Логика научного познания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 00:37, курсовая работа

Описание

Логика научного познания и виды научного познания зависит от объекта и субъекта познавания. Виды познания: Житейское, научное, практическое, художественное. Житейское: основывается на наблюдении и смекалки, лучше согласовывается с общепризнанным жизненным опытом, чем с абстрактными научными построениями. Это познание не следует приуменьшать- здравый смысл может быть лучший, чем ученного. Базируется на здравом смысле и обыденном сознании, такое знания важно для ориентации в повседневном поведении людей, и их взаимоотношением между собой и природой.

Работа состоит из  1 файл

к.р. логика.doc

— 89.00 Кб (Скачать документ)

Аналогия (соответствующее, сходство) ~ установление сходства в некоторых сторонах, свойствах  и отношениях между нетождественными объектами. 'На основании выявленного сходства делается соответствующий вывод–умозаключение по аналогии. Его общая схема: объект В обладает признаками а, в, с, д; объект С Обладает признаками в, с, д; следовательно, объект С, возможно, обладает признаком а. Тем самым аналогия дает не достоверное, а вероятное знание. 

Моделирование–метод исследования определенных объектов путем  воспроизведения их характеристик  на другом объекте–модели, которая  представляет собой аналог того или  иного фрагмента действительности (вещного или мыслительного)–оригинала модели. Между моделью и объектом, интересующим исследователя, должно существовать известное подобие (сходство)–в физических характеристиках, структуре, функциях и др. Формы моделирования весьма разнообразны. Например, предметное (физическое) и знаковое. Важной формой последнего является математическое (компьютерное) моделирование. 

Системный подход–совокупность общенаучных  методологических принципов (требований), в основе которых лежит рассмотрение объектов как систем. К числу этих требований относятся:  

выявление зависимости каждого элемента от его места и функций в системе  с учетом того, что свойства целого несводимы к сумме свойств  его элементов;

  • анализ того, насколько поведение системы обусловлено как

           особенностями ее отдельных элементов, так и свойствами ее структуры;

  • исследование механизма взаимодействия системы и среды;
  • изучение характера иерархичности, присущего данной системе;
  • обеспечение всестороннего многоаспектного описания системы;
  • рассмотрение системы как динамичной, развивающейся целостности.

     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Понятие сознательного и бессознательного.

Сознательное- Это знание. Оно включает:

1)целесообразную  деятельность

2)самосознание. 

Что такое  знание:

1)умение

2)навыки

3)знать. 

Знание-это  установление однозначного знака и  объекта, который этим знаком обозначается. Знание предполагает понимание, как  вложение смысла, понимания. 

Уровни  понимания:

1)Способность  слежения за текстом.

Текст-это  все то, что м.б. подвергнуто интерпретации(музыка, картины, следы животных. Если мы понимаем друг друга- мы находимся в одной социальной структуре. 

2) Способность  воспроизведения текста

3)Способность  опровержения текста.

Знание–это  еще и понимание. Самосознание-это  способность выделить себя из окружающей действительности, Осознанием человеком себя как личности. Что же касается интуитивного: оно характеризуется тем. что ученый не имеет знания о своем мышлении. Бессознательное выражается и в существовании большого пласта наук, опыта, информации, кот. накапливается в течении всей жизни и оседает в памяти. О некоторых хранящихся в мозгу сведениях человек даже не знает. Б. проявляется в импульсивных действиях, когда чел. не дает себе отчета в последствиях своих поступков. 

2 вида  неосознанных действий:

1)никогда не осознававшиеся, осуществляется автоматически

2)ранее  осознавшиеся действия. 

Сократ: постоянно прислушивается к своему внутреннему голосу как к велению совести.

Платон: человек не искал бы того, что ему не известно, если бы он представления не имел, его бессознательно в своей душе.

Декарт: тождество психики и сознания.

З.Фрейда. Бессознательны многие наши желания и побуждения. Часто бессознательное прорывается наружу в гипнотических состояниях, сновидениях, в некоторых фактах нашего поведения: оговорках, описках, неправ.движениях и т.д. По Фрейду психика чел. представляет собой взаимодействие 3-х уровней: бессознательного, пред-сознательного, сознательного. Бессознанием он считал центральным компонентом, Сознательное -лишь особой интуицией, надстраивающейся над Бессозганиет. Оно-слой бессознательного влечения, основа деятельности индивидов, Я -сфера сознательного, посредник между ОНО и внешним миром.СВЕРХ Я (super-ego) -внутриличностная совесть, посредник между ОНО и Я.Между сознательным и бессознательным постоянно возникают конфликты. Бессознательное –это вместилище извечных агрессивных наклонностей, животных влечений человека. Но человек может овладеть своими инстинктами, перевести бессознательное в обл. сознания. Подсознательное похоже на бессознательное. Бессознательное находится в сознании. Подсознание- нет в сознании, но действует извне. 
 

4. Интуитивное и логическое в научном познании.

Знания, полученные с помощью .логических , операций -это знание аналитическое, оно не может быть принципиально новым. Знания за счет интуиции м.б. новыми. Интуитивное знание затем необходимо. Перевести на язык логики. Логическое –это выводное знание. Логика-наука о правильном знании. Логика-это учение о выводе. Интуитивное –это прямое усмотрение истины без логических выводов. В Индии нашли подборки доказательств теорем аналогичным в Греции, но некоторые теоремы вместо доказательства имели чертежи и надпись «Смотри!».Логика дает не новое знание. Недостаток интуитивного знания -я знаю, но я не знаю как я знаю. Чем отличается логическое от интуитивного? Логическое – это то, что требует отличать нас, усилие-это сознательное действие. Интуиция - это бессознательная деятельность. Сознательное -это знание.

 Оно включает:1)целесообразную деятельность 2)самосознание.

 Что такое знание:1)умение 2)навыки 3)знание.

Знание-это  установление однозначного знака и  объекта, который этим знаком обозначается. Знание предполагает понимание, как вложение смысла, понимания.

Уровни  понимания:1)Способность слежения за текстом. Текст-это все то, что подвергнуто интерпретации (музыка, картины, следы животных). Если мы понимаем друг друга - мы находимся в одной социальной структуре.

2) Способность воспроизведения текста

3)Способность опровержения текста. Знание–это еще и понимание. Самосознание-это способность выделить себя из окружающей действительности, Осознанием человеком себя как личности. Что же касается интуитивного: оно характеризуется тем что ученый не имеет знания о своем мышлении. Бессознательная–это та деятельность не подверженная действию логики. Открытие –этологическое преступление.

Вывод: Научная деятельность-это деятельность бессознания.

В интуитивном- ученый мыслит без контроля я.1)Доказательность логических операций интуитивные -не доказаны.2)Отчетливость логического мышления.(безотчетное–интуитивного мышления)

Подсознательное - похоже на бессознательное. Бессознательное- находится в сознании. Подсознательное - нет в сознании, но действуют извне.

Сверх - сознание - это информационное поле. Мысль имеет бионоситель, поле. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы 

1. Алексеев П.В,  Панин А.В. «Философия» М.:Проспект,2000  

2. Лешкевич Т.Г.  «Философия науки: традиции и  новации» М.:ПРИОР,2001  

3. Спиркин А.Г.  «Основы философии» М.:Политиздат,1988  

4. «Философия»  под. ред. Кохановского В.П. Ростов-н/Д.:Феникс,2000  

5. Голубинцев  В.О., Данцев А.А., Любченко В.С.  «Философия для технических вузов». Ростов н/Д.:Феникс,2001  

6. Агофонов В.П,  Казаков Д.Ф., Рачинский Д.Д. «Философия»  М.: МСХА, 2000  

7. Фролов И.Т.  «Введение в философию» Ч-2, М.:Политиздат, 1989  

8. Рузавин Г.И.  «Методология научного исследования»  М .:ЮНИТИ-ДАНА, 1999. 

9. Канке В.А.  «Основные философские направления  и концепции науки. Итоги ХХ  столетия».-М.:Логос,2000. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное  учреждение высшего  профессионального образования

«Санкт-Петербургский  государственный  университет технологии и дизайна»

ИНСТИТУТ  БИЗНЕС-КОММУНИКАЦИЙ 
 

КАФЕДРА БИЗНЕС - ТЕХНОЛОГИЙ 
 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа

По дисциплине «Теория и практика массовой информации»

             На тему: «Логика научного познания» 
       
       
       
       
       
       
       

Выполнил:  

Проверил:                               . 
 
 
 
 
 

Санкт-Петербург

2011г. 

Содержание 

  1. Введение……………………………………………………….3
  2. Научное познание и его признаки………………………….4
  3. Понятие сознательного и бессознательного………………5
  4. Интуитивное и логическое в научном познании………..10
  5. Список литературы…………………………………………14

Информация о работе Логика научного познания