Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 10:30, контрольная работа
6 задач.
Вариант 1.
Задание 1.
Решение.
Решим исходную задачу графическим методом:
ABС- область множества
решений ЗЛП. Вектор c(1;2) определяет
семейство прямых целевой функции, перпендикулярных
ему:
x+2y=q, где q- значение целевой функции. Передвигаясь по вектору целевой функции c имеем max значение q в т.С=II´III: Þx=6;y=4 max F=F(6;4)=6+8=14 Передвигаясь по вектору целевой функции c в обратном направлении имеем min значение q в т.A=I´II: Þx=2;y=0 min F=F(2;0)=2+0=2 |
Задание 2.
Решение. Определим верхнюю и нижнюю цену игры:
m=max Аi=max{min aij}; M=min Вj=min{max aij}
Тогда : m=max{1,0,2,4}=4; M=min{5,6,4,7}=4
Таким
образом мы видим, что m=M=4, то есть задача
решается в чистых стратегиях и цена игры
v=4. В данном случае имеем одну седловую
точку. Седловая точка отмечена *.
Задание 3.
Решение.
В соответствии с матричным равенством X=BY статистического межотраслевого баланса, где В- матрица коэффициентов полных затрат в данном задании размерности 2х2, а X и Y- соответственно вектор- столбец объёмов валовых продукций и вектор- столбец объёмов конечных продукций двух отраслей, по условию задания имеем X=l×Y, где l- искомое отношение. Следовательно, BY=lY, т.е. (B-lE)Y=0, где Е- единичная матрица. Таким образом, искомые l и Y являются соответственно собственным числом и собственным вектором матрицы B.
Собственные значения матрицы B находим из характеристического уравнения |B-lE|=0. Для данной задачи имеем
.
D1=42-12=4=22;
l1=2; l2=6;
1) Подставим первое значение в систему уравнений
3Y1+3Y2=0ÞY1=-Y2, то есть Y1=(C,-C)T. Здесь следует положить С=0, так как с экономической точки зрения координаты вектора- столбца объёмов валовых и конечных продукций не могут быть отрицательными.
2) Подставим второе значение в систему уравнений
-Y1+3Y2=0ÞY1=3Y2; Y2=(3C,C)T то есть объем производимой продукции равен трёхкратному объему конечной продукции.
Другой
структуры по конечной продукции
отраслей, приводящей к постоянству
указанного выше отношения, для данной
задачи не существует.
Задание 4.
Решение.
Определим верхнюю и нижнюю цену игры:
m=max Аi=max{min aij}; M=min Вj=min{max aij}
Тогда : m=max{1,0,0}=1; M=min{2,2,2}=2
Таким образом мы видим, что m=1<2=M, то есть задача не решается в чистых стратегиях.
Вводя далее, вероятности qj, j=1,3 выбора партнёром фирмы стратегии Bj имеем следующую математическую модель:
q1+q2+q3=1
2 q1+ | 1 q2+ | 2 q3= | S1 | £S=max Si | |
0 q1+ | 2 q2+ | 1 q3= | S2 | £S | |
2 q1+ | 0 q2+ | 2 q3= | S3 | £S | |
Цель решения которой состоит в определении таких значений вероятностей, при которых численное значение s (цены игры) минимально. Здесь Si- средне значение (математическое ожидание) прибыли фирмы при использовании ею i- той стратегии.
Данная математическая модель легко сводится к следующей задаче (yi=qi/S):
f=y1+y2+y3=1/S®max
2 y1+ | 1 y2+ | 2 y3£ | 1 | |
0 y1+ | 2 y2+ | 1 y3£ | 1 | |
2 y1+ | 0 y2+ | 2 y3£ | 1 | |
yi³0, |
Решение этой задачи приведено в следующей симплекс таблице:
2 | 1 | 2 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1/2 | 1 | 1/2 | 0 | 0 | ½ | |
0 | 2 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | ® | 0 | 2 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 |
2 | 0 | 2 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | -1 | 0 | -1 | 0 | 1 | 0 | |
1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | ½ | 0 | -½ | 0 | 0 | -½ |
1 | 0 | 3/4 | ½ | -1/4 | 0 | ¼ |
0 | 1 | ½ | 0 | ½ | 0 | ½ |
0 | 0 | ½ | -1 | ½ | 1 | ½ |
0 | 0 | -¼ | -½ | -¼ | 0 | -¾ |
Таким образом: y1=¼; y2=½; y3=0; f=¾, и следовательно, s=1/f=4/3.
q1=1/3; q2=2/3; q3=0.
Пусть, далее pi- вероятность выбора стратегии Аi, i=1..3, самой фирмой. Тогда расчёт этих вероятностей может быть произведён на базе равенства pi=xi/F, где xi- искомый оптимальный план двойственной по отношению к исходной задачи. В соответствии с теоремами двойственных задач линейного программирования и приведённой симплексной таблицы имеем: x1=1/2; x2=1/4; x3=0;
и следовательно: p1=2/3; p2=1/3; p3=0.
Проверка
показывает, что q1+q2+q3=1
и p1+p2+p3=1. Таким образом,
оптимальная стратегия партнёра банка-
(1/3,2/3,0), самого банка- (2/3,1/3,0).
Задание 5.
Решение.
Так как в таблице даны выигрыши, то для эквивалентности с теорией игр приведём платёжную матрицу к виду:
а) Для
начала определим константу А
из требования выполнения равенства
q1+q2+q3+q4=1Þ0,2+0,4+0,1+A=1Þ
Определим математическое ожидание выигрыша статистика при выборе им стратегии Ai:
A1ÞM1=1*0,2+7*0,4+3*0,1+4*0,3=
A2ÞM2=5*0,2+6*0,4+4*0,1+5*0,3=
A3ÞM3=7*0,2+2*0,4+0*0,1+3*0,3=
По критерию Бейеса- Лапласа критерием принятия решения является максимум математического ожидания, то есть
VB-L=max{M1, M2, M3}=5,3.
В соответствии
с этим критерием наиболее предпочтительной
является стратегия А2.
б) Если предположить, что все состояния природы равновероятны, то p1=p2=p3=p4=¼.
Вычислим для каждой стратегии статистика величину Saij/4:
A1ÞSa1j/4=1*0,25+7*0,25+3*0,
A2ÞSa2j/4=5*0,25+6*0,25+4*0,
A3ÞSa3j/4=7*0,25+2*0,25+0*0,
В нашей
задаче VL=max{3,75; 5,0; 3,0}=5,0, следовательно
оптимальной является стратегия А2.
в) Согласно критерию Вальда VW=max{min{aij}}=max{1;4;0}=4.
Следовательно
максимальная стратегия статистика-
A2.
г) Для выбора оптимальной стратегии по критерию Сэвиджа вначале построим матрицу рисков, элементы которой вычисляются по формуле:
Имеем матрицу рисков
Тогда согласно критерию Сэвиджа определяем VS=min{max{rij}}
VS=min{max{rij}}=min{6;2;7}=2.
В соответствии с этим критерием также
наиболее предпочтительная стратегия
A2.
д) Воспользуемся
критерием Гурвица при L=0,6. Определим
значение VH=max{L×min{aij }+(1-L)×max{aij}}=max{0,6×min{
A1Þ0,6*1+0,4*7=3,4
A2Þ0,6*4+0,4*6=4,8
Информация о работе Задачи по математическим методам в экономике