Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 22:12, реферат
В узком же, повседневном понимании, вопрос и ответ – две противоположности единого целого: вопрос – это логическая форма, включающая исходную, или базисную информацию с одновременным указанием на ее недостаточность с целью получения новой информации в виде ответа, уточнения или дополнения исходного, базисного знания; ответ – новое суждение, уточняющее или дополняющее исходное знание в соответствии с поставленным вопросом, предназначение которого состоит в том, чтобы уменьшить неопределенность, выражаемую вопросом.
Введение. Определение вопроса и ответа - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 3
Логическая структура вопроса - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 4
Виды вопросов - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 6
Логическая структура ответов - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 11
Виды ответов - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 11
Заключение - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -13
Список литературы - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 15
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ И
НАУКИ РФ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПРИБОРОСТРОЕНИЯ
И ИНФОРМАТИКИ
Реферат
на тему:
«Логическая структура
вопроса .»
Студент (ка) 1 курса
дневного отделения
факультет ____спец. ____
группа
___________________
подпись, дата
___________________
подпись, дата
Введение. Определение вопроса и ответа - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 3
Логическая структура вопроса - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 4
Виды вопросов - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 6
Логическая структура ответов - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 11
Виды ответов - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 11
Заключение - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -13
Список
литературы - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 15
Проблемы же перед познанием, в том числе перед различными науками, ставит сама жизнь. Поэтому этот процесс можно рассматривать как механизм постоянного взаимодействия с окружающим миром, характеризирующегося спецификой восприятия реальности. Следовательно, в широком смысле вопрос и ответ можно определить как непосредственных мировоззренческие категории конкретного социума на данном историческом этапе.
В узком же, повседневном понимании, вопрос и ответ – две противоположности единого целого: вопрос – это логическая форма, включающая исходную, или базисную информацию с одновременным указанием на ее недостаточность с целью получения новой информации в виде ответа, уточнения или дополнения исходного, базисного знания; ответ – новое суждение, уточняющее или дополняющее исходное знание в соответствии с поставленным вопросом, предназначение которого состоит в том, чтобы уменьшить неопределенность, выражаемую вопросом. Поиск ответа предполагает обращение к конкретной области теоретических или эмпирических знаний, которую называют областью поиска ответов.
Вообще, развитие научных и практических знаний протекает как непосредственный переход от раннее установленных суждений к новым, более богатым и точным по содержанию, который представляет собой последовательность следующих этапов:
- постановка вопроса;
- поиски новой информации в определенной области;
- конструирование ответа на поставленный вопрос.
Поэтому постановка вопроса и поиск информации для ответа составляют явно или неявно присущую любому познавательному процессу вопросно-ответную форму развития знаний. И как необходимое и неотъемлемое звено в мышлении и общении людей данное логико-языковое образование выполняет две важнейшие функции:
- фиксация и выражение развития знаний человека о внешнем мире (познавательная функция);
- целенаправленная передача знаний и представлений от одного человека другому (коммуникативная функция).
При этом необходимо обратить внимание на то, что согласно теории красноречия, вопросы обладают сильным активизирующим воздействием на аудиторию, оживляя речь, заостряя внимание слушателей, создавая своеобразные условия для коллективного размышления.
Однако в логике долгое время вопросо-ответный комплекс развивался только как наука об утверждениях и отрицаниях. Но этот взгляд был далеко не единственным. Так, знаменитый английский мыслитель и философ Р. Коллингвуд писал, что «свод знания состоит не из предложений, высказываний, суждений и других актов утвердительного мышления… и того, что ими утверждается… Знание состоит из всего этого, вместе взятого, и вопросов, на которые оно дает ответ».
И
отнюдь не случайно то, что в последнее
время вопросо-ответный комплекс становится
объектом изучения многих исследователей,
пытающихся создать логическую теорию,
более содержательную, нежели ее классический
вариант. При этом необходимо заметить,
что логическая теория, обогащенная знанием
о различным вопросо-ответных комплексах,
называется эротематической (греч. erotematikos–
в форме вопроса), или инеррогативной (лат.
interrogativus – вопросительный) логикой.
В процессе общения вопрос играет значительную роль. Благодаря вопросам отдельные высказывания отвечающего приобретают смысл, оказавшись же за рамками вопросов, они его теряют (например, в случае ответов невпопад). С помощью вопросов выражается стремление к устранению сомнения, неопределенности в знании, к получению нового, более полного и точного знания. Вопросы фиксируют различного рода потребности, которые возникают в процессах познания или общения между людьми, их постановка связана с различными трудностями и противоречиями в познании и общении.
Способом выражения вопроса и его синтаксического оформления выступает вопросительное предложение, которое не выражает суждений и, следовательно, не является истинным или ложным (В каком году родился Александр Сергеевич Пушкин?). Однако между вопросом и вопросительным предложением не существует взаимнооднозначного соответствия, так как внушительная группа вопросительных предложений не содержит в себе непосредственно вопроса. Так, риторические вопросительные предложения обладают всеми признаками вопросительных предложений, однако ни в коей мере не содержат побуждения к ответу или выражения суждения («А судьи кто?»). Кроме риторических есть целый ряд других вопросительных предложений, которые, также не требуя ответа, вместе с тем не содержат и открытого сообщения. Они, например, могут выражать просьбу (Не нальете ли мне молока?), резкое побуждение (Может быть, отодвинетесь от меня?), увещание как некую разновидность призыва (Солдаты, не Родина ль за нами?), угрожающее запрещение (Что за шепот?) и т.д.
Логическая структура вопроса в общем виде такова:
- в нем, хотя часто и весьма неопределенно, обозначено искомое;
- в нем в виде предпосылок (базиса) содержится некоторое знание;
- в нем содержится требование перехода от данного к искомому, от незнания к знанию.
Так, задавая вопрос «Кто был первым древнерусским князем?», мы ставим задачу указать неизвестное нам имя человека, который был первым древнерусским князем.
Однако ошибочно было бы утверждение, что искомое в данном случае является абсолютно неизвестным. Оно выступает в вопросе в виде неопределенного знания, имеющего категориальный, предельно обобщенный характер. Вопросительное местоимение «кто» употреблено для обозначения того, что то, о чем мы спрашиваем, представляется нам как предмет, а не как качество или признак, то есть поиск ответа должен быть ограничен именами людей.
Также в данном вопросе содержится весьма определенное знание, так как с его помощью не только что-то спрашивается, но и сообщается. В частности, из вопроса мы можем узнать, что существовал такой человек, который впервые в Древней Руси как едином государстве установил институт княжеской власти. Неявно утверждается и то, что не всякого человека можно считать первым древнерусским князем.
Необходимо
заметить, что вопрос является требованием
найти или уточнить некоторые неизвестные
сведения. В этом плане он выступает как
результат осознания разности между данным
и должным и необходимости устранения
этой разности.
Основные виды вопросов разделяются с учетом:
- семантики1;
- функций;
- структуры;
- отношения к обсуждаемой теме.
С позиции семантики вопросы, которые по определению не содержат ни утверждения, ни отрицания и поэтому не могут быть оценены в терминах истинности и ложности, разделяются на основании качества базисного, исходного знания, являющегося предпосылкой, на правильно или неправильно поставленные.
Правильно поставленный, или корректный – вопрос, предпосылка которого представляет собой истинное непротиворечивое знание. Критериями корректного вопроса являются: 1)осмысленность, позволяющая установить истинность или ложность предпосылки; 2)истинность предпосылки; 3)ясность формулировки, позволяющая установить, что надо выяснить; 4)возможность получения ответа, снижающего познавательную неопределенность; 5)предусмотрение альтернативности ответа («да» или «нет») на уточняющие вопросы; 6)необходимость смыслового отделения обычного вопроса от риторического.
Неправильно поставленный, или некорректный – вопрос с ложным или противоречивым базисом. Примером такого вопроса может быть следующий: «На каком языке разговаривали жители Атлантиды?». Предпосылка этого вопроса включает отнюдь не бесспорную идею о существовании Атлантиды. О таком вопросе можно сказать как о неправильно, некорректно поставленном, ибо прежде чем выяснить вид употреблявшегося языка, следует установить факт существования самой Атлантиды.
Умышленное
употребление неправильно поставленного
вопроса используется с целью запутывания
отвечающего, поэтому такой вопрос рассматривается
как провокационный («Из скольких томов
состоит роман Гоголя «Братья Карамазовы»?).
По познавательной функции обычно различают два типа вопросов: уточняющие, или ли-вопросы (направленные на выявление истинности выраженных в них суждений), и восполняющие, или что-вопросы (направленные на выяснение новых свойств у исследуемых явлений).
Во всех уточняющих вопросах присутствует или подразумевается частица «ли», включенная в такие словосочетания, как «верно ли», «действительно ли», «надо ли» и т.д. Схема ли-вопроса выражается в символической записи - ?(р), где ? – оператор вопроса, р – суждение, истинность которого выясняется.
Уточняющие вопросы могут быть простыми и сложными. Простые в свою очередь делятся на условные («Верно ли, что если сократить выброс в атмосферу углекислого газа, то процесс глобального потепления замедлится?») и безусловные («Верно ли, что лягушка относится к отряду земноводных?»).
Сложные уточняющие вопросы подразделяются на:
- конъюнктивные (соединительные), (p^q), т.е. «верно ли p и верно ли q?» («Любите ли вы мясо и рыбу?»);
- дизъюнктивные (разделительные), ?(pvq), т.е. «верно ли p или верно q» («Является ли радий металлом или неметаллом?»);
- смешанные, ?((p^q)v(m^n)), т.е. «верно ли p и q или m и n?» («Академик Сахаров был ученым и правозащитником или киноактером и сторонником тоталитаризма?»),
включающие в себя строгую или нестрогую дизъюнкцию. При этом каждый сложный вопрос можно разбить на два или несколько простых.
Вопрос типа: «Если я сдам все экзамены хорошо, мы поедем в Париж?» - относится к простым, а не сложным, так как его нельзя разбить на два самостоятельных вопроса.
Область поисков в ли-вопросе ограничена выбором из альтернатив: p v┐p. Отсюда другое название этого вопроса – альтернативный, закрытый.
Все восполняющие вопросы включают в свой состав вопросительные слова «где?», «когда?», «как?», «что?» и т.д. Схема что-вопроса заключается в символической записи - ?Q(p), где ? – оператор вопроса, Q – переменная для вопросительного слова, р – исходная, нуждающаяся в дополнении информация.