Духовные истоки народной педагогики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 18:42, реферат

Описание

Народная педагогика – составная и неотъемлемая часть общей духовной культуры народа. Великий русский педагог К. Д. Ушинский говорил о том, что «воспитание существует в русском народе столько же веков, сколько существует сам народ». И также предполагает, что народная педагогика возникла в глубокой древности, что она исторически предшествовала научной педагогике и влияла на её ранние формы.
Исследователи нар

Содержание

I. Введение.

II. Природа и духовное начало народных воспитательных традиций.

III. Сложившиеся концепции народной педагогики.

IV. Общее ценности, сложившиеся народов.

V. Заключение.

VI. Литература.

Работа состоит из  1 файл

Narodped.doc

— 121.50 Кб (Скачать документ)

Народ всегда заботился  о том, чтобы молодое поколение  овладевало рядом профессий, каждый становился «мастером на все руки». У всех народов существует единое мнение: «Лишнее мастерство голову не кружит», «Молодому мало и семидесяти ремёсел». История сохранила для нас бесценный опыт вооружения молодого поколения разнообразными трудовыми умениями и навыками. Народ ясно представлял себе, что  овладение трудовыми навыками требует времени и усилий, поскольку «есть такие вещи, которые не сделаешь пока не выучишься, но есть и такие вещи, которые надо сделать что - бы  выучиться  ».

Народ высмеивает человека, который ищет лёгкой работы. Поговорка гласит : « В дождливый день много желающих кур поить». Особенно отрицательное отношение вызывают люди, имеющие «белые ручки», которые любят чужой труд. Народ высмеивает человека, не задумывающегося  о результатах своего труда или занятого неразумным, бесполезным трудом. В таких случаях говорят : «Подрубив топором корни дерева, вершину водой поливает».

Если сформулировать отношение народа к трудовому воспитанию в современных терминах, то можно сказать, что он стоял за всеобщее   трудовое воспитание , за добросовестный, систематический и разумный общественно полезный труд. Честный и добросовестный труд прославляется в волшебных народных сказках; в них же с нескрываемой иронией и сарказмом осмеиваются лентяи, лодыри, бездельники. Сказки как известно  идеализируют силу и возможности героев, но в их основе – народная вера в человека, в его разум, готовность преодолевать любые трудности для достижения намеченной цели.

не только и несколько  для нужд самой семьи, но, прежде всего для труда в общественном коллективе.

Во – вторых, прилагать  все усилия к тому, чтобы труд ребёнка не был принудительным, т.е. носил творческий характер, трудился с интересом, любовью, без боязни «трудового пота».

Вопросам трудового  воспитания детей в семье уделял много внимания А.С. Макаренко. Опираясь на традиции народной педагогики, считая семью ячейкой нового общества, где происходит первичная закладка и формирование чувств, мыслей, характера и сознания ребёнка, педагог утверждает, что правильное воспитание невозможно представить  как воспитание нетрудовое. Поясняя смысл и значение трудового воспитания, он советует родителям иметь в виду ряд обстоятельств.

Во – первых, учитывать, что семья должна готовить ребёнка  к труду, В – третьих, необходимо в процессе труда воспитывать  в ребёнке определенные нравственные качества : любовь и уважение к трудовому человеку, нетерпимость к проявлениям  тунеядства, лени, попыткам увильнуть от труда.

В – четвёртых, трудовое воспитание должно стать средством  не только «физического развития в  труде», но и психологического и  духовного  развития человека.

В – пятых, важно учитывать , что трудовая подготовка в семье  имеет большое значение в личной жизни человека, в определении его будущей профессии и квалификации.

Анализ трудов крупнейших педагогов, посвятивших свои исследования проблемам трудового воспитания, свидетельствуют о том, что они, безусловно опирались на знания народной педагогики, относились с глубоким пониманием к народным традициям, опыту народа по воспитанию молодого поколения в духе любви и уважения к разнообразной трудовой деятельности человека. В современных условиях, когда трудовая подготовка учащихся является фактором их развития и вместе с тем удовлетворение потребностей народного хозяйства, уделяется особое внимание этой важной педагогической проблеме. Трудовому воспитанию принадлежит значительная роль и во всестороннем развитии личности. Для осуществления целей развивающего трудового образования необходима его вариативность, выборность, сменность видов трудовой деятельности, что позволит включать в её рамки сферу социальной помощи, охрану природы и памятников культуры и т.д. К этому должны быть подготовлены не только учителя, но и  родители

В этих условиях важно  сочетать народную мудрость, веками сложившиеся трудовые традиции семьи с достижениями современной педагогической науки. При этом трудовое воспитание должно отвечать как минимум следующим педагогическим требованиям : систематический и коллективный  характер труда, наличие у каждого  ребёнка с учётом возраста посильных и постоянных трудовых обязанностей. В раннем возрасте труд следует сочетать с элементами  игры, а в старших классах постепенно осуществлять переход от простых форм труда к более сложным. Важно приучать детей выполнять нужные, но не менее для них трудовые обязанности, не наказывать детей трудом, систематически учитывать и оценивать качество труда, стимулировать труд похвалой и личным примером показывать сознательное и дисциплинированное отношение к труду.

Происходящая сегодня  перестройка содержания образования  преследует цель создать условия для достижения личностью высокого уровня интеллектуального, нравственного, эстетического и физического. Именно это сможет повысить интеллектуальный потенциал государства, усилит влияние гуманистических идей и престиж государства, и духовных ценностей. В содержании образования важно отразить традиции и социально  - культурные ценности народа. Изучение истории, литературы, родного языка, занятия различными видами искусства должны помочь молодому поколению глубоко проникнуть в духовный мир своего народа, понять  истоки культуры, истории, образа жизни, стать продолжателем прогрессивных национальных традиций. Умственное воспитание новых поколений  всегда было предметом первой заботы народа. Народ, хотя и был в прошлом лишен знаний, но в глубине сознания народных масс всегда таилось огромное стремление к образованию и науке. «Знание – светоч ума» - народный афоризм.

В представлении народа только умный человек может овладеть глубокими знаниями.

«Дороже ума богатства  нет», «Ум на рынке не купишь», «Ум  – одежда, которая никогда не сносится, знания – родник, который  никогда не исчерпаешь» - такова народная оценка значения знаний. Но особенно по современному звучит пословица : « Не удивляй одеждой, а удивляй знаниями». Это как бы народный отклик на стремление части молодёжи выделиться не знаниями и трудолюбием, а дорогостоящими вещами, купленными на деньги родителей. Народ выработал свои собственные дидактические принципы обучения и приобретения знаний, которые близки принципам научной педагогики . Связь знаний с жизнью – важнейшее дидактическое требование народа. Народ интуитивно пошёл к осознанию того, что необходима систематичность в получении знаний и непрерывность образования. Это ещё одно дидактическое требование, выработанное столетиями. Эта мысль очень образно характеризует такая пословица : «Учиться – всё равно что плыть против течения : остановился на минуту – и тебя отнесло назад».

Основным источником знаний всегда были книги и чтение. «Нет больше наслаждения, чем читать книги, нет дела важнее, чем учить  сына» - говорится в народных афоризмах. О значении книги как друга, советчика человека, как источника знаний говорится и в таких афоризмах : «прочтёшь незнакомую книгу, словно обретёшь хорошего друга, перечитаешь книгу, словно встретишь старого знакомого », «Книга  - ключ к знанию ».

Наряду с умственным воспитанием народ выработал  свои нормы, методы и средства физического воспитания молодого поколения. Ухудшение природной среды обитания человека, распространение таких отрицательных воздействий на детей, как алкоголизм, курение, наркомания, очень остро ставят сегодня вопрос о физическом здоровье молодого поколения. Физическое воспитание, физическая культура становятся неотъемлемыми компонентами разностороннего, гармоничного развития личности.

Забота о здоровье ребёнка и его нормальном физическом развитии, воспитание выносливости, ловкости, сноровки – всё это всегда было предметом неустанной заботы народа. Физическое воспитание детей и подростков находило свое выражение в детских играх, национальных видах борьбы, спортивных соревнованиях. Народ имел определённое представление о функциях человеческого организма, об экзогенных и эндогенных факторах физического развития. Было понимание того, что чистый воздух – важнейший элемент здоровья : «Лучше дышать свежим воздухом чем пить лекарство». Народ понимал, что залог здоровья -   физическое воспитание  . Порою молодёжь беззаботно относится к своему здоровью.

Многие народные афоризмы рассматривают здоровье, как величайшее богатство, как неповторимое благо для человека. Казахи поддерживают эту мысль в социальном аспекте : «Богатство бедняка – это его здоровье».

Народ не только знал факторы физического воспитания, но и эмпирически выработал ряд разумных методов лечения. Общепринято народное изречение : «Держи голову в холоде, а ноги в тепле ». Простудившемуся человеку в народе говорят : « Пропотеешь – и жар пройдёт». Народ понимает силу внушения и разумно предупреждал : «От мнительности можно и заболеть». Достойно внимания отрицательное отношение народа к курению. «Кто курит, у того горят нутро и деньги», - остроумно замечает народ.

Центральное место в  системе физического воспитания занимали детские игры. В народном представлении  игры не только развлечение, но и средства физического, нравственного воспитания детей. Через игры реализуется самодеятельность детей : детские тайные языки, считалки, жеребьёвки, декламации, хороводы и т. д.

Особое значение народ  придавал национальным играм – как  важному фактору физического  развития и воспитания. По  поводу характера  национальных игр В.Б. Шкловский верно заметил : «все люди похожи друг на друга; они одинаково смеются, одинаково плачут. В сходстве игр мы видим сходство человеческих сознаний. Играя в игры разных народов, будем узнавать друг друга ».

Таким образом идеалом  физического воспитания, в представлении народа, было воспитание молодой смены – здоровой, жизнерадостной, сильной, отважной. Комплекс мер, включающий в себя народную медицину, разумное питание, использование природных факторов, игры, спортивные соревнования и праздники, обеспечивал нормальное физическое развитие детей.

 

                  

Заключение.

Исследования народной педагогики позволяют утверждать что концепция народной педагогики сложилась. Установлен предмет народной педагогики, определены её источники, принципы, методы, характерные особенности. Концепция народной педагогики рассматривает педагогические воззрения народа как  выражение практической народной философии, как сгусток веками накопленного коллективного опыта народных масс по воспитанию и обучению молодого поколения, воплощённых в разнообразных памятниках устного народного творчества.

Народную педагогику создал народ, педагогическая теория её только изучала, взаимодействовала с ней и синтезировала её. Народная педагогика до сих пор не заняла подобающего ей места в общей системе педагогических исследований. Между тем и сегодня в любой семье воспитание происходит, прежде всего на основе накопленного житейского воспитательного опыта данной семьи. В памятниках народной педагогики воплощён характер народа, представление о будущем, о прекрасном. Народная педагогика  заслуживает самого внимательного отношения, глубокого и пристального изучения, творческого использования.

На протяжении всей истории  человек был и остаётся объектом и субъектом воспитания. Накопленный веками опыт воспитания составляет ядро народной педагогики. Многие поговорки и пословицы, народные

сказки по существу стали  не писаными законами воспитания, своего рода моральным кодексом семьи.

Народное воспитание – это общественное воспитание.

 

 

Литература.

  1. на исторической сцене как полудикое и варварское существование. Аникин В.П. Фольклор как коллективное творчество народа, Москва,1969 г.
  2. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. «Питер», 2000г.
  3. Бердяев Н.А. Судьба России. –М.: 1990г.
  4. Волков Г.Н. Этнопедагогика. –М.: «Академия», 1999г.
  5. Виноградов Г.С. Народная педагогика. Иркутск ,1926 г.
  6. Гершунский В.С. Менталитет и образование.-М.: 1997г.
  7. Гумелев Л.Н История людей и история природы. –М.:1993г Дейкер Х.,
  8. Измайлов. А Э. Народная педагогика. Москва. «Педагогика»     1991г.
  9. Кон И.С. К проблеме национального характера. –М.: 1971г.
  10. Лазутин С.Г. О морфологическом аспекте в изучении языка народной поэзии // Русская литература, 1956 г. №3
  11. Лыков С.В., Волобуева Л.М. История дошкольной педагогики в России. –М .: «Академия», 1999г.
  12. Макаренко А.С. О воспитании в семье. Москва,  1955 г. с 124
  13. Образцов С.В. «Золотое дерево» // Эстетическое воспитание  в семье. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс. Владос, 1999г.
  14. Толстой А.Н.   Полное собрание сочинений. Т.41 М. 1928, с. 179
  15. Сикевич З.В. Национальное самосознание русских. –М.: 1996г.
  16. Сенигов И.Народные воззрения на учение и воспитание.
  17. Москва,  1966 г. с.18.
  18. Кукушин В.С., Столяренко Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихология. Ростов-на-Дону.: -М., 1997г
  19. . Фейда Н. Национальный характер и национальные стериотипы. –М.: 1979г.



Информация о работе Духовные истоки народной педагогики