Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 04:40, контрольная работа
Истина и логика взаимосвязаны, поэтому значение логики невозможно переоценить. Логика помогает доказывать истинные суждения и опровергать ложные, она учит мыслить четко, лаконично, правильно.
Введение 3
1 Определение вопроса и ответа 5
2 Виды вопроса 6
3 Виды ответов 11
Заключение 19
Список литературы 20
Содержание
Введение | 3 | |
1 | Определение вопроса и ответа | 5 |
2 | Виды вопроса | 6 |
3 | Виды ответов | 11 |
Заключение | 19 | |
Список литературы | 20 |
Введение
Человек, к какой бы исторической цивилизация он ни принадлежал, нуждается в истине. И первобытные люди, и наши современники, познавая окружающий их мир, стремятся получить истину. Обладание истинным знанием одним людям приносит радость и удовлетворение, другим, наоборот, горе: сильных истина зовет на подвиг, у слабых — парализует волю, приводит их к пессимизму и растерянности. Но, несмотря ни на что, все люди стремятся к истине, получению новой информации о мире, в котором они живут. Обладание истиной продвигает всех нас вперед на нелегком пути познания.
Люди хотят знать не только законы природы и сущность общественных явлений, но и тайны человеческого мозга. Еще в XVII в. английский философ Ф. Бэкон говорил о том, что знание и могущество человека совпадают.
Однако тернист путь к истине. Как образно сказал К. Маркс, «в науке нет широкой столбовой дороги, и только тот может достигнуть ее сияющих вершин, кто, не страшась усталости, карабкается по ее каменистым тропам».
Можно встретиться с мнением, что человек может правильно мыслить и, не зная точных правил и законов логики, пользуясь ими лишь на интуитивном уровне. Ведь встречаются музыканты, которые играют на каком-либо музыкальном инструменте, не зная музыкальной (в частности, нотной) грамоты. Но такие музыканты ограничены в своем творчестве: они не могут ни исполнить произведение, записанное с помощью нот, ни записать сочиненную ими мелодию. Человек, овладевший логикой, мыслит более четко, его аргументация убедительнее, чем у того, кто логики не знает. Он гораздо реже совершает ошибки, заблуждается. А ведь заблуждение, приведшее, например, к простой ошибке в расчетах при проектировании космического корабля, приведет к аварии. Дорого обходятся людям их заблуждения!
Дейл Карнеги, знаменитый американский психолог, в книге «Как перестать беспокоиться и начать жить» пишет: «Разница между правильным и неправильным образом мыслей состоит в следующем: правильный образ мыслей основан на анализе причин и следствий, он ведет к логическому конструктивному планированию; неправильный образ мыслей часто ведет к напряжению и нервным срывам».
Интересным частным (специфическим) приемом развития мышления является решение логических задач. Так, американский математик Р. Смаллиан — автор множества остроумных задач— предлагает такую: «Одного человека судили за участие в ограблении, обвинитель и защитник в ходе судебного заседания заявили следующее.
Обвинитель: Если подсудимый виновен, то у него был сообщник.
Защитник: Неверно?»
Смаллиан утверждает, что ничего хуже защитник сказать не мог. Почему? Ответив на поставленный в задаче вопрос, вы еще раз убедитесь в необходимости для повседневной жизни правильно рассуждать, в соответствии с логическими законами.
Логика как наука зародилась в связи с риторикой (учением о красноречии) в Древней Греции и Древней Индии.
«Логика — необходимый инструмент, освобождающий от лишних, ненужных запоминаний, помогающий найти в массе информации то ценное, что нужно человеку, — писал известный физиолог академик Н.К. Анохин. — Она нужна любому специалисту, будь он математик, медик, биолог».
Истина и логика взаимосвязаны, поэтому значение логики невозможно переоценить. Логика помогает доказывать истинные суждения и опровергать ложные, она учит мыслить четко, лаконично, правильно.
Развитие научных и практических знаний протекает как переход от ранее установленных суждений к новым, более точным и богатым по содержанию. Этот переход представляет собой последовательность следующих этапов:
1) постановка вопроса,
2) поиски новой информации в определенной области,
3)
конструирование ответа на
Грамматической формой вопроса является вопросительное предложение.
Вопрос — это выраженная в вопросительном предложении мысль, направленная на уточнение или дополнение исходного, или базисного знания. В процессе познания любой вопрос опирается на какое-либо исходное знание, которое выступает его базисом, выполняя роль предпосылки вопроса. Познавательная функция вопроса реализуется в форме ответа на поставленный вопрос.
Ответ — новое суждение, уточняющее или дополняющее в соответствии с поставленным вопросом исходное знание. Поиск ответа предполагает обращение к конкретной области теоретических или эмпирических знаний, которую называют областью поиска ответов. Полученное в ответе знание, расширяя либо уточняя исходную информацию, может служить базисом для постановки новых, более глубоких вопросов о предмете исследования.
Постановка вопроса и поиск информации для ответа составляют явно или неявно присущую любому познавательному процессу вопросно-ответную форму развития знаний. Она всегда выступает направляющим началом в развитии естествознания и техники. Родоначальник индуктивной логики Френсис Бэкон говорил, что мы должны уметь задавать вопросы природе. Таким же путем приобретается исходная информация в социологии, экономике, правоведении, медицине и других областях.
Рассмотрим основные виды вопросов с учетом:
1) семантики, 2) функций, 3) структуры,4) отношения к обсуждаемой теме.
1. Семантика вопросов.
В отличие от суждения вопрос не содержит ни утверждения, ни отрицания, поэтому выраженную в нем информацию не оценивают в терминах истинности и ложности, т.е. о вопросе не говорят как об истинном или ложном.
Вместе с тем вопрос явно или неявно включает либо опирается на определенное исходное, базисное знание, выступающее его предпосылкой. Качество базисного знания существенно влияет на логический статус вопроса, определяя правильность или неправильность его постановки;
Если неправильно поставленный вопрос умышленно используется с целью запутать отвечающего, то такой вопрос квалифицируется как улавливающий, или «провокационный». Пример такой уловки — древнегреческий софистический вопрос: «Продолжаешь ли ты бить своего отца?» Любой ответ на него — и «да», и «нет» — приводит к признанию, что ты бил своего отца.
2. Функции вопросов.
По познавательной функции вопросы подразделяются на два основных вида: 1)уточняющие, или ли - вопросы, и 2) восполняющие, или что - вопросы.
1) Уточняющим называется вопрос, направленный на выявление истинности выраженного в нем суждения. Например: «Верно ли, что Колумб открыл Америку?»; «Является ли Швейцария членом НАТО?».
Грамматический признак уточняющих вопросов — наличие в предложении частицы ли: «Верно ли, что...»; «Является ли...»; «Действительно ли, что...» — и другие синонимичные выражения. Отсюда название уточняющего вопроса — «ли - вопрос».
Схема ли - вопроса в символической записи — ?(р), где ? — оператор вопроса, р — суждение, истинность которого выясняется.
Явно выраженная в ли - вопросе предпосылка — это знание о предмете (Колумбе; Швейцарии и т.п.) и знание о возможном признаке этого предмета (открыть Америку; быть членом НАТО; и т.п.).
Неизвестным в ли - вопросе является принадлежность предмету указанного признака.
Область поиска ответа в ли - вопросе ограничена выбором одной из альтернатив: р v^ p. Отсюда другое название этого вопроса — закрытый, или альтернативный вопрос.
2) Восполняющим называется вопрос, направленный на выяснение новых свойств у исследуемых явлений. Например: «Где состоялся международный суд над преступниками Второй мировой войны?»; «Кто открыл Америку?»; «Каким законом предусмотрено данное преступление?».
Грамматический признак восполняющих вопросов — наличие в предложении вопросительных слов: кто? что? когда? как? — и других, с помощью которых стремятся получить дополнительную информацию о том, что представляет собой исследуемый объект. Отсюда и название восполняющего вопроса — «что - вопрос».
Схема что - вопроса в символической записи: ?Q(p), где ? — оператор вопроса, Q — переменная для вопросительного слова, р — исходная, нуждающаяся в дополнении информация.
В приведенных выше примерах нуждающееся в дополнении знание выражено в следующих суждениях: «Где-то состоялся международный суд над преступниками Второй мировой войны»; «Кто-то открыл Америку», «Совершено определенное (данное) преступление».
Область поиска ответов на что - вопрос представляет собою множество высказываний, определяемых вопросительным словом (кто? что? когда? какой? и т.д.). Найденный ответ дополняет неопределенное базисное знание новой информацией о свойствах: месте, времени, причинах и т.д. исследуемых явлений. Поскольку ответ на что - вопрос — это выбор истинного суждения из множества возможных, то его называют открытым вопросом.
3. Структура вопросов.
По своему составу ли - вопросы и что - вопросы могут быть: 1) простыми или 2) сложными.
1) Простым
называют вопрос, не включающий в качестве
со
ставных частей других вопросов.
В простом ли - вопросе под оператором вопроса стоит одно суждение — ?(р). В простом что - вопросе содержится лишь одно вопросительное слово Q, относящееся к одному нуждающемуся в дополнении суждению — ?Q(p). Все приведенные выше примеры ли - вопросов и что - вопросов являются простыми.
2) Сложным
называют вопрос, включающий в качестве
составных частей другие вопросы, объединяемые
логическими связками.
В зависимости от типа связки сложные
вопросы могут быть, а) соединительными
(конъюнктивными); б) разделительными (дизъюнктивными);
в) смешанными (соединительно-
а) Соединительный
вопрос — это два и более простых вопроса,
связанные союзом и.
Схема соединительного ли - вопроса имеет следующий вид: ?(p^q), т.е. «верно ли р и верно ли q?». Пример такого вопроса: «Верно ли, что к обвиняемому одновременно могут быть применены в качестве санкции ссылка и высылка?»
Схема соединительного что - вопроса может иметь различные варианты. В одном случае конъюнктивно объединяются различные вопросительные слова: ?(Q1^Q2(р)), т.е. «где и когда имело место р». Пример такого вопроса — «Где и когда был подписан акт о капитуляции Японии в конце Второй мировой войны?» Второй вариант — одно и то же вопросительное слово относится к различным суждениям: ?Q(p^ q), т.е. «где имело место р и q?». Пример такого вопроса: «Где были подписаны акты о капитуляции Японии и Германии в конце Второй мировой войны?». Третий вариант сложного конъюнктивного что - вопроса — объединение первых двух: ?(Q1^Q2) (р ^q), т.е. «где и когда имело место р и q?»,
б) Разделительный вопрос — это два и более простых вопроса, связанных союзом или.
Схема разделительного ли - вопроса имеет следующий вид: ?(р v q), т.е. «верно р или верно q». Например: «Верно ли, что в данном случае имело место убийство или это было самоубийство?»
Схема разделительного что - вопроса, как и в случае соединительного, также имеет три разновидности. Первый вариант: ?(Q1 v Q2)(р), т.е. «где или когда имело место р?». Пример такого вопроса: «Где или когда была Куликовская битва?» Второй вариант: ?Q(p v q), т.е. «Q относится к р или q?» Например: «Петр I разбил под Полтавой шведов или поляков?» Третий вариант вопроса: ?(Q1 v О2)(р v q), т.е. «Q1 или Q2.относится к р или q?».