Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 17:25, реферат
Концепции логики различаются между собой прежде всего по способам решения метатеоретических проблем логики, связанных с основаниями математики:
· Психологизм
· Логицизм
· Формализм (математика)
· Интуиционизм
· Конструктивная математика
· Консерватизм (логика)
Концепции логики
Концепции логики различаются между собой прежде всего по способам решения метатеоретических проблем логики, связанных с основаниями математики:
· Психологизм
· Логицизм
· Формализм (математика)
· Интуиционизм
· Конструктивная математика
· Консерватизм (логика)
ПСИХОЛОГИЗМ В ЛОГИКЕ
— система взглядов,
согласно которым законы логики являются
законами психологии. Сторонники П. в л.
стремились интерпретировать понятия,
принципы и законы логики как непосредственное выражение тех устойчивых связей между
мыслями, которые возникают у субъекта
в процессе рассуждения. Ассоциация и диссоциация мыслей, их интеграция и
дезинтеграция служат, по их мнению, основой
для формирования суждений и умозаключений.
Т.о., принципы и законы логики оказываются
законами субъективной психической деятельности.
Именно законы, исследуемые психологией
мышления, раскрывают действительные
механизмы того, как субъект сознательно
ассоциирует разные мысли в
процессе рассуждения. Логика же, как и язык, оформляет и выражает результаты
этой субъективно-психологической деятельности
мышления во внешних по отношению к этой
деятельности логических формах понятий,
суждений и умозаключений. Поэтому логические формы, как и языковые структуры, должны
быть объяснены именно из ассоциации идей,
возникающих в мышлении субъекта.
П. в л. получил распространение после
того, как психология отделилась
от философии и приступила к эмпирическим
исследованиям психической, в т.ч. мыслительной,
деятельности человека. В результате этого
некоторые психологи попытались истолковать
объективные законы правильного, ведущего
к истине мышления, исследуемые логикой,
как субъективные психологические законы.
П. в л., усиливший свои позиции в посл.
четв. 19 в., возник и развивался прежде
всего на почве ассоциативной психологии.
Сводя суждения и умозаключения логики
к ассоциациям субъективных представлений,
его сторонники лишают логические законы
объективного, или, точнее, интерсубъективного,
содержания. В результате становится неясным,
на какие общезначимые критерии опираются
люди, когда они стремятся в чем-то убедить
друг друга, вскрывают логические
ошибки в рассуждениях, достигают взаимопонимания
и согласия. Против П. в л. с резкой критикой
выступил создатель математической логики
Г. Фреге, убедительно показавший, что
законы, правила и стандарты мышления,
устанавливаемые логикой, не зависят от
индивидуальных, психических особенностей
отдельных людей и потому имеют интерсубъективныйхарактер. Воздействие критики Фреге
на тогдашних философов было настолько
сильным, что под ее влиянием Э. Гуссерль
пересмотрел свои прежние взгляды и примкнул
к антипсихологистам. В настоящее
время П. в л. характеризуется как позиция, согласно которой: 1) логические
законы являются «законами мысли», т.е.
психологическими законами; 2) истина может быть сведена к ее верификации,
3) непосредственные чувственные данные
должны быть признаны исходным пунктом
научного исследования.
Психологический анализ,
бесспорно, дает возможность шире
взглянуть на особенности механизма мыслительной
деятельности. В частности, такой подход
позволяет установить различие между
психологическими особенностями правильных,
рациональных и неправильных, иррациональных
рассуждений, а также установить, какими
патологическими процессами вызваны нарушения
рационального мышления. Такие эмпирические
исследования являются важными с т.зр.
раскрытия психологии мышления, но они
отнюдь не приводят к замене логических
законов, принципов и правил психологическими
законами. Превращение логики в раздел
психологии лишило бы логику объективного
критерия правильного, рационального,
ведущего к истине мышления.
Логицизм — одно из основных направлений математики и филос
Мысль о сведении математики
к логике высказывалась Лейбницем в конце 17 в. Практическое осуществление
логицистического тезиса было предпринято
в конце 19 — начале 20 вв. в работах Фреге, и в «Principia mathematica» за авторством Уайтхеда и Рассела[
Взгляд на математику как на часть логики обусловлен тем, что любую математическую теорему в аксиоматической системе можно рассматривать как некоторое утверждение о логическом следовании. Остается только все встречающиеся в таких утверждениях константы определить через логические термины. К концу 19 в. в математике различные виды чисел, включая комплексные, были определены в терминах натуральных чисел и операций над ними. Попытка сведения натуральных чисел к логическим понятиям была предпринята Г. Фреге. В интерпретации Г. Фреге натуральные числа были кардинальными числами некоторых понятий. Однако система Фреге не свободна от противоречий. Это выяснилось, когда Рассел обнаружил противоречие в канторовой теории множеств (см. парадокс Рассела), пытаясь свести её к логике. Обнаруженное противоречие побудило Рассела к пересмотру взглядов на логику, которую он сформулировал в виде теории разветвленных типов. Однако построение математики на основе теории типов потребовало принятия аксиом, которые неестественно считать чисто логическими[2]. К ним относятся, например, аксиома бесконечности, которая утверждает, что существует бесконечно много индивидов, то есть объектов наинизшего типа.
Ряд авторов полагает что с определенными изменениями логического аппарата Рассела логицизм возможен[3], другие же считают что попытка сведения математики к логике не удалась и идея логицизма оказалась утопичной. В 1931 году Гёдель доказывал что никакая формализованная система логики не может быть адекватной базой математики[2].
ФОРМАЛИЗМ в математике
одно из осн. направлений в основаниях
математики (и логики), к-рое в качестве
гл. задачи в области обоснования математики
считаетдоказательство непротив
Самая ранняя формалистская программа,
развиваемая школой Д. Гильберта
начиная с 1904, выдвинула идею формализации
логико-математич. теорий, т.е. представления
их в виде (неинтерпретированных) исчислений
(формальных систем), непротиворечивость к-
В дальнейшем абсолютизация идеи формализации,
отождествление теории и исчисления
привели к крайней
Различая в каждой конкретной теории предложения "действительные" (имеющие или допускающие содержательную интерпретацию) и "идеальные" (не имеющие таковой), он считал только чрезмерным требование интерпретируемости к а ж д о г о предложения, ссылаясь, в частности, на пример теоретич. физики, интересующейся не столько интерпретациями отд. предложений, сколько согласованием с действительностью всего ее теоретич. описания в целом. Идеальные предложения – при условии, что их введение не приводит к противоречиям,– позволяют во мн. случаях упростить общую структуру теории. С точностью до терминологии, разделение предложений на действительные и идеальные принимается по существу всеми школами оснований математики, и расхождения между ними касаются гл. образом вопроса о роли идеальных предложений (для подавляющего же большинства математиков эта проблема вообще не встает: анализдопущений, из к-рых исходит генезис изучаемых ими объектов, являющихся, как правило, результатом неск. ступеней абстракции и идеализации – и уже потому не истолковываемых непосредственно в нематематич. терминах,– просто не входит в их задачу).
Под Ф. часто понимают также идущую от Гильберта гипотезу о возможности полной (см. Полнота) и непротиворечивой формализации всей классич. математики. [В духе известного тезиса Лейбница о "замене рассуждения вычислением", на реализацию к-рого по существу претендовал Ф., естественно было бы рассчитывать, что такая формализация приведет к разрешимому (см. Разрешения проблемы) исчислению или хотя бы к совокупности таких исчислений; однако этой иллюзии представители Ф. не питали с самого начала]. Доказанная К. Гёделем (1931) теорема о неполноте аксиоматич. арифметики, часто трактуемая как "опровержение Ф.", опровергает фактически лишь упомянутую гипотезу Гильберта (и не имеет непосредственного отношения к сформулированной выше крайне формалистич. доктрине, достаточно оспоримой и самой по себе). Предпринятые рядом ученых (В. Аккерманом, Г. Генценом, П. С. Новиковым, Г. Шютте и др.) успешные поиски "конструктивных" средств, позволяющих получить метатеоретич. доказательства различных разделов формальной математики, в т.ч. классич. арифметики, в обход трудностей, обусловленных теоремой Гёделя (к числу таких средств относятся, напр., нек-рые формы бесконечной индукции), ревизуют не столько Ф. в целом, сколько финитизм – ту часть концепции Гильберта, к-рая строго кодифицирует допустимые для метатеоретич. исследований методы доказательства.
Наконец, Ф. принадлежит идея рассматривать не-интерпретированные исчисления сами по себе, независимо от вопроса о к.-л. их интерпретации или даже возможности интерпретации. Осознание возможности чисто формального рассмотрения логики (идея, провозглашенная, но не осуществленная до конца еще Аристотелем) и логико-математич. исчислений, важнейшие результаты, относящиеся к познанию "техники нашего мышления", полученные представителями школы Гильберта, и развитый ими аппарат давно и прочно вошли в арсенал математич. логики и широко используются всеми математиками и логиками, в т.ч. и находящимися в резкой оппозиции к т. зр. Ф. в целом: логицистами (см. Логицизм), интуиционистами (см. Интуиционизм), конструктивистами (см. Конструктивное направление). Проведенный Гильбертом и его последователями скептический анализ теоретико-множеств. абстракций (в первую очередь – абстракции актуальной бесконечности) серьезно подорвал доставшуюся математике от "наивной" теории множеств конца 19 в. платонистскую веру в "реальность" результатов этих абстракций. И хотя предпринятая Ф. "логическая реабилитация" методов, связанных с принятием актуально бесконечных множеств в качестве допустимых мыслимых объектов ("идеальных"), является, напр., с т. зр. последовательных интуиционистов непростительным оппортунизмом, такая "компромиссная" позиция вполне устраивает по существу всех классически настроенных математиков, в т.ч. и охотно критикующих "формалистические извращения", избавляя их и от необходимости соблюдать суровую диету интуиционистски приемлемых методов, и от окрашенных агностицизмом сомнений в осмысленности их деятельности.
Лит.: Гильберт Д., Основания геометрии, пер. с нем., М.–Л., 1948, добавления 6–10; Клини С. К., Введение в метаматематику, пер. с англ., М., 1957, § 8, 14, 15, 42, 79 (имеется библ.); Новиков П. С., Элементы математич. логики, М., 1959 (введение); Генцен Г., Непротиворечивость чистой теории чисел, пер. с нем., в кн.: Математическая теория логического вывода, М., 1967, с. 77–153. См. также лит. при ст. Математика, Математическая бесконечность, Математическая логика.
Интуициони́зм — система философских и математи
Интуиционистская математика является достаточно разработанным направлением, которое достигло многих существенных результатов, в том числе и в таких областях, как теория меры, функциональный анализ, топология, теория дифференциальных уравнений.
ИНТУИЦИОНИСТСКАЯ ЛОГИКА
— одна из наиболее важных ветвей неклассической
логики, имеющая своей филос. предпосылкой
программу интуиционизма. Выдвигая
на первый план математическую интуицию,
интуиционисты не придавали большого
значения систематизации логических правил.
Только в 1930 гол. математик и логик А. Рейтинг
— ученик создателя интуиционизма Л.Э.Я.
Брауэра — дал аксиоматическую формулировку
И.л., подчеркнув, что «интуиционизм развивается
независимо от формализации, которая может
идти только по следам математической
конструкции». В И.л. не действует закон исключенного третьего, а также ряд др. законов классической логики,
позволяющих доказыватьсуществование объект
Отбрасывание закона исключенного третьего
не означает принятия отрицания этого
закона; напротив, И.л. утверждает, что отрицание отрицания этого
закона (его двойное отрицание)
является верным. Отбрасывание не должно
пониматься так же, как введение какого-то
третьего истинностного значения, промежуточного
между истиной и ложью.
В классической логике центральную роль
играет понятие истины.
На его основе определяются логические связки, позволяющие строить сложные
высказывания. В И.л. смысл связок
задается путем указания тех необходимых
и достаточных условий, при которых может
утверждаться сложное высказывание.
Если р и q — некоторые высказывания, то
их конъюнкцию (р и
q) можно утверждать, только если можно
утверждать как p, так и q. Дизъюнкцию (р или q) можно утверждать тогда
и только тогда, когда можно утверждать
хотя бы одно из высказываний р и q. Математическое
высказывание р можно утверждать только
после проведения некоторого математического
построения с определенными свойствами;
соответственно отрицание р можно утверждать,
если и только если имеется построение,
приводящее к противоречию предположение о том, что построение р выполнено.
Понятие противоречия здесь принимается
в качестве неопределяемого, практически противоречие всегд
Интуиционистское понимание лог
И.л. является единственной из неклассических
логик, в рамках которой производилась
достаточно последовательная и глубокая
разработка многих разделов математики.
Эта логика позволяет
тонко и точно исследовать трудный и важный вопрос о характере существования объектов,
исследуемых в математике.
Идеи, касающиеся ограниченной приложимости
законов исключенного третьего, снятия
двойного отрицания, редукции к абсурду
и связанных с ними способов математического
доказательства, разрабатывались рус.
математиками А.Н. Колмогоровым, В.И. Гливенко,
А.А. Марковым, Н.А. Шаниным и др. В результате
критического переосмысления основных
принципов И.л. возникла конструктивная
логика, также считающая неправильным
перенос ряда логических принципов, применимых
в рассуждениях о конечных множествах,
на область бесконечных множеств.