Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 18:33, контрольная работа
Структура диалектической логики: принципы, категории, законы.
Логико-диалектические основы развития и обоснования знания.
Логические задачи
Построить непосредственные умозаключения путем противопоставления предикату из следующих посылок: Студенты являются учащимися. Каждый адвокат имеет юридическое образование. Пирамиды не являются плоскими геометрическими фигурами. Рентгеновские лучи являются невидимыми.
Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования
«БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ТРАНСПОРТА»
ФАКУЛЬТЕТ БЕЗОТРЫВНОГО ОБУЧЕНИЯ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Тема 4. ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ
«Логика диалектическая - логика формальная: общность и различие.»
ВЫПОЛНИЛ:
ЯНЮК Е.С.
10-ЗБ-448
ГОМЕЛЬ 2011
Вариант№34 (4)
Тема 4. ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ
Логика диалектическая - логика формальная: общность и различие.
Логические задачи
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1. Общее и отличия формальной
и диалектической логики……………….
2. Диалектическая логика: принципы, категории, законы………………….7
3. Логико-диалектические основы развития и обоснования знания……….10
Заключение……………………………………………………
ЗАДАЧА №1………………………………………………………
ЗАДАЧА №2………………………………………………………
ЗАДАЧА №3………………………………………………………
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Наше мышление подчиняется логическим
законам и протекает в
Современная логика включает две относительно самостоятельные науки: формальную логику и диалектическую логику. Исследуя мышление с разных сторон, диалектическая логика и формальная логика развиваются в тесном взаимодействии, которое четко проявляется в практике научно-теоретического мышления, использующего в процессе познания как формально-логический аппарат, так и средства разработанные диалектической логикой.
Цель работы - рассмотреть особенности формальной логики, диалектической логики, обозначить общее и отличия формальной и диалектической логики.
1.Общее и отличия формальной и диалектической логики
В четвертой книге “Метафизики” Аристотель ставил вопрос: какой принцип является столь самоочевидным, что его можно положить в основу истинной философии. Таким самоочевидным принципом Аристотель считает следующий: “Невозможно, чтобы одно и то же в одно и то же время было и не было присуще одному и тому же в одном и том же отношении” .
Впоследствии этот принцип назвали законом противоречия. В своих логических трактатах Аристотель сформулировал еще два закона мышления: закон тождества, требующий, чтобы в любом суждении понятия использовались строго в рамках тех определений, которые им были даны, и закон исключенного третьего, согласно которому из двух взаимоисключающих суждений одно обязательно должно быть истинным. К этим трем законам аристотелевской логики Лейбниц добавил четвертый закон, который он назвал законом достаточного основания. Этот закон требует, чтобы всякое суждение, претендующее на истинность, было достаточным образом обосновано. В противном случае мы никогда не смогли бы принять решения, а вечно метались бы от одного варианта к другому, не зная, какой предпочесть.
Таким образом, к началу XVIII века были сформулированы четыре закона логики: закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего и закон достаточного обоснования. Это формальная логика – наука о формах мышления, о формально-логических законах и других связей между мыслями по их логическим формам. Мышление, которое осуществляется в соответствии с формально-логическими законами, называется правильным. Формальная логика, является наукой о правильном мышлении, исследует и систематизирует также типичные ошибки, совершаемые в процессе мышления, т.е. типичные алогизмы. При применении средств, вырабатываемых формальной логикой, можно отвлекаться от развития знания. Кроме формальной логики существует логика диалектическая, предметом специального изучения которой являются формы и закономерности развития знания. Средства диалектической логики применяются в тех случаях, когда от развития знания отвлекаться нельзя. Диалектическая логика исследует такие формы развития знания, как проблема, гипотеза и т.д., такие методы познания, как восхождение от абстрактного к конкретному, анализ и синтез и т.д. В процессе познания методы формальной логики дополняются методами диалектической логики, и наоборот.
2. Диалектическая логика: принципы, категории, законы
Логика диалектическая - предметом изучения являются формы и закономерности развития знания. Средства диалектической логики применяются в тех случаях, когда от развития знания отвлекаться нельзя. Диалектическая логика исследует такие формы развития знания, как проблема, гипотеза и т.д., такие методы познания, как восхождение от абстрактного к конкретному, анализ и синтез и т.д.
Принципы диалектической логики
Важнейшим принципом
“Чтобы действительно знать предмет, - писал В. И. Ленин, - надо охватить, изучить все его стороны, все связи и “опосредствования” . Мы никогда не достигнем этого полностью, но требование всесторонности предостережет нас от ошибок и омертвения” . Этот принцип следует из мировоззренческого принципа всеобщей связи. В самом деле, если предмет представляет собой единство взаимосвязанных сторон, свойств и т.д., если он находится в многочисленных связях с другими предметами, то, чтобы познать предмет, необходимо охватить все эти связи и отношения.
Принцип историзма , который требует рассматривать объект в его развитии, самодвижении, изменении, т.е. изучать его возникновение, переходы от одних стадий развития к другим вплоть до настоящего времени, с тем, чтобы предсказывать его будущие состояния. Принцип историзма является следствием принципа всеобщего развития. Действительно, если все в мире находится в движении, изменении, то для того чтобы познать то или иное явление, нужно изучить процесс его изменения, его развития.
В. И. Ленин отводит важную роль этому принципу в социальном познании: “Самое надежное в вопросе общественной науки и необходимое для того, чтобы действительно приобрести навык подходить правильно к этому вопросу и не дать затеряться в массе мелочей или громадном разнообразии борющихся мнений, - самое важное, чтобы подойти к этому вопросу с точки зрения научной, это – не забывать основной исторической связи, смотреть на каждый вопрос с точки зрения того, как известное явление в истории возникло, какие главные этапы в своем развитии это явление проходило, и с точки зрения этого его развития смотреть, чем данная вещь стала теперь” .
Принцип историзма не сводится к требованию воспроизвести историю исследуемого объекта в том виде, в каком она является в действительности. Он требует идти дальше и выявлять закономерности смены одних стадий развития объекта другими. Именно выполнение последнего требования позволяет научно объяснить свойства и связи объекта, раскрыть его сущность и предсказывать, с определенной степенью вероятности, его будущее развитие.
Принцип раздвоения объекта познания на противоположные стороны, вытекающий из закона единства и борьбы противоположностей.
Методологические принципы
в единстве с методами и приемами
познания и практической деятельности,
с формами познания составляют активную
сторону диалектического
Категории диалектической логики (диалектики) — всеобщие (универсальные) формы и закономерности развития «всех материальных, природных и духовных вещей».
Категории диалектики обладают: как объективным содержанием (т.е. содержанием, которое независимо не только от мышления, но и от человека вообще), так и субъективным содержанием (т.е. содержанием со стороны той активной роли, которую эти категории играют в процессе теоретического познания, со стороны их логической функции).
Категории, в содержании которых раскрывается объективная реальность: Возможность Действительность Следствие Причина Субстанция Отношение Становление Развитие .
Категории, выступающие как необходимые элементы стратегии исследования: Абстрактное Конкретное Историческое Логическое Анализ Синтез Индукция Дедукция .
В основу диалектической логики были положены три закона диалектики.
Первый закон диалектики называется законом единства и борьбы противоположностей. Согласно этому закону, противоположности и противоречия вполне могут сосуществовать мирно, более того, без единства и борьбы противоположностей невозможно движение и развитие. В качестве примера действия закона единства и борьбы противоположностей в природе Гегель приводил все тот же магнит, в котором мирно сосуществующие противоположные полюса находятся в нерасторжимом единстве.
Второй закон диалектики называется законом перехода количества в качество. Гегель отрицал абсолютность качеств и считал, в отличие от Аристотеля, что всякое новое качество есть лишь результат накопившихся количественных изменений. В подтверждение своего тезиса Гегель приводил изменения агрегатного состояния вещества: плавление, кипение и т.п. - где появление нового качества, например текучести, есть результат количественных изменений, например, увеличения температуры.
Третий закон диалектики - “закон отрицания отрицания”. Согласно этому закону, всякое развитие в живой и неживой природе осуществляется по спирали.
3. Логико-диалектические основы развития и обоснования знания.
Среди единичных значений диалектической логики (диалектики) следует отметить, что диалектика как познание есть постижение (не метод, а движение сознания, в субъективной сфере использующее методы), которое характеризуется тем, что противоречие сторон всегда остается, и оно решается путем восхождения на новый уровень, на котором разрешение вопроса происходит в единстве сторон.
Диалектика как познание в широком значении термина подразделяется на
- диалектическое постижение
(диалектика как познание в
узком значении термина; в
- спекулятивное познание
или диалектическое познание (негативная
диалектика; в науках – положительно-
Диалектическое постижение осуществляется только в диалектических методах постижения.
Следует также отметить, что диалектика как познание использует диалектические технологии, также не исключает, а развивает и применяет методы обычной логики, в т.ч. формальной логики.
Диалектическое постижение и спекулятивное познание составляют два высших уровня познания, два низших уровня которого образуются видами рассудочного познания обычным и научным.
Информация о работе Диалектическая логика: понятие, структура, функции