Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2011 в 01:30, реферат
По структуре элементов объема различают несобирательные понятия, элементами объемов которых являются отдельно взятые объекты (напр., "человек, родившийся в 1900 году" или их кортежи - пары, тройки и т.д. (напр., "люди, родившиеся в одном и том же году", подобные понятия имеют вид ), и собирательные понятия, их элементами объема являются совокупности объектов, мыслимые как одно целое (напр., "политическая партия").
Цель работы – рассмотреть деление и классификацию понятий в логике.
Вступление
1) Понятие и особенности деления понятий
2) Особенности классификации понятий
Заключение
Список литературы
Для
классификации обязательно
Существует классификация по видообразующему признаку и дихотомическая. Приведем примеры классификации по видообразующему признаку:
а) зеркала классифицируются на плоские и сферические; сферические зеркала классифицируются на вогнутые и выпуклые;
б) группы крови подразделяются на I, или И, или Ш, или IV.
Очень
важен выбор основания
Классификация может производиться по существенным признакам (естественная) и по несущественным признакам (вспомогательная).
При естественной классификации, зная, к какой группе принадлежит предмет, мы можем судить о его свойствах. Д. И. Менделеев, расположив химические элементы в зависимости от их атомного веса, вскрыл закономерности в их свойствах, создав
Периодическую систему, позволившую предсказать свойства не открытых еще химических элементов.
Естественная классификация животных охватывает до 1,5 млн. видов, а классификация растений включает около 500 тыс. видов растений.
С точки зрения диалектики иногда нельзя установить резкие разграничительные линии, так как все развивается, изменяется и т. д. Каждая классификация относительна, приблизительна, она в огрубленной форме раскрывает связи между классифицируемыми предметами. Существуют переходные формы, которые трудно отнести к той иди иной определенной группе. Иногда эта переходная группа составляет самостоятельную группу (вид). Например, при классификации наук возникают такие переходные формы, как биохимия, геохимия, физическая химия, космическая медицина, астрофизика и др.
В ходе изучения любого школьного предмета учащимся приходится иметь дело с классификацией. Проанализируем некоторые из естественных классификаций, имеющихся в русском языке, в котором различаются части речи: самостоятельные, служебные и междометия. Самостоятельные части речи — это имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, глагол, наречие, местоимение. Служебные части речи: предлоги, союзы, частицы, модальные слова. Отдельную группу составляют междометия. Итак, перечисляется 11 видов частей речи. В учебнике по русскому языку кроме этих 11 видов предусматриваются и переходные случаи. «Границы между отдельными разрядами слов очень подвижны: при изучении отдельных частей речи будут отмечены различные переходные случаи». Характеризуя особенности естественной классификации, мы отмечали и наличие переходных (промежуточных) видов классифицируемых объектов. Хорошим средством наглядного представления классификации выступают древовидные графы (или деревья). Вышеприведенная классификация понятая «плод» была дана в форме древовидного графа.
Примерами
естественных классификаций, изучаемых
в средней школе, могут быть следующие:
классификация зон
Ни
один школьный предмет не может обойтись
без соответствующих
Вспомогательная
классификация — это
Заключение
Учение о понятии было одним из наиболее фундаментальных разделов в традиционной логике. Однако после создания математической логики данная проблематика на долгое время отошла на второй план, что объяснялось как доминированием номиналистической установки в современной логике, так и недостаточной разработанностью самого учения о понятии, которое в своем традиционном виде не отвечало новым логическим критериям строгости, содержало массу пробелов и внутренних несоответствий.
Современный
вариант логической теории понятия
был создан усилиями Е.К.Войшвилло,
которому удалось вписать учение
о понятии в контекст символической
логики, применив к анализу понятий
такие ее средства, как формализованные
языки, точные методы семантического анализа,
современные дедуктивные
В
последнее время наблюдается
рост интереса к теории понятия в
связи с проблемой
Понятия
играют важную роль как в науке, так
и в повседневной практике. Рациональное
познание отличается от чувственного,
в частности, тем, что на данной ступени
познаются не только отдельные предметы,
но и выделяется то общее, что есть
у различных предметов, то есть формируются
понятия, с помощью которых
Список литературы