного уравнения;
  2. подставить ее выражение в другое уравнение;
  3. решить полученное уравнение с одной переменной;
  4. найти оставшуюся переменную, используя ее выражение из пунктя 1.
 

    2. Способ сложения  (способ  исключения)

    Чтобы исключить  х из системы:

    1)

    a1x+b1y=c1   первое уравнение умножить на а2

    a2x+b2y=c2   второе уравнение умножить на (-а1)

    2) сложить  полученные уравнения :

    a1а2x+а2b1y=c1 а2

    1a2x+а1b2y=-а1c2  

                                         (  a1b1- а1b2) y= c1 а21c2

    3)найти у  из полученного уравнения;

    4)найти х используя любое уравнение исходной системы и найденное значение у. 
     

    3.Графический  метод

    1)Построить  прямые 

    2)

    а)Если прямые пересекаются, то решение системы- координаты точки их пересечения

    б)если прямые параллельны, то у системы нет  решений

    в)если прямые совпадают, то решением системы являются координаты любой точки этих прямых. В этом случае система имеет бесконечно много решений 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    4. Выводы. 
     

    Я изучил системы двух линейных уравнений с двумя переменными, способы решения линейных систем научилась применять их к решению задач, сделала вывод, что умение решать системы линейных уравнений облегчает решение многих сложных задач 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    5.Литература. 

1. Алгебра:Учеб. Для  8 кл. общеобразоват.  учреждений/ Ш.А. Алимов, Ю.М. Колягин, Ю. В. Сидоров и др.-11-е изд. – М.: просвещение, 2004. –255с.: ил. 

2.Алгебра:Учеб. Для 9кл. общеобразоват.  учреждений/ Ш.А. Алимов, Ю.М. Колягин, Ю.  В. Сидоров и  др.-10-е изд. –  М.: просвещение, 2004. –255с.: ил. 

3. Алгебра:Учеб. Пособие для 8-го кл учреждений обеспечивающих получение общ. Сред. Образования, с рус. яз. Обучения с 12-летним сроком обучения. / Е. П. Кузнецова ; под ред Л. Б Шнепермана.-2-е изд.-Мн.: Нар.асвета, 2005.-320 с.: ил. 

4. Математика. Весь  школьный курс  в таблицах/ авт.сост.Т.С. Степанова- Мн.: Современная школа,2006.  

Задачи. 

-Отработать  навыки решения линейных систем  уравнений

  • Знать в чем заключается способ сложения при решении систем линейных уравнений, и уметь его применять
  • Знать в чем заключается способ подстановки при решении систем линейных уравнений, и уметь его применять
  • Знать, какие случаи числа решений возможны для системы двух линейных уравнений, и уметь соотнести их с геометрическими иллюстрациями и пропорциональностью коэффициентов и свободных членов
  • Развивать самосознание и познавательную активность
  • Воспитывать трудолюбие и настойчивость в достижении цели.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Способ  подстановки.

    5x-y=3

    2x+3y=25  

    y=5x-3

    2x+3(5x-3)=25 

    y=5x-3

    17x=34 

    y=5x-3         y=7

    x=2              x=2 

    Ответ : (2;7) 

    Способ  сложения

    2x-7y=1     *1

    x+2y=6       *(-2) 

    2x-7y=1    

    -2x-4y=-12     -11y=-11  т.е. у=1

    Найдем х  из второго уравнения исходной системы:

    Х=6-2у=6-2*1=4

    Ответ : (4;1) 
     
     
     
     
     
     

    Графический метод

    а)   х-2у=3

          х+у=6 
     

Прямые пересекаются в точке М(5;1).

Ответ: (5;1).

б)  3х+у=2

      -9х-3у=4 
 

Прямые параллельны, значит система

не имеет решений.

Ответ: решений  нет.

в)  х-4у=1

     8у-2х=-2

 
 
 

Прямые совпадают, значит решением системы являются все  точки с координатами.

(4у+1;у), где у- любое число.

Ответ: (4у+1; у), где  у принадлежит R.

Информация о работе Решение систем линейных уравнений