Основная цель закупочной логистики и решение ее главных задач

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 05:56, доклад

Описание

В странах с рыночной экономикой основной целью закупочной логистики является удовлетворение потребностей производства в материалах с максимально возможной экономической эффективностью. Однако ее достижение зависит от решения целого ряда задач. В обобщенном виде эти задачи можно сгруппировать следующим образом.
1. Выдерживание обоснованных сроков закупки сырья и комплектующих изделий (материалы, закупленные ранее намеченного срока, ложатся дополнительной нагрузкой на оборотные фонды предприятий, а опоздание в закупках может сорвать производственную программу или привести к ее изменению).

Работа состоит из  1 файл

доклад по логистике.docx

— 19.42 Кб (Скачать документ)

Основная цель закупочной логистики и решение  ее главных задач

В странах с рыночной экономикой основной целью закупочной логистики является удовлетворение потребностей производства в материалах с максимально возможной  экономической эффективностью. Однако ее достижение зависит от решения  целого ряда задач. В обобщенном виде эти задачи можно сгруппировать  следующим образом.

1. Выдерживание обоснованных сроков  закупки сырья и комплектующих  изделий (материалы, закупленные  ранее намеченного срока, ложатся  дополнительной нагрузкой на  оборотные фонды предприятий,  а опоздание в закупках может  сорвать производственную программу  или привести к ее изменению).

2. Обеспечение точного соответствия  между количеством поставок и  потребностями в них (избыток  или недостаточное количество  поставляемых товарно-материальных  ресурсов также негативно влияет  на баланс оборотных фондов  и устойчивость выпуска продукции  и, кроме того, может вызвать  дополнительные расходы при восстановлении  балансового оптимума).

3. Соблюдение требований производства  по качеству сырья и комплектующих  изделий.

Основу  экономической эффективности закупочной логистики составляют поиск и  закупка необходимых материалов удовлетворяющего качества по минимальным  ценам.

 

Цель  проведения исследований рынка закупок сырья и материалов определяет  одновременно и тип рынков, которые должны быть исследованы. Это:

- непосредственные рынки (обеспечивающие  в настоящее время  потребности  в   сырье и материалах);

- опосредованные рынки (рынки,  используемые поставщиками);

- рынки    заменителей (полностью  или частично заменяемых продуктов);

- новые рынки.

Изучив  рынок и остановившись на каких-либо конкретных поставщиках, отдел закупок  обязан определить потребности предприятия  в конкретных поставках. Определение  потребности основывается на стратегии  управления запасами.

Определение потребности означает выявление  продуктов и услуг по качеству, количеству двумя методами:

1. Определение потребностей на  основе заказов, например в  машиностроении, происходит путем  разложения спецификаций на отдельные комплектующие с учетом уже имеющихся складских запасов.

2.    Метод определения потребности  на основе расходов или прошлого  опыта. Прогнозируемая потребность  в этом случае определяется   при   помощи   простейших   расчетных   методов, интуиции.

Важной  функцией служб снабжения различных  фирм является выбор поставщика для  компании. Такой выбор осуществляется в настоящее время в основном двумя методами:

Первый - анализ возможных вариантов и предложений осуществляет торговый агент фирмы, отвечающий за закупки. Он выбирает поставщика, исходя, прежде всего, из наиболее низких закупочных цен, делает заказ, следит за его выполнением и старается разрешить возникающие проблемы. Все вопросы обычно решаются с помощью современных средств связи, обмен официальной документацией сведен к минимуму.

Второй метод заключается в коллегиальном обсуждении возможностей и потребностей в поставках. Анализ проводится как на уровне отдела закупок компании, так и на уровне взаимодействия вышеназванного отдела с производственным и отделом контроля качества продукции. 

Существует  и третий путь: отдел закупок или  торговый агент чаще всего обращается в фирму или бюро, выполняющее  посреднические функции. Как правило, посредническая компания имеет достаточно обширную информацию о возможностях потенциальных поставщиков с точки зрения программы выпуска их продукции, ее качества, быстроты реализации полученных заказов.

 

Решение задач  закупочной логистики

Решение задачи «Сделать или купить»

Задача  «сделать или купить» заключается  в принятии одного из двух альтернативных решений - делать комплектующее изделие  самим (если это в принципе возможно) или же покупать у другого производителя. В англоязычной литературе эта задача встречается под названием Make-or-Buy Problem (задача «сделать или купить»), или сокращенно - задача MOB, решение которой зависит от ряда внешних факторов, а также от условий на самом предприятии.

Решение задачи «Выбор поставщика».

После того, как решена задача «делать  или покупать» и предприятие  определило, какое сырье и какие  материалы необходимо закупить, решают задачу выбора поставщика. Перечислим и охарактеризуем основные этапы  решения этой задачи.

1. Поиск потенциальных поставщиков.  При этом могут быть использованы  следующие методы:

-   объявление конкурса;

-   изучение    рекламных    материалов:    фирменных    каталогов, объявлений в

    средствах массовой информации и т. п.;

-   посещение выставок и ярмарок;

-   переписка и личные контакты  с возможными поставщиками.

В результате перечисленных мероприятий  формируется список потенциальных  поставщиков, который постоянно  обновляется и дополняется.

2. Анализ потенциальных поставщиков.

Составленный  перечень потенциальных поставщиков  анализируется на основании специальных  критериев, позволяющих осуществить  отбор приемлемых поставщиков. Количество таких критериев может составлять несколько десятков. Однако зачастую ограничиваются ценой и качеством  поставляемой продукции, а также  надежностью поставок, под которой  понимают соблюдение поставщиком обязательств по срокам поставки, ассортименту, комплектности, качеству и количеству поставляемой продукции.

К другим критериям, принимаемым во внимание при выборе поставщика, относят следующие:

-   удаленность поставщика от потребителя;

-   сроки выполнения текущих и  экстренных заказов;

-   наличие резервных мощностей;

-   организация управления качеством  у поставщика;

-   психологический климату поставщика (возможности забастовок);

-   способность обеспечить поставку  запасных частей в течение  всего срока 

    службы поставляемого оборудования;

-   финансовое положение поставщика, его кредитоспособность и др.

В результате анализа потенциальных  поставщиков формируется перечень конкретных поставщиков, с которыми проводится работа по заключению договорных отношений.

3. Оценка результатов работы с  поставщиками.

На  выбор поставщика существенное влияние  оказывают результаты работы по уже  заключенным договорам. Для этого  разрабатывается специальная шкала  оценок, позволяющая рассчитать рейтинг  поставщика. Перед расчетом рейтинга необходимо выполнить дифференциацию закупаемых предметов труда.

Закупаемые  товары, сырье и комплектующие  изделия, как правило, неравнозначны  с точки зрения целей производственного  или торгового процесса. Отсутствие некоторых комплектующих, требующихся  регулярно, может привести к остановке  производственного процесса (равно  как и дефицит некоторых товаров  в торговле – к резкому падению  прибыли торгового предприятия). Главным критерием при выборе поставщика данной категории предметов  труда будет надежность поставки.

Если  закупаемые предметы труда не являются значимыми с точки зрения производственного  или торгового процесса, то при  выборе их поставщика главным критерием  будут служить затраты на приобретение и доставку.

Приведем  пример расчета рейтинга поставщика (табл. 1) [1]. Допустим, что предприятию необходимо закупить товар А, дефицит которого недопустим. Соответственно, на первое место при выборе поставщика будет поставлен критерий надежности поставки. Значимость остальных критериев, установленная так же как и значимость первого, экспертным путем сотрудниками службы снабжения, приведена в (табл. 1).

 

Итоговое  значение рейтинга определяется путем  суммирования произведений значимости критерия на его оценку для данного  поставщика. Рассчитывая рейтинг  для разных поставщиков, и сравнивая  полученные значения, определяют наилучшего партнера.

Приведем  пример принятия решения по выбору поставщика.

Представим  себе, что имеются 2 фирмы (А и В), производящие одинаковую продукцию, одинакового  качества. Обе фирмы известны и  надежны. Недостаток фирмы А заключается в том, что она расположена от потребителя на 200 км дальше, чем фирма В (расстояние до фирмы А - 500 км, до фирмы В - 300 км). С другой стороны, товар, поставляемый фирмой А пакетирован на поддоне и подлежит механизированной разгрузке. Фирма В поставляет товар в коробках, которые необходимо выгружать вручную. Тариф на перевозку груза на расстояние 500 км - 0,5 условных денежных единиц за километр (уде/км). При перевозке груза на расстояние 300 км тарифная ставка выше и составляет 0,7 уде/км.

 

Таблица 1

Пример расчета  рейтинга поставщика

 

Критерий

выбора

поставщика

Удельный

вес

критерия

Оценка значения

критерия по

десятибальной шкале

у данного поставщика

Произведение

удельного

веса критерия

на оценку

1 . Надежность

поставки

0,30

7

2,1

2. Цена

0,25

6

1,5

3. Качество

товара

0,15

8

1,2

4. Условия

платежа

0,15

4

0,6

5. Возможность

внеплановых

поставок

0,10

7

0,7

6. Финансовое

состояние

поставщика

0,5

4

0,2

Итого

1,00

 

6,3


 

Таблица 1

Пример расчета  рейтинга поставщика

 

Критерий

выбора

поставщика

Удельный

вес

критерия

Оценка значения

критерия по

десятибальной шкале

у данного поставщика

Произведение

удельного

веса критерия

на оценку

1 . Надежность

поставки

0,30

7

2,1

2. Цена

0,25

6

1,5

3. Качество

товара

0,15

8

1,2

4. Условия

платежа

0,15

4

0,6

5. Возможность

внеплановых

поставок

0,10

7

0,7

6. Финансовое

состояние

поставщика

0,5

4

0,2

Итого

1,00

 

6,3



Информация о работе Основная цель закупочной логистики и решение ее главных задач