Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2011 в 21:01, научная работа
Отработать навыки решения линейных систем уравнений
Знать в чем заключается способ сложения при решении систем линейных уравнений, и уметь его применять
Знать в чем заключается способ подстановки при решении систем линейных уравнений, и уметь его применять
Знать, какие случаи числа решений возможны для системы двух линейных уравнений, и уметь соотнести их с геометрическими иллюстрациями и пропорциональностью коэффициентов и свободных членов
Развивать самосознание и познавательную активность
Воспитывать трудолюбие и настойчивость в достижении цели.
Цель работы и ее задачи
Введение
Описание работы
Выводы
Литература
где каждый из символов ai и bi означает какое-то из чисел xj (j = 0, 1, ..., n + 1), при этом можно считать, что ai < xi < bi.
2o. Во все правые части этих равенств, в которых присутствует x1, подставим его значение из первого равенства. Получим новый набор равенств (с теми же левыми частями, что и в старом), правые части которых уже не содержат x1. Если при этом в правой части второго равенства появится член вида x2, то перенесем его в левую часть и разделим обе части на 1 - (ниже мы докажем, что 1). Второе равенство теперь имеет вид:
x2 =
где — некоторые рациональные числа.
Рассмотрим теперь все равенства, кроме первого и второго. Во все правые части, содержащие x2, подставим его значение из второго равенства, затем используем третье равенство, чтобы выразить x3 через переменные x4, ..., xn, и подставим это значение во все равенства, начиная с четвертого. Опять же, нужно доказать, что при этом не придется делить на нуль.
Повторяя эту операцию n раз, придем к равенству xn = (в правой части не осталось ни одного неизвестного!). Нетрудно понять, что на каждом шаге все коэффициенты рациональны. Действительно, в начале это так, а при наших операциях мы используем лишь сложение, умножение, вычитание и деление.
Итак, xn рационально. Далее, xn - 1 выражено через xn и рациональные числа, значит, оно тоже рационально, и т. д. Значит, все числа рациональны.
3o. Осталось доказать, что ни на каком шаге не приходится делить на нуль (см. комментарий).
В любой момент каждое равенство будет иметь вид
xi =
Докажем, что при этом
Действительно, для исходного набора это верно. Делая очередную подстановку из j-го равенства (j < i), мы заменяем коэффициент на 0, а любой другой коэффициент на + , где -- коэффициент при xk в j-м равенстве. Неотрицательность при этом сохраняется, а наибольший номер ненулевого коэффициента не уменьшается, следовательно, он останется большим, чем i. При переносе в левую часть члена xi получаем в правой части положительное число. Действительно, все xk положительны, а все коэффициенты неотрицательны, причем по крайней мере один из них строго положителен. Значит, левая часть тоже положительна, поэтому 1 - > 0. При делении обеих частей равенства на положительное рациональное число 1 - все перечисленные свойства также сохраняются.
Комментарии. 1o.
То, что ни на каком шаге не приходится
делить на нуль, принципиально: например,
система линейных уравнений
имеет следующее иррациональное решение: x1 = 2 , x2 = + 1.
2o. То, что мы делаем, — это по сути метод Гаусса решения системы линейных уравнений.
Второй способ. [выходящий за рамки школьной программы] 1o. Пусть x1, x2, ..., xn — координаты отмеченных точек. Условие, что точка находится посередине между двумя другими, записывается в виде линейного уравнения xi = (a + b), где a и b — координаты других точек или концов отрезка (т. е. 0 или 1). Таким образом, координаты наших точек являются решениями некоторой системы линейных уравнений (обозначим ее (*)) с рациональными коэффициентами и рациональными свободными членами (будем называть такую систему рациональной). Нужно доказать, что эта система не может иметь иррационального решения (т. е. решения, значение хотя бы одной переменной в котором иррационально).
Если рациональная система линейных уравнений имеет единственное решение, то это решение рационально. В самом деле, если решение единственно, то его можно найти методом Гаусса, в ходе которого нужно только складывать, вычитать, умножать и делить, а делая такие действия с рациональными числами, мы не можем получить иррациональное число.
2o. Осталось доказать, что решение системы (*) единственно. От противного, пусть x1, x2, ..., xn и y1, y2, ..., yn -- два разных решения рассматриваемой системы уравнений. Тогда числа t1 = x1 - y1, t2 = x2 - y2, ..., tn = xn - yn образуют ненулевое решение соответствующей однородной системы, т. е. системы (*), в которой все свободные члены заменили на нули.
Иными словами,
для каждого i выполняется линейное
уравнение ti =
(a + b), где a — одно из чисел
tj (j
i) или нуль и b — одно из чисел
tj (j
i) или нуль. Рассмотрев число ti,
имеющее максимальный модуль, приходим
к противоречию.
Цель1: сформулировать
способы решения линейных систем.
Цель 2 : решение
задач с применением линейных
систем.
2.Введение.
Изучение
решений систем линейных уравнений
дают нам прочные знания, которые упрощают
решение многих задач. Я думаю , интересно
было бы узнать способы решения линейных
уравнений .
Способы
решения линейных
систем
1 Способ подстановки:
2. Способ сложения (способ исключения)
Чтобы исключить х из системы:
1)
a1x+b1y=c1 первое уравнение умножить на а2
a2x+b2y=c2 второе уравнение умножить на (-а1)
2) сложить полученные уравнения :
a1а2x+а2b1y=c1 а2
-а1a2x+а1b2y=-а1c2
3)найти у из полученного уравнения;
4)найти х используя
любое уравнение исходной системы и найденное
значение у.
3.Графический метод
1)Построить прямые
2)
а)Если прямые пересекаются, то решение системы- координаты точки их пересечения
б)если прямые параллельны, то у системы нет решений
в)если прямые
совпадают, то решением системы являются
координаты любой точки этих прямых. В
этом случае система имеет бесконечно
много решений
4.
Выводы.
Я изучил системы
двух линейных уравнений с двумя переменными,
способы решения линейных систем научилась
применять их к решению задач, сделала
вывод, что умение решать системы линейных
уравнений облегчает решение многих сложных
задач
5.Литература.
1.
Алгебра:Учеб. Для
8 кл. общеобразоват.
учреждений/ Ш.А. Алимов,
Ю.М. Колягин, Ю. В. Сидоров
и др.-11-е изд. – М.: просвещение, 2004.
–255с.: ил.
2.Алгебра:Учеб.
Для 9кл. общеобразоват.
учреждений/ Ш.А. Алимов,
Ю.М. Колягин, Ю.
В. Сидоров и
др.-10-е изд. –
М.: просвещение, 2004.
–255с.: ил.
3.
Алгебра:Учеб. Пособие
для 8-го кл учреждений
обеспечивающих получение
общ. Сред. Образования,
с рус. яз. Обучения с
12-летним сроком обучения. /
Е. П. Кузнецова ; под
ред Л. Б Шнепермана.-2-е
изд.-Мн.: Нар.асвета, 2005.-320
с.: ил.
4.
Математика. Весь
школьный курс
в таблицах/ авт.сост.Т.С.
Степанова- Мн.: Современная
школа,2006.
Задачи.
-Отработать
навыки решения линейных
Способ подстановки.
5x-y=3
2x+3y=25
y=5x-3
2x+3(5x-3)=25
y=5x-3
17x=34
y=5x-3 y=7
x=2
x=2
Ответ : (2;7)
Способ сложения
2x-7y=1 *1
x+2y=6
*(-2)
2x-7y=1
-2x-4y=-12 -11y=-11 т.е. у=1
Найдем х из второго уравнения исходной системы:
Х=6-2у=6-2*1=4
Ответ : (4;1)
Графический метод
а) х-2у=3
х+у=6
Прямые пересекаются в точке М(5;1).
Ответ: (5;1).
б) 3х+у=2
-9х-3у=4
Прямые параллельны, значит система
не имеет решений.
Ответ: решений нет.
в) х-4у=1
8у-2х=-2
Прямые совпадают, значит решением системы являются все точки с координатами.
(4у+1;у), где у- любое число.
Ответ: (4у+1; у), где у принадлежит R.