Деление и классификация понятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2011 в 01:30, реферат

Описание

По структуре элементов объема различают несобирательные понятия, элементами объемов которых являются отдельно взятые объекты (напр., "человек, родившийся в 1900 году" или их кортежи - пары, тройки и т.д. (напр., "люди, родившиеся в одном и том же году", подобные понятия имеют вид ), и собирательные понятия, их элементами объема являются совокупности объектов, мыслимые как одно целое (напр., "политическая партия").

Цель работы – рассмотреть деление и классификацию понятий в логике.

Содержание

Вступление

1) Понятие и особенности деления понятий

2) Особенности классификации понятий

Заключение

Список литературы

Работа состоит из  1 файл

деление и классификация понятий.docx

— 32.02 Кб (Скачать документ)

     Для классификации обязательно выполнение всех правил, сформулированных относительно операции деления понятий.

     Существует  классификация по видообразующему  признаку и дихотомическая. Приведем примеры классификации по видообразующему  признаку:

     а) зеркала классифицируются на плоские  и сферические; сферические зеркала  классифицируются на вогнутые и выпуклые;

     б) группы крови подразделяются на I, или  И, или Ш, или IV.

     Очень важен выбор основания классификации. Разные основания дают различные  классификации одного и того же понятия, например понятия «рефлекс»6.

     Классификация может производиться по существенным признакам (естественная) и по несущественным признакам (вспомогательная).

     При естественной классификации, зная, к  какой группе принадлежит предмет, мы можем судить о его свойствах. Д. И. Менделеев, расположив химические элементы в зависимости от их атомного веса, вскрыл закономерности в их свойствах, создав

     Периодическую систему, позволившую предсказать  свойства не открытых еще химических элементов.

     Естественная  классификация животных охватывает до 1,5 млн. видов, а классификация  растений включает около 500 тыс. видов  растений.

     С точки зрения диалектики иногда нельзя установить резкие разграничительные  линии, так как все развивается, изменяется и т. д. Каждая классификация  относительна, приблизительна, она  в огрубленной форме раскрывает связи между классифицируемыми  предметами. Существуют переходные формы, которые трудно отнести к той  иди иной определенной группе. Иногда эта переходная группа составляет самостоятельную  группу (вид). Например, при классификации  наук возникают такие переходные формы, как биохимия, геохимия, физическая химия, космическая медицина, астрофизика  и др.

     В ходе изучения любого школьного предмета учащимся приходится иметь дело с  классификацией. Проанализируем некоторые  из естественных классификаций, имеющихся  в русском языке, в котором  различаются части речи: самостоятельные, служебные и междометия. Самостоятельные части речи — это имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, глагол, наречие, местоимение. Служебные части речи: предлоги, союзы, частицы, модальные слова. Отдельную группу составляют междометия. Итак, перечисляется 11 видов частей речи. В учебнике по русскому языку кроме этих 11 видов предусматриваются и переходные случаи. «Границы между отдельными разрядами слов очень подвижны: при изучении отдельных частей речи будут отмечены различные переходные случаи». Характеризуя особенности естественной классификации, мы отмечали и наличие переходных (промежуточных) видов классифицируемых объектов. Хорошим средством наглядного представления классификации выступают древовидные графы (или деревья). Вышеприведенная классификация понятая «плод» была дана в форме древовидного графа.

     Примерами естественных классификаций, изучаемых  в средней школе, могут быть следующие: классификация зон растительности, защитных окрасок животных, групп  крови; геохронологическая таблица  временных эр (кайнозойская, мезозойская  и др.) и периодов в каждой эре; классификация природных зон (тундра, тайга, лесостепь и др.); классификация  направлений в литературе конца XIX — начала XX в.; видов и жанров искусства; типов ЭВМ; классификация  систем нумераций; классификация неравенств, видов плоских фигур, сферических  тел (в математике); видов умозаключений, суждений, понятий (в логике) и многие другие.

     Ни  один школьный предмет не может обойтись без соответствующих классификаций. При этом и учителя, и учащиеся должны знать общие правила, соблюдение которых поможет избежать ошибок в конкретных классификациях.

     Вспомогательная классификация — это распределение  предметов по группам (классам) на основании  их несущественных признаков. Она применяется  для более легкого отыскания  предмета (или термина). Вспомогательная классификация не дает возможности судить о свойствах предметов (например, список фамилий, расположенных по алфавиту, алфавитный каталог книг, журнальных статей). Предметные или предметно-именные указатели, а также справочники лекарственных препаратов, расположенные в алфавитном порядке, представляют примеры вспомогательных классификаций. Вспомогательная классификация использована при составлении списка наиболее употребительных названий ярких звезд, расположенных по алфавиту. Примером вспомогательной классификации служит любой предметный указатель.

     Заключение

     Учение  о понятии было одним из наиболее фундаментальных разделов в традиционной логике. Однако после создания математической логики данная проблематика на долгое время отошла на второй план, что  объяснялось как доминированием номиналистической установки в  современной логике, так и недостаточной  разработанностью самого учения о понятии, которое в своем традиционном виде не отвечало новым логическим критериям строгости, содержало  массу пробелов и внутренних несоответствий.

     Современный вариант логической теории понятия  был создан усилиями Е.К.Войшвилло, которому удалось вписать учение о понятии в контекст символической  логики, применив к анализу понятий  такие ее средства, как формализованные  языки, точные методы семантического анализа, современные дедуктивные системы. В результате, в частности, была уточнена специфика понятия как особого  типа мысли, его логическая структура, введено различение логических и  фактических объемов и содержаний, что позволило эксплицировать смысл  закона обратного отношения, выделены точные критерии для типологизации  понятий, построен особый приближенный к естественному формализованный  язык, выражения которого образуются с использованием понятийных конструкций.

     В последнее время наблюдается  рост интереса к теории понятия в  связи с проблемой представления  знаний, разрабатываемой в рамках программы искусственного интеллекта. В русле указанного направления  науки рядом исследователей (Е. Орловской, З. Павляком, П. Матерной и др.) предложены оригинальные экспликации понятийной формы.

     Понятия играют важную роль как в науке, так  и в повседневной практике. Рациональное познание отличается от чувственного, в частности, тем, что на данной ступени  познаются не только отдельные предметы, но и выделяется то общее, что есть у различных предметов, то есть формируются  понятия, с помощью которых формулируются  утверждения общего характера, научные  законы. Абстрактное мышление представляет собой процесс оперирования понятиями. Особое внимание во многих сферах человеческой деятельности (в науке, в различных  областях права, в медицине и т.д.) обращается на точность используемой терминологии. Для достижения этой цели четко фиксируются смыслы употребляемых  терминов, т.е. понятия о предметах, репрезентируемых (представляемых) данными  терминами. Адекватное понимание различных  контекстов языка предполагает точное знание того, о каких типах объектов в них идет речь, т.е. знание понятий, связываемых с языковыми выражениями  в этих контекстах.

     Список  литературы

    1. Орловска Е. Логические аспекты изучения понятий. Логические исследования. Вып.1. - М.: Наука, 2003.
    2. Ивлев Ю.В. Логика. М.: Логос, 2005.
    3. Матерна П. Понятие понятия. Логические исследования. Вып.2. - М.: Наука, 2003.

Информация о работе Деление и классификация понятий