Логическое обоснование интуиции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 13:57, реферат

Описание

Целью данной работы является:
1) раскрытие понятия интуиция с помощью логических законов и приемов рационального мышления
2) определение места интуиции в человеческой жизни
3) доказательство совершенства возможности познания одного через противоположное.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….2
1.Логика как средство познания интуиции
1.1 Логика как наука……………………………………………………………....3
1.2 Средства и особенности логического мышления…………………………3
2. Интуиция.
2.1 Историческое развитие знаний о интуиции………………………………6
2.2 Определение. Общие черты.…………………………………………………7
2.3 Взгляды различных ученых…………………………………………………..9
3.Интуиция как средство познания мира. Источник данных для логического анализа.
3.1 Роль интуиции в жизни человека. Необходимое сопряжение с логикой…………….................................................................................10
3.2 Механизм работы…………………………………………………………….11
3.3 Рациональное познание – интуитивное восприятие и его логический анализ
3.3.1 Основные положения рационализма…………………………………13
3.3.2. Место интуиции в рациональном познании……………………….15
Заключение………………………………………………………………………19
Список используемой литературы ……………………………………….20

Работа состоит из  1 файл

ref-20544.doc

— 97.00 Кб (Скачать документ)

 

3.Интуиция   как средство познания мира. Источник данных для логического анализа.

 

 

3.1 Роль интуиции в жизни человека. Необходимое сопряжение с логикой.

 

     Интуиция  -  является важнейшим из механизмов творчества. Она достаточно часто проявляется в науке, искусстве, политике, шахматах и т. п. Известны многие ученые, сделавшие открытия посредством интуиции (Архимед, Ньютон, Броун, Ке-куле и др.). В письме Марксу Энгельс 30 мая 1873 г. писал, что утром в постели ему пришли диалектические мысли по поводу естественных наук. Они легли, как потом оказалось, в основу учения о формах движения материи. На разработку данной идеи у Энгельса ушло более 10 лет. Пуанкаре нашел важное матема­тическое доказательство во время прогулки по берегу озера.

  Когда  ученые пытаются рассказать  о  процессе  своего  творчества,  они редко   обходятся   без  ссылок  на  "догадку",  "озарение", "прозрение",   "переживание".    Интуиция - вот  что, играет  самую  существенную,  решающую роль в создании новых научных представлений и выдвижений новых идей. "Вот что пишет  А. Энштейн  об  этом: "Подлинной ценностью является в сущности только  интуиция". Что только не называют интуицией!  Это  и  высший, даже  -  сверхъестественный  дар,  единственно  способный пролить свет  истины  на  сокровенные  тайны  бытия,  недоступные ни чувствам, блуждающим  по  поверхности  вещей, ни  рассудку,  скованному  дисциплинарным  уставом логики. Это и  удивительная  сила,  легко  и  просто  переносящая нас через пропасть, развернувшуюся между условием задачи  и  ее  решением.  Это  и  счастливая  способность мгновенно найти идею, которая  лишь  задним   числом, в  поту  и  муках  будет  обоснована рассуждением  и опытом. Но вместе  с  тем  это  и  ненадежный,  несистематизированный путь,  могущий  завести  в  тупик,  бесплодная надежда  лентяев  не  желающих  доводить  свой  мозг до   изнеможения  наряженными  умственными  усилиями; наивное  дитя  познания,  чей  бессвязный  лепет   лишен ясного  смысла  и  только  после  бесчисленных поправок может   рассматриваться   в   качестве  информационного сообщения" /4 стр. 157/.

 

3.2 Механизм работы

 

    Далее я приведу описание механизма мышления, взятое у Купцова В.И./4 стр. 165/, которое для  меня   представляет особый интерес, так как очень наглядно показывает действие интуиции в процессе мышления.

     Можно думать, что человеческая  мыслительная   деятельность имеет "двухплоскостной  характер",   обусловленный наличием  двух  языков,  в  которых  кодируется циркулирующая в мышлении информация (язык "предметных генштальтов" и "символически-операторный" язык).

Если в процессах чувственно-ассоциативного, образного мышления движение мысли идет в плоскости наглядных образов, а в ходе дискурсивных, логических рассуждений в плоскости абстрактных понятий, то интуиция представляет собою  "прыжок"  с  одной  из  этих  плоскостей  на другую. Переходы от чувственных  образов  к  понятиям (концептуальная интуиция) и от понятий  к   чувственным образам  (эйдетическая интуиция)   различаются  направлением этого "прыжка".  Перескакивая  с  плоскости  чувственно-наглядного в плоскость абстрактно-понятийного, наша мысль совершает как  бы  своеобразный  "обходной маневр", она выходит  в  "третье измерение",  чтобы  преодолеть  барьеры,  преграждающие  ей  дорогу  к  новому знанию при движении в одной и той же  плоскости.  Этот "маневр" и позволяет  получить  такие  результаты,  какие нельзя достичь  другими  средствами  (оставаясь все время

в  одной  плоскости).

     На  основе  элементарных  форм концептуальной и эйдетической  интуиции  развертываются  специфические  механизмы интуитивного  мышления,  которые  вовлекают  вовзаимодействие между собой образы и  понятия  из  совершенно, казалось бы, далеких  друг  от  друга  предметных областей.  Вступая во  взаимодействие  эти образы и  понятия  видоизменяются  и  перестраиваются,  что  ведет к  возникновению  принципиально  новых  представлений и  идей.

    Разумеется, реконструкция  мыслительных  процессов, которые приводят  ученого  к  открытию,  наталкивается  на  большие  трудности. Однако  на  основе  гносеологи-ческого  анализа  историко-научного  материала, с  учетом  данных,  накопившихся  в  психологических  ис-следованиях (Гл.1. п. 1.2.), можно  указать  некоторые  механизмы  интуитивного  мышления, с  помощью  которых в  сознании  ученых  формируются  новые  представления  и  идеи.

    Один  из  таких  механизмов (“творческая концепту-альная  интуиция”)  состоит  в  своеобразном  взаимодействии  между  исходным  чувственным  образом  Ои, вспомогательным  чувственным  образом  Ов  и  “понятием  матрицей”Пм. Исходный чувственный образ - это  наглядный  образ  изучаемого  объекта, существенные  черты  которого  остаются  пока  еще  неизвестными (а иногда  и  неверно  представляемыми).  Пытаясь раскрыть  сущность зафиксированных  в  этом  образе  явлений,  ученый  случайно, а  может  быть  и  неслучайно, сопоставляет  его  с  другим,  вспомогательным  образом,  отражающий  достаточно  хорошо  известный  объект (он может  значительно  отличаться  от  первого  и  отно-ситься  к  совсем  другой  предметной  области),  о  котором  у  ученого уже  имеется  “готовое”  понятие (Пм).  Приведенное  сопоставление,  однако,  не  сводится просто  к  сравнению  двух  образов,  так  как  может  переходить  в  некоторое  взаимодействие  между  ними, при  котором  содержание  вспомогательного  образа  как  бы  накладывается  на  содержание  исходного  образа и  даже  отождествляется  с  ним. Таким  образом  создается  возможность  “вписать”  в  мыслительный  процесс  понятие  Пм.  Вступая,  в  свою очередь,  во  взаимодействие  с  содержанием  исходного  образа,  понятие  Пм  подвергается  трансформации,  чтобы  приспособиться  к  иному  чувственному материалу : с него как  с  матрицы “снимается”  новое  понятие  П,  сходное  с  ним  по своей  структуре,  но  отличное  от  него  по  “субстрату”,  который  эту  структуру  “наполняет”.  Это  новое  понятие П  и  объясняет  сущность  объекта,  отраженного  в  исходном образе.  Всплывающая  вдруг  в  сознании  ученого  интуитивная  идея  является,  таким  образом,  продуктом целого  ряда  познавательных  операций,  которые  сам  исследователь  в  момент  их  осуществления     обычно  не  осознает.  Часто  и  в  последствии  он  не  может  восстановить  ход  своей  мысли.

 

Интуиция, как отдельный процесс восприятия, сопряжена с возможностью ошибок. Поэтому не­обходимо тщательно проверять интуитивные решения, обраща­ясь к логике.

 

 

3.3 Рациональное познание – интуитивное восприятие и его логический анализ

 

 

Основным пунктом рационалистической концепции было разграничение знания на опосредствованное и непосредственное, т. е. интуитивное, являющееся необходимым моментом в процессе научного исследования. Родоначальник рационализма Декарт говорил о существовании истин особого рода, познаваемых "прямым интеллектуальным усмотрением" без помощи доказательства /по 9 стр.10/.

3.3.1 Основные положения рационализма.

    Сознание всегда есть осознанное бытие, выражение отношения человека к своему бытию. Знание – объективная реальность, данная в сознании человека, который в своей деятельности отражает, идеально воспроизводит объективные закономерные связи реального мира. Познание – обусловленный прежде всего общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствования.

Рациональное познание - это познавательный процесс, кото­рый осуществляется посредством форм мыслительной деятель­ности. Формы рационального познания имеют несколько общих характеристик: во-первых, присущую всем им направленность на отражение общих свойств познаваемых предметов (процессов, явлений); во-вторых, связанное с этим отвлечение от их единич­ных свойств; в-третьих, опосредованное отношение к познавае­мой реальности (через формы чувственного познания и использу­емые познавательные средства наблюдения, экспериментирова­ния, обработки информации); в-четвертых, непосредственную связь с языком (материальной оболочкой мысли).

К основным формам рационального познания традиционно относят три логические формы мышления: понятие, суждение и умозаключение. Понятие отражает предмет мысли в его об­щих и существенных признаках. Суждение - форма мысли, в которой посредством связи понятий что-либо утверждается или отрицается о предмете мысли. Посредством умозаключения из одного или нескольких суждений с необходимостью выводится суждение, заключающее в себе новое знание.

Выделенные логические формы мышления являются основ­ными, поскольку они выражают содержание множества других форм рационального познания. В их числе поисковые формы знания (вопрос, проблема, идея, гипотеза), формы системного выражения предметного знания (научный факт, закон, при­нцип, теория, научная картина мира), а также формы норма­тивного знания (способ, метод, прием, алгоритм, программа, идеалы и нормы познания, стиль научного мышления, познава­тельная традиция).

Взаимосвязь чувственных и рациональных форм познания не ограничивается отмеченной выше опосредующей функцией пер­вых по отношению к воспринимаемым объектам и к формам ра­ционального познания. Эта взаимосвязь имеет более сложный и динамичный характер: чувственные данные постоянно подверга­ются "обработке" мысленным содержанием понятий, законов, принципов, общей картины мира, а рациональное знание струк­турируется под воздействием информации, поступающей от ор­ганов чувств (особенно велико значение творческого воображе­ния). Наиболее яркое проявление динамического единства чув­ственного и рационального в познании — интуиция.

Процесс рационального познания регулируется законами ло­гики (прежде всего законами тождества, непротиворечия, ис­ключенного третьего и достаточного основания), а также прави­лами вывода следствий из посылок в умозаключениях. Он может быть представлен как процесс дискурсивного (понятийно-логи­ческого) рассуждения — движения мышления по законам и пра­вилам логики от одного понятия к другому в суждениях, соеди­нения суждений в умозаключения, сопоставления понятий, суж­дений и умозаключений в рамках процедуры доказательства и т.д. Процесс рационального познания совершается сознательно и контролируется, т.е. познающий субъект осознает и обосновыва­ет каждый шаг на пути к конечному результату законами и пра­вилами логики. Поэтому иногда его называют процессом логи­ческого познания, или познанием в логической форме.

 

 

3.3.2 Место интуиции в  рациональном  познании

 

      Раскрытие  закономерностей,   определяющих   собой интуицию,  -  дело весьма  трудоемкое,  требующее  сосредоточения  усилий  специалистов  самых  различных областей.   В  этом  существует  настоятельная  необходимость. Так как реальное ускорение  научно - технического  прогресса  связано  с  качественным  приращением  в  первую очередь  фундаментальных,  т. е.  принципиально  новых (и поэтому заранее не программируемых и не выводимых только формальным  путем),  результатов.  А  здесь  неизбежно возникает вопрос о роли  интуиции  в  научном познании. "Если  есть  интуиция,  то  и  есть  закономерности на  которые  она  опирается" /4 стр. 170/.

Вот как  описывает  мыслительную  деятельность и показывает положение в ней  интуиции  Ганс Селье  в  своей   книге    "От мечты к открытию"    /10 стр.249-252/. Как мне кажется,  это   описание   также    заслуживает внимания.  Вот  что     пишет  Селье : "Логика составляет основу  экспериментальных  исследований    точно также,  как  грамматика  составляет  основу  языка. Однако мы  должны  научиться  пользоваться  математикой  и статистикой интуитивно, т. е.  неосознанно,   так   как   у   нас нет времени для того, чтобы на каждом   шагу     осознано применять законы логики.

      Логика и  математика  способны   даже   блокировать свободный   поток  того   полуинтуитивного    мышления, который является  основой основ  научных   исследований

в  области  медицины.

      Та   полуинтуитивная   логика,   которой    пользуется каждый  ученый-экспериментатор в    своей   повседневной работе, - это специфическая  смесь  жесткой    формальной логики и психологии. Она формальна  в том   смысле, что   абстрагирует  формы  мышления  от  их   содержания, с  тем  чтобы  установить  абстрактные  критерии  непротиворечивости.   А   так   как   эти   абстракции  могут  быть представлены символами, то   логика  может  быть    также названа  символической  (математика).  Но  в  то  же время эта  логика  честно  и  откровенно  признает,  что  ее   понятийные   элементы,  ее  абстракции  в  отличии  от  математики  или   теоретической  физики  являются  в  силу  необходимости  вариабельными  и   относительными.   Следовательно,   строгие   законы   мышления   к   ней   применить нельзя. Таким образом в размышлениях о  природе   мышления   нам  следует  также   отвести  существенную   роль интуиции. Вот  почему  в  нашей  системе   мышления  психология должна быть интегрирована с логикой.

     Ниже  перечислены  наиболее  важные  проблемы, с которыми предстоит иметь  дело  этой  полуформальной  логике.

   1. Формулирование понятийных элементов.

   2. Классификация   понятийных   элементов  в  соответствии с их :

     а) характеристиками (признаками) ;

     б) причиной.

   3. Формирование новых вопросов относительно :

     а)  эволюции   характеристик   во    времени   (те типы

     понятийных элементов,   которые    им   предшествуют

     и   те  типы,   в  которые  они  по   всей    вероятности

     перейдут) ;

     б)  опосредования   причинно - следственных   связей

     (анценденты,  которые  предшествуют  непосредствен-

     ной причине,  и  консенвенты,  которые,  по  всей  ве-

     роятности,  являются  результатом  ее  действия).

   4. Вспышка   интуиции,   "озарение".  Хотя  она  и  подготовлена   предшествующими  операциями,  но  тем  не менее не может быть  выведена  из  них  путем  применения  формальной  логики.

     Обладая  глубокими  познаниями,  трудолюбием  и  вооружившись  логикой,  можно  более  или  менее  осознанно проложить   путь   от   1.  к   3.а)  или  3.б),  т.  е.  Именно ту  часть   пути,   которая  представляет  собой   развитие ранее сформулированного понятия. Однако только вспышка интуиции, творческого воображения, происходящая в подсознании, способна преодолеть разрыв  между  всем кругом проблем и подлинным открытием. 

Информация о работе Логическое обоснование интуиции