Метод ключевых вопросов
Этот метод известен также как
метод "ключевых вопросов". Метод
эвристических вопросов целесообразно
применять для сбора дополнительной
информации в условиях проблемной ситуации
или упорядочения уже имеющейся
информации в самом процессе решения
творческой задачи. Эвристические вопросы
служат дополнительным стимулом, формируют
новые стратегии и тактики
решения творческой задачи. Не случайно
в практике обучения их также называют
наводящими вопросами, так как удачно
поставленный педагогом вопрос наводит
ученика на идею решения, правильного
ответа. Известно, что еще в Древнем Риме
политикам рекомендовалось для сбора
более полной информации о событии ставить
перед собой ряд вопросов и отвечать на
них: кто? что? зачем? где? чем? как? когда?
Эвристическим вопросам уделял много
внимания американский математик и педагог
Д. Пойя.
Следует заметить, что эвристические вопросы
широко использовал в своей научной и
практической деятельности еще древнеримский
философ Квинтилиан. Он рекомендовал всем
крупным политическим деятелям для сбора
достаточно полной информации о каком
либо событии поставить перед собой следующие
семь ключевых (эвристических) вопросов
и ответить на них: кто? что? зачем? где?
чем? как? когда?
Метод эвристических вопросов базируется
на следующих закономерностях и соответствующих
им принципах:
1. Проблемности и оптимальности. Путем
искусно поставленных вопросов проблемность
задачи снижается до оптимального уровня.
2. Дробления информации (эвристические
вопросы позволяют осуществить разбивку
задачи на подзадачи).
3. Целеполагания (каждый новый эвристический
вопрос формирует новую стратегию – цель
деятельности).
Достоинство метода эвристических вопросов
заключается в его простоте и эффективности
для решения любых задач. Эвристические
вопросы особенно развивают интуицию
мышления, такую логическую схему решения
творческих задач. Недостатки и ограничения
этого метода заключаются в том, что он
не дает особо оригинальных идей и решений
и, как другие эвристические методы, не
гарантирует абсолютного успеха в решении
творческих задач.
Принципиальные требования
к использованию метода:
- проблемность и оптимальность. Искусно поставленными вопросами необходимо снижать проблемность задачи до оптимального уровня или уменьшать неопределенность проблемы;
- дробление информации. С помощью вопросов постараться разделить проблему на подпроблемы;
- целеполагание. Каждый новый вопрос должен формировать стратегию, модель решения проблемы.
Рекомендации для руководителя:
- должен стимулировать мысль, а не подсказывать идею решения проблемы;
- в вопросах должна быть минимальная информация;
- при постановке серии вопросов необходимо: 1. снижать уровень проблемности задачи; 2. задавать вопросы, логически увязанные, интересные по форме, побуждающие к возникновению неожиданных взглядов на решаемую проблему;
- необходимо стимулировать как эмпирическое, аналитическое (аксиоматическое), так и диалектическое (творческое) мышление;
- проблему следует разбить на подпроблемы, этапы решения.
Рекомендации для членов
группы (аппарата управления):
- запоминать наиболее характерные вопросы и стараться систематизировать их;
- ставить перед собой вопросы: 1. упрощающие проблему; 2. позволяющие осмыслить ее с новой неожиданной стороны; 3. стимулирующие использование имеющихся знаний и выработанных навыков; 4. разделяющие проблему на подпроблемы; 5. побуждающие к самоорганизации, самоконтролю.
Рекомендуется поэтапная постановка
вопросов, стимулирующая решение
проблемы и повышающая ее определенность.
Последовательность действий. Необходимо выяснить:
- что неизвестно;
- что дано;
- в чем состоит условие;
- возможно ли удовлетворить условие;
- достаточно ли условие для определения неизвестного (или нет, или чрезмерно, или противоречиво);
- сделать чертеж (рисунок);
- ввести подходящие обозначения;
- разделить условие на части;
- постараться записать их.
Формирование идеи и
разработка плана решения:
- как найти связь между данными и неизвестными;
- известна ли какая-нибудь родственная задача;
- нельзя ли ею воспользоваться;
- нельзя ли использовать метод ее решения;
- не следует ли ввести какой-либо вспомогательный элемент, чтобы воспользоваться прежней задачей;
- нельзя ли сформулировать задачу иначе, проще;
- нельзя ли придумать более доступную задачу, более общую, более частную, аналогичную;
- нельзя ли решить часть задачи, удовлетворить части условия;
- нельзя ли извлечь что-нибудь полезное из данных;
- все ли данные и условия использованы;
- приняты ли во внимание все понятия, содержащиеся в задаче.
Осуществление плана. Реализуя план решения, контролируйте
свои шаги:
- ясно ли вам, что предпринятый план правилен;
- сумеете ли вы доказать, что он правилен.
Контроль и самоконтроль
полученного решения. Нельзя ли:
- проверить результат;
- проверить ход решения;
- получить тот же результат иначе;
- проверить правильность полученного результата;
- в какой-нибудь другой задаче использовать полученный результат;
- решить задачу, обратную этой.