Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 13:18, реферат
Квадратная матрица А называется невырожденной, или неособенной, если её определитель отличен от нуля и вырожденной, или особенной, если её определитель равен нулю.
Квадратная матрица А называется невырожденной, или неособенной, если её определитель отличен от нуля и вырожденной, или особенной, если её определитель равен нулю.
Квадратная матрица В называется обратной для квадратной матрицы А того же порядка, если их произведение
АВ= ВА=Е,
Теорема. Для того, чтобы матрица А имела обратную, необходимо и достаточно, чтобы её определитель был отличен от нуля.
Матрица, обратная к А, обозначается через А-1, так что В= А-1. Для матрицы А обратная ей матрица А-1 определяется однозначно.
Справедливы следующие равенства:
Существую несколько способов нахождения обратной матрицы. Рассмотрим один из них – нахождение обратной матрицы путём вычисления алгебраических дополнений. Заключается он в следующем:
пусть нам дана матрица А, имеющая следующий вид:
Предположим, что DА¹0. Построим следующую матрицу С следующим образом:
где Аij – алгебраическое дополнение элемента аij в определителе матрицы А. Очевидно, что для построения матрицы С необходимо сначала заменить элементы матрицы А соответствующими им алгебраическими дополнениями, а затем полученную матрицу транспонировать.
Полученная таким образом матрица С называется присоединённой к матрице А, или союзной с А.
Чтобы получить матрицу А-1, обратную для матрицы А, необходимо каждый элемент присоединённой матрицы С поделить на DА, т.е. матрица А-1 будет иметь следующий вид:
Пусть матрица А, имеет следующий вид:
Чтобы найти матрицу А-1, обратную для матрицы А, необходимо:
Повтором предыдущих действий, запишите в редакторе формул дополнения А12-А44 (см. рис. 8.1)
В качестве вычислительного средства воспользуемся инструментами программы Excel.
Рис. 8.1 Рис. 8.2
Аналогичные действия проделайте со всеми остальными алгебраическими дополнениями, не забывая при этом некоторые из них умножать на число (-1). В результате проделанных действий получим: А11= -45, А12= 20, А13=1, А14=-17, А21=63, А22= -31, А23=1, А24=25, А31= -6, А32=3, А33=3,33Е-16, А34= -3, А41=12, А42= -5, А43= -1, А44=5.
Как вы видите, значение дополнения А33 записано в виде числа с мантиссой. Приведём это число к виду обыкновенной десятичной дроби. Для этого:
Рис. 8.4
Рис. 8.7 Рис. 8.8
Рис. 8.9 Рис. 8.10
В
результате чего в ячейках появятся
следующие значения (рис. 8.10). Полученные
значения доказывают правильность произведённых
вычислений.
Задания
для самостоятельной
работы.
1) | 2 | 2 | -1 | 1 | 1 | -0,5 | 0,5 | -1 | 2) | 3 | 4 | 1 | 2 | 6 1/3 | -4 1/6 | -2 1/3 | 2 5/6 | |||||||
4 | 3 | -1 | 2 | ответ: | 1 | 0,5 | -0,5 | 0 | 3 | 5 | 3 | 5 | ответ: | -5 | 3,5 | 2 | -2,5 | |||||||
8 | 5 | -3 | 4 | -1 | 1,5 | -0,5 | 0 | 6 | 8 | 1 | 5 | 2 | -0,5 | -1 | 0,5 | |||||||||
3 | 3 | -2 | 2 | -4 | 1,5 | -0,5 | 2 | 3 | 5 | 3 | 7 | 0 | -0,5 | 0 | 0,5 | |||||||||
3) | 2 | 3 | 11 | 5 | - 2/7 | 2/7 | 5/7 | - 1/7 | 4) | 2 | -2 | 0 | 1 | 1/4 | 1/6 | 0 | 0 | |||||||
1 | 1 | 5 | 2 | ответ: | 1 2/7 | -2 4/5 | 2/7 | - 1/3 | 2 | 3 | 1 | -3 | ответ: | - 1/6 | 0 | 0 | 1/8 | |||||||
2 | 1 | 3 | 2 | - 1/7 | 2/3 | - 1/7 | 0 | 3 | 4 | -1 | 2 | 3/8 | - 1/2 | - 1/3 | 1 1/7 | |||||||||
1 | 1 | 3 | 4 | - 1/7 | 1/7 | - 1/7 | 3/7 | 1 | 3 | 1 | -1 | 1/8 | - 2/5 | 0 | 4/9 | |||||||||
5) | 2 | -2 | 0 | 1 | 1/4 | 1/6 | 0 | 0 | 6) | 2 | 5 | 4 | 1 | 1 | - 1/3 | - 1/2 | 1/7 | |||||||
2 | 3 | 1 | -3 | ответ: | - 1/6 | 0 | 0 | 1/8 | 1 | 3 | 2 | 1 | ответ: | - 4/5 | 1 5/7 | 0 | 0 | |||||||
3 | 4 | -1 | 2 | 3/8 | - 1/2 | - 1/3 | 1 1/7 | 2 | 10 | 9 | 7 | 5/6 | -2 | 1/5 | 0 | |||||||||
1 | 3 | 1 | -1 | 1/8 | - 2/5 | 0 | 4/9 | 3 | 8 | 9 | 20 | - 1/5 | 2/7 | 0 | 0 | |||||||||
7) | 1 | 1 | -6 | -4 | - 1/9 | 1/4 | 0 | 0 | 8) | 4 | -3 | 1 | 5 | 1/2 | 0 | - 3/5 | 1/3 | |||||||
3 | -1 | -6 | -4 | ответ: | 2/5 | - 1/4 | 0 | 0 | 1 | -2 | -2 | -3 | ответ: | 1/2 | - 2/9 | - 8/9 | 2/5 | |||||||
2 | 3 | 9 | 2 | - 1/9 | 0 | 0 | 0 | 3 | -1 | 2 | 0 | - 1/2 | - 1/9 | 1 | - 2/7 | |||||||||
3 | 2 | 3 | 8 | 0 | 0 | 0 | 1/9 | 2 | 3 | 2 | -8 | 1/5 | - 1/9 | - 1/4 | 0 | |||||||||
9) | 7 | 9 | 4 | 2 | 1 | 0,6 | -2 | 1,4 | 10) | 2 | -1 | -6 | 3 | - 2/9 | 3/8 | 0 | -1 1/6 | |||||||
2 | -2 | 1 | 1 | ответ: | 0 | -0,2 | 0 | 0,2 | 7 | -4 | 2 | -15 | ответ: | 0 | 1/4 | - 1/3 | -1 1/6 | |||||||
5 | 6 | 3 | 2 | -1 | -0,6 | 3 | -3,4 | 1 | -2 | -4 | 9 | - 2/7 | 1/8 | 0 | - 1/3 | |||||||||
2 | 3 | 1 | 1 | -1 | 0 | 1 | 1 | 1 | -1 | 2 | -6 | - 1/8 | 0 | 0 | - 2/7 | |||||||||
11) | 6 | 5 | -2 | 4 | 0 | - 1/3 | 3/4 | 3/7 | 12) | 3 | -2 | -5 | 1 | 0 | 1/4 | 2/5 | 0 | |||||||
9 | -1 | 4 | -1 | ответ: | 0 | 1/9 | - 1/5 | - 1/5 | 2 | -3 | 1 | 5 | ответ: | - 1/6 | 0 | 3/8 | 1/5 | |||||||
3 | 4 | 2 | -2 | - 1/6 | 1 2/7 | -2 1/4 | -1 1/4 | 1 | 2 | 0 | -4 | - 1/7 | 1/6 | 1/9 | 0 | |||||||||
3 | -9 | 0 | 2 | 0 | 1 | -2 | -1 | 1 | -1 | -4 | 9 | 0 | 0 | 0 | 1/9 | |||||||||
13) | 2 | -3 | 3 | 2 | 0 | 0 | 0 | 0 | 14) | 1 | 1 | -6 | -4 | - 1/9 | 1/4 | 0 | 0 | |||||||
6 | 9 | -2 | -1 | ответ: | 0 | 1/6 | 0 | 0 | 3 | -1 | -6 | -4 | ответ: | 2/5 | - 1/4 | 0 | 0 | |||||||
10 | 3 | -3 | -2 | 2/3 | 1/2 | - 1/7 | - 1/3 | 2 | 3 | 9 | 2 | - 1/9 | 0 | 0 | 0 | |||||||||
8 | 6 | 1 | 3 | - 1/2 | - 1/2 | 0 | 1/2 | 3 | 2 | 3 | 8 | 0 | 0 | 0 | 1/9 | |||||||||
15) | 1 | 2 | 3 | -2 | 0 | 1/9 | 1/6 | 1/9 | ||||||||||||||||
2 | -1 | -2 | -3 | ответ: | 1/9 | 0 | 1/9 | - 1/6 | ||||||||||||||||
3 | 2 | -1 | 2 | 1/6 | - 1/9 | 0 | 1/9 | |||||||||||||||||
2 | -3 | 2 | 1 | - 1/9 | - 1/6 | 1/9 | 0 |