Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 19:03, контрольная работа
1Гуманистическая психология разрабатывает теорию личности как психодинамическую, интеракционистическую, неэкспериментальную, структурно-динамическую теории, которые охватывают весь период жизни человека и описывают его как личность в терминах внутренних свойств, и в поведенческих терминах. Основное внимание сосредоточено на описании, строении и развитии внутреннего опыта человека в том виде, в каком он представляется самому человеку в самосознании и мышлении.
Основные принципы гуманистической психологии…………………………....5
2 Физиологические потребности…………………..……………………………….9
2.1 Потребности безопасности и защиты………….………………………………9
2.2 Потребности принадлежности и любви ………………………………..……...9
2.3 Потребности самоуважения……………………………………………………10
2.4 Потребности самоактуализации……………………………………………….11
Заключение………………………………………………………………………….13
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КАЗАНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ВЫСШАЯ ШКОЛА УПРАВЛЕНИЯ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине: «Психология»
На тему: «Гуманистическая теория личности»
Выполнила: студентка 1 курса
Группы 3213-2c
Галиуллина Л.Т
Проверила: Коровина Т. Ю
КАЗАНЬ 2012
Содержание
Введение…………………………………………………………
1 Основные принципы гуманистической психологии…………………………....5
2 Физиологические потребности…………………..…………………………
2.1 Потребности безопасности и защиты………….………………………………9
2.2 Потребности принадлежности и любви ………………………………..……...9
2.3 Потребности самоуважения………………………………………………
2.4 Потребности самоактуализации……
Заключение……………………………………………………
Список использованных
источников и литературы………………………….......
Введение
Гуманистическая психология разрабатывает теорию личности как психодинамическую, интеракционистическую, неэкспериментальную, структурно-динамическую теории, которые охватывают весь период жизни человека и описывают его как личность в терминах внутренних свойств, и в поведенческих терминах. Основное внимание сосредоточено на описании, строении и развитии внутреннего опыта человека в том виде, в каком он представляется самому человеку в самосознании и мышлении.
Сторонников гуманистической теории личности, прежде всего, интересует то, как человек воспринимает, понимает и объясняет реальные события своей жизни. Они предпочитают описывать феноменологию личности, по этой причине теории данного типа иногда называют феноменологическими. Сами описания личности и события её жизни даются в терминах типа "смысл жизни", "ценности", "жизненные цели" и т.п.
Наиболее известными представителями этого подхода к изучению личности являются американские психологи А. Маслоу, К. Роджерс, Ф. Перлз, Д. Рисмен. Некоторые принципиальные положения, отражающие гуманистический подход к пониманию личности, выявляют наиболее значимые внешние и внутренние отношения личности, определяющие её самоактуализацию.
В первом положении личность понимается с точки зрения ее уникальности и целостности.
Второе положение определяет понимание личности как открытой системы.
Третье положение гуманистического подхода связано с пониманием личности как активной системы.
В четвёртом положении динамический аспект теории личности А. Маслоу (1997) основан на том, что в человеке существует два вида взаимовлияющих друг на друга сил. Один вид исходит из страха за безопасность и защиту, он склонен к регрессии и привязан к прошлому, ему страшно соглашаться с риском и угрозой, причинением вреда тому, чем уже обладает. Другой вид сил стремиться вперёд к целостности, к исключительности личности, к полному функционированию всех сил, к доверию перед лицом внешнего мира, где можно открыть свою глубокую действительную личность.
1.Основные принципы гуманистической психологии
Термин «гуманистическая психология» был придуман группой персонологов, которые в начале 1960-х годов под руководством Маслоу объединились с целью создания жизнеспособной теоретической альтернативы. Гуманистическая психология представляет собой альтернативу двум наиболее важным течениям в психологии - психоанализу и бихевиоризму. Своими корнями она уходит в экзистенциальную философию, которая отвергает положение, что человек является продуктом либо наследственных (генетических) факторов , либо влияния окружающей следы (особенно раннего влияния), экзистенциалисты подчеркивают идею о том, что в конце концов каждый из нас ответственен за то, кто мы и чем становимся.
Следовательно,
гуманистическая психология в качестве
основной модели принимает ответственного
человека, свободно делающего выбор
среди предоставляемых
Но несмотря на то, что становлению отводится большая роль, гуманистические психологи признают, что поиск подлинного смысла жизни не легок.
Другой взгляд можно охарактеризовать как феноменологический или “здесь и сейчас”. В основе этого направления лежит реальность субъективная, или личная, но не объективная, т.е. подчеркивается значение субъективного опыта как основного феномена в изучении и понимании человека. Теоретические построения и внешнее поведение являются вторичными по отношению к непосредственному опыту и его уникальному значению для того, кто его переживает.
Маслоу чувствовал, что слишком долго психологи сосредотачивались на детальном анализе отдельных событий, пренебрегая тем, что пытались понять, а именно человека в целом. Для Маслоу человеческий организм всегда ведет себя как единое целое, и то, что случается в како-то части, влияет на весь организм.
Так, рассматривая человека, он подчеркивал его особое положение, отличное от животных, говоря, что изучение животных неприменимо для понимания человека, так как при этом игнорируются те характеристика, которые присущи только человеку (юмор, зависть, вина и т.д.), он полагал, что от природы в каждом человеке заложены потенциальные возможности для позитивного роста и совершенствования.
Основное
место в его концепции занимает
вопрос о мотивации. Маслоу говорил,
что люди мотивированы для поиска
личных целей, и это делает их жизнь
значительной и осмысленной. Он описывал
человека, как “желающее существо”,
который редко достигает
Маслоу предположил, что все потребности врожденные и представил свою концепцию иерархии потребностей в мотивации человека в порядке их очередности:
пути самоактуализации: реализация своих целей, развитие собственной личности |
||||||||
Потребности самоуважения:достижение успехов,компетентность, значение,авторитет,признание |
||||||||
Потребности принадлежности и любви: присоединение и принятие, находиться рядом с людьми,быть признанным и принятым ими. |
||||||||
Потребности безопасности:долговременное выживание и стабильность,избавиться от страха и неудач |
||||||||
Физиологические потребности: голод, жажда и т.д. |
В основе этой схемы лежит правило, что доминирующие потребности, расположенные внизу, должны быть более или менее удовлетворены до того, как человек осознать наличие и быть мотивированным потребностями, расположенными вверху, т.е. удовлетворение потребностей, расположенных внизу иерархии, делает возможным осознание потребностей, расположенных выше в иерархии, и их участие в мотивации. По Маслоу, это является главным принципом, лежащим в основе организации мотивации человека, и чем выше человек может подняться в этой иерархии, тем большую индивидуальность, человеческие качества и психическое здоровье он продемонстрирует.
Ключевым моментом в концепции иерархии потребностей Маслоу является то, что потребности никогда не бывают удовлетворены по принципу “все или ничего”. Потребности частично совпадают, и человек одновременно может быть мотивирован на двух или более уровнях потребностей. Маслоу сделал предположение, что средний человек удовлетворяет свои потребности примерно так:
Если
потребности более низкого
Теперь рассмотрим иерархию потребностей по Маслоу более подробно:
2.Физиологические потребности
Физиологические
потребности непосредственно
2.1 Потребности безопасности и защиты
Сюда включены следующие потребности: потребности в организации, стабильности, в законе и порядке, в предсказуемости событий и в свободе от таких угрожающих сил, как болезнь, страх и хаос. Таким образом, эти потребности отражают заинтересованность в долговременном выживании. Предпочтение надежной работы со стабильным высоким заработком, создание сберегательных счетов, приобретение страховки можно рассматривать как поступки, отчасти мотивированные поисками безопасности.
Другое проявление потребности в безопасности и защите можно видеть, когда люди сталкиваются с реальными чрезвычайными обстоятельствами - такими, как война, наводнение, землетрясение, восстание, общественные беспорядки и т.д.
2.2 Потребности принадлежности и любви
На этом
уровне люди стремятся установить отношения
привязанности с другими в
своей семье или в группе. Ребенок
хочет жить в атмосфере любви
и заботы, в которой все его
потребности удовлетворяются и
он получает много ласки. Подростки,
стремящиеся найти любовь в форме
уважения и признания своей
Маслоу определил два вида любви у взрослых: дефицитарная или Д-любовь, и бытийная или Б-любовь. Первая основана на дефицитарной потребности - это любовь, исходящая из стремления получить то, чего нам не хватает, скажем, самоуважения, секс или общество кого-то, с кем мы не чувствуем себя одинокими. Это эгоистичная любовь, которая берет, а не дает. Б-любовь, наоборот, основана на осознании человеческой ценности другого, без какого-либо желания изменить или использовать его. Эта любовь, по мнению Маслоу, дает возможность человеку расти.
2.3 Потребности самоуважения
Когда наша потребность любить других и быть ими любимыми достаточно удовлетворена, степень ее влияния на поведение уменьшается, открывая дорогу потребностям самоуважения. Маслоу разделил их на два типа: самоуважение и уважение другими. Первый включает такие понятия, как компетентность, уверенность независимость и свобода. Человеку нужно знать, что он достойный человек, может справляться с задачами и требованиями, которые предъявляет жизнь. Уважение другими включает в себя такие понятия, как престиж, признание, репутация, статус, оценка и приятие. Здесь человеку необходимо знать, что то, что он делает, признается и оценивается.
Удовлетворение потребностей самоуважения порождает чувство уверенности, достоинство и осознание того, что вы полезны и необходимы. Маслоу предположил, что потребности уважения достигают максимального уровня и перестают расти в зрелости, а затем их интенсивность уменьшается.
2.4 Потребности самоактуализации
Маслоу
охарактеризовал