Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 11:40, дипломная работа
При написании дипломной работы были использовании статистические данные Центрального Банка России и Госкомстата, рейтинги платежных систем, определенные независимыми экспертами, результаты исследований консалтинговых компаний («ИМА-консалтинг»), литература, содержащая теоретические основы, историю, понятия и принципы работы платежных систем и пластиковых карт (А.И. Гинзбург, А.А. Иванов, Т.Б. Рубинштейн, О.В. Мирошкина и д.р.), использована законодательная база, регламентирующая вопросы банковской деятельности (ФЗ «О банках и банковской деятельности», Положение БР «Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием банковских карт» и т.д.).
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. Теоретические основы функционирования карточной платежной системы 6
1.1. История развития банковских карт 6
1.2. Сущность, значение и роль банковских пластиковых карт в системе денежных расчетов 10
1.3. Виды карт и схемы обслуживания 15
ГЛАВА 2. Анализ современного состояния рынка пластиковых карт 33
2.1. Становление и современное состояние рынка пластиковых карт в России 33
2.2. Сравнительная характеристика российских и международных платежных систем 49
2.3. Расчет окупаемости внедрения карточного проекта «Кредитная карта» в коммерческом банке. 60
ГЛАВА 3. Проблемы и перспективы развития российского рынка пластиковых карт 64
3.1. Проблемы формирования единого правового пространства использования пластиковых карт в России 64
3.2. Существующие тенденции и дальнейшие перспективы развития рынка пластиковых карт в Российской Федерации 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
Список использованной литературы 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 84
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Развитие экономики
любого государства невозможно без
высокоэффективной системы
На текущий момент
во всем мире «венцом» системы, в основании
которой находятся расчетно-
Преимущества карточных платежных систем (пластиковых карт) применительно к российским реалиям, как не странно, подтвердил структурно-финансовый кризис всей банковской системы России в 1998 году, сильно изменивший облик межбанковского и валютного рынков страны, разрушивший межбанковские связи и вызвавший резко отрицательное отношение физических лиц к банкам и банковской системе. Указанные преимущества, основанные на сильной системной инерции карточного бизнеса, заключались в следующем: банк, находящийся даже в неликвидном состоянии, тем не менее некоторое время продолжал вести карточные операции и расчеты. Умный менеджмент имел возможность сполна воспользоваться этим фактором и с помощью платежной системы перевести быстро и с минимальными потерями все бизнес-функции вместе с клиентскими счетами в заранее подготовленный банк.
Таким образом карточный бизнес в России, как банковский продукт, прошел оценку с точки зрения эффективности и полезности, и стал на текущий момент одним из самых инвестиционных видов банковской деятельности.
В настоящее время все больше россиян – клиентов банков, преодолевая консервативные представления о необходимости и удобстве расчетов с использованием карт, воспринимают платежную карту, как важнейший компонент продвижения собственного имиджа и удобный финансовый инструмент, способствуя тем самым значительному росту доли соотечественников, переходящих от наличных к картам.
Механизм обезналичивания денежных потоков населения и компаний посредством карточных расчетов широко приветствуется и фискальными, и регулирующими органами, так как безналичный поток, проходящий через банковскую систему, является наиболее доступным и удобным для контроля, анализа и налогообложения.
Динамика роста отечественного сектора обслуживания пластиковых карт за последние годы позволяет уверенно говорить о нарастающем «карточном» буме в России, поэтому для российских банков на первый план выходят вопросы организации расчетов с использованием пластиковых карт, преимущества которых для них (банков) заключаются в следующем:
- замене живых денег
на «электронные» с целью
- развитии «безбумажной»
технологии, позволяющей значительно
увеличить количество операций
с минимальным увеличением
- привлечении на обслуживание
крупных клиентов - юридических лиц,
осуществляющих реализацию
- сокращении перевозок денежной наличности;
- обеспечении сохранности наличных денежных средств;
- предотвращении оборота фальшивых купюр;
- разгрузки от наплыва клиентов и нерентабельных операций по снятию наличности со счетов «до востребования»;
- получении дополнительного дохода от участия в платежных операциях торговых точек;
- высокой информативности
на всех уровнях системы,
- централизованном контроле над всем процессом денежного обращения;
- интеграции в мировую
финансовую систему,
Исходя из актуальности данного вопроса и была выбрана тема настоящей дипломной работы.
Цель дипломной работы – анализ современного состояния рынка пластиковых карт в России, особенностей российского карточного бизнеса, анализ существующих проблем, тенденций и дальнейших перспектив развития рынка пластиковых карт.
Для реализации намеченной цели в работе решены следующие задачи:
- рассмотрены принципы работы карточных платежных систем;
- дана оценка современного состояния российского карточного бизнеса, проведен сравнительный анализ российских и зарубежных платежных систем;
- определены существующие
проблемы развития рынка
Объектом анализа в дипломной работе являлись пластиковые банковские карты, как элементы платежной системы и инструменты безналичных расчетов, предметом – вопросы организации расчетов с использованием пластиковых карт.
Дипломная работа имеет следующую структуру:
- глава 1 посвящена теоретическим вопросам, отражающим: историю развития банковских карт в целом и принципы работы карточных систем; также в данной главе введены основные понятия, касающиеся рассматриваемой темы – «пластиковая карта», «кредитные и дебетовые карты», «авторизация», «банк-эмитент» и «банк-эквайер», «процессинговый центр», «расчетный банк платежной системы» и др.; рассмотрены схемы организации платежных систем с кредитными и дебетовыми картами.
- в главе 2 проанализировано современное состояние рынка пластиковых карт в России, дан краткий обзор существующих платежных систем и проведен сравнительный анализ российской и международной платежных систем, приведен расчет окупаемости внедрения карточного проекта «Кредитная карта» в коммерческом банке;
- глава 3 включает в себя анализ
существующих проблем
Заключение дипломной работы содержит относительно роли пластиковых карт в платежном балансе Российской Федерации, включающий в себя и прогнозы о перспективах дальнейшего развития российского карточного бизнеса.
При написании дипломной работы были использовании статистические данные Центрального Банка России и Госкомстата, рейтинги платежных систем, определенные независимыми экспертами, результаты исследований консалтинговых компаний («ИМА-консалтинг»), литература, содержащая теоретические основы, историю, понятия и принципы работы платежных систем и пластиковых карт (А.И. Гинзбург, А.А. Иванов, Т.Б. Рубинштейн, О.В. Мирошкина и д.р.), использована законодательная база, регламентирующая вопросы банковской деятельности (ФЗ «О банках и банковской деятельности», Положение БР «Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием банковских карт» и т.д.).
ГЛАВА 1. Теоретические основы функционирования карточной платежной системы
1.1. История развития банковских карт
Предшественниками современных пластиковых карт были товарные карточки, выпускавшиеся крупными американскими отелями, нефтяными компаниями и магазинами в начале века с целью слежения за счетом клиента и обеспечения механизма записи его покупок, то есть их появление являлось логическим продолжением оплаты в рассрочку.
С 1914 года торговые предприятия США стали выпускать карточки для самых богатых клиентов, чтобы привязать их к своей сети магазинов и продавать им наиболее дорогие товары, а в начале 20-х нефтяные компании стали выпускать «карты учтивости» (courtesy cards), с помощью которых водители могли делать покупки на любой бензоколонке. В 1928 году в США начался выпуск Charga-Plates - пластинок с выбитым адресом.
В следующие 30 лет крупными компаниями были предложены такие нововведения, как: минимальная месячная плата, плата за финансовые услуги, 30-дневный период отсрочки по платежам – и все ради получения максимального дохода от операций по картам.
Возникшая жесткая карточная конкуренция заставила компании пойти на значительные расходы и начать эмиссию кредитных карт.
Так, в 1936-м году растущая индустрия авиаперевозок, возглавляемая American Airlines, предложила собственную кредитную схему, получившую название Universal Air Travel Plan (UATP), по которой сначала выпускалась купонная книжка против депозита клиента, а затем кредитный план развился в операцию, схожую с операцией по кредитной карте.
Эра современной универсальной кредитной карты началась в 1949 году с образования Diners Club: А.Блумингдейл, Ф.Макнамара и Р.Снайдер представили план нового типа карт – универсальной карты, которая позволяла бы делать покупки в торговых точках по всей стране, при этом важным пунктом плана было введение третьей стороны в кредитных операциях. То есть Diners Club планировал стать посредником между покупателем и фирмой, обеспечивая кредит одному и другому и беря плату за услуги.
Со стартовым капиталом всего в 75 тысяч долларов, Блумингдейл, Макнамара и Снайдер начали свое дело, прибыль в котором они предполагали получать с фирмы-продавца, которая должна была давать им 7% скидки с суммы покупки, а также с владельца карты в виде ежемесячной платы - % за неоплаченную часть баланса (данный процент был впоследствии введен компаниями банковских кредитных карт).
Однако потенциальные клиенты
не спешили становиться
Несмотря на трудности, основатели Diners Club были уверены в успехе.
После войны в Америке начался
бурный рост индустрии кредита. Впервые
большая часть американцев
За Diners Club появились T&E (Travel&Entertainment) - компании карт, занимающиеся туризмом и развлечениями.
В 1958 году American Express - крупнейшая компания дорожных чеков, и Carte Blanche одновременно вышли на рынок универсальных кредитных карт.
В этом же году первый и второй банки страны – Bank of America и Chase Manhattan Bank также приступили к операциям с кредитными картами. Однако Сhase Manhattan был вынужден продать свои операции в 1962 году. Причины этого шага были сложности при передаче информации, мошенничество и злоупотребления.
Также основным препятствием в бизнесе карт стало отсутствие единой общенациональной сети, что особенно било по мелким банкам, развивавшим локальный рынок карт.
В 1966 году Bank of America начал выдавать лицензии другим банкам на проведение операций с картами BankAmericard. Но его решение о расширении операций на всю страну встретило противодействие других крупных банков и привело к образованию второй национальной системы карт, получившей название Interbank Cards Association.
В конце 60-х Bank of America и Interbank провели совместную кампанию рассылки карт по почте, что позволило за короткое время увеличить число держателей карт на миллионы.
Одновременно стал происходить стремительный рост числа фирм, связанных с национальными системами карт.
Все это заставило банки, выпускавшие независимые карты, присоединяться к одной из двух национальных систем, и к 1978 году более 11 тысяч банков присоединились к одной или к двум системам, а годовые продажи карт достигли 44 млрд. долларов, 52 млн. американцев стали владеть по крайней мере двумя банковскими картами.
Значительный рост карточных продаж поставил перед эмитентами и клиентами следующие вопросы, требующие законодательного урегулирования:
- каких правил необходимо
придерживаться для
- что делать для защиты клиентов, к которым пришли счета к оплате операций по картам, которые они не совершали;
- если карта была
потеряна или украдена, как определить
ответственность клиента и
- по каким критериям следует оценивать возможности доступа разных клиентов к кредиту;
- что делать для обеспечения или ограничения доступа к кредитным историям миллионов владельцев карт.
И правительство США начало действовать:
а) Федеральной комиссией по торговле в 1970 году было принято решение запретить рассылку по почте не затребованных клиентом карт.
б) В 1972 году Федеральная резервная система стала первым учреждением, регулирующим индустрию карт.
в) Закон 1973 года обеспечил защиту владельцев карт от несанкционированного использования счетов и информации по картам.
Информация о работе Роль пластиковых карт в платежном обороте Россиийской Федерации