Основные особенности устного публичного выступления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 18:59, контрольная работа

Описание

Поскольку мы живём в обществе, нам необходимо учитывать мнения других людей, советоваться с ними. Убедить другого - значит, обосновать свои идеи таким образом, чтобы те кто участвует в обсуждении, согласились с ними и присоединились к ним, стали вашими союзниками. Обладая свободой воли и разума, мы сами отвечаем за свои поступки. Наука риторика оказывает нам в этом неоценимую помощь: она позволяет оценить аргументацию любой речи и принять самостоятельное решение.
Можно и нужно учиться убедительно говорить. А когда необходимо, то и спорить, отстаивая свою точку зрения.

Работа состоит из  1 файл

контрольная.docx

— 56.09 Кб (Скачать документ)

Написание самого плана может быть многократным в том смысле, что автор будет  много раз переделывать свой план, стремясь сделать его как можно  более эпистемичным, т.е. доказательным во всех его составляющих аспектах.

(Точное  наименование темы)

--Введение

I. (Точное  наименование раздела)

II. (Точное  наименование раздела)

III.(Точное  наименование раздела)

-- Выводы  или Заключение

Следует подчеркнуть, что:

1. любое  наименование темы (раздела) будет  понятнее для аудитории, если  в нем будет немного слов, «чем  меньше — тем лучше». Оратор, стремящийся  к отказу от многословия (не  говоря уже об отказе от  слов-паразитов), осуществляет тем  самым самоконтроль собственной  риторической деятельности, что  скажется благоприятно на общих  результатах его выступления  перед аудиторией;

2. основные  разделы плана, обозначенные римскими  цифрами I, II, III, могут делиться  на более мелкие вопросы, обозначаемые  арабскими цифрами (1, 2, 3, 4 и т.д.), а эти последние — на еще  более мелкие, обозначаемые строчными  буквами (а, б, в, г и пр.).

Такой подробный, развернутый план выступления на практике нередко называют «план-гармонь», поскольку его можно «свернуть» или «развернуть» и «сыграть»  по нему, как по нотам, пьесу, обозначенную в заголовке ораторского выступления.

При этом подходе опытный оратор может  не писать полный текст своего выступления, пользуясь на трибуне лежащим перед ним подробным «планом-гармонью». Малоопытный напишет полный текст, возьмет его с собой на трибуну, однако говорить лучше не читая текст, а ориентируясь в материале выступления по плану;

Во введении можно говорить о:

  • том, чем примечательна предлагаемая оратором тема,
  • том, чем притягательна предлагаемая тема для оратора,
  • а также можно дать другое начало, придуманное самим оратором.

На практике бывают случаи, когда:

  • тема важна, но оратору не очень приятна (и наоборот, вариантов может быть множество),
  • тема не имеет глобальной значимости, но оратору важна по причине некоторых личных (семейных) особенностей (или другое сочетание общих и частных интересов),
  • начало выступления связано с ярким, конкретным, узнаваемым для аудитории примером, дающим «запев» для всего последующего хода лекции (беседы, встречи и пр.);

Всякое  выступление опытный оратор заканчивает  выводами или заключением, что не одно и то же:

Выводы даются для менее подготовленной аудитории и содержат в себе краткий повтор одной самой важной мысли каждого раздела плана выступления (без примеров и доказательств).

Заключение лучше адресовать более подготовленной аудитории, непременно включая в него попытки прогноза развития вопросов, освещенных в ораторском выступлении. Всякие повторы излагаемого материала лучше оформлять новыми фразами, новыми формулировками, отличными от высказанных в ходе выступления.

Эпистемическая подготовка плана выступления соотносит само выступление с тем, «как наше слово отзовется», хотя в полной мере предугадать это не представляется возможным. Без введения и без выводов (заключения) опытный оратор собственное выступление не может себе представить, не может появиться на трибуне с плохо продуманным планом.

Устное  выступление, как правило, имеет  достаточно простую структуру (наиболее распространенную форму делового выступления - презентацию продолжительностью 3-10 минут). Заметим, что далеко не всегда в начале выступления целесообразно "брать быка за рога", т.е. сразу  же обсуждать основную тему. В первые секунды выступления аудитория, как правило, еще не полностью готова к восприятию информации, и вступление используется как раз для такой подготовки. При этом содержание вступления не обязательно должно быть непосредственно связано с основной темой.

Основная  часть выступления, как показывает опыт, обычно запоминается плохо. Но это  не повод пренебрегать логикой или  сокращать основную часть. Дело в  том, что она создает у слушателя  впечатление относительной обоснованности выводов, формулируемых в заключении. Без основной части выводы будут  звучать как лозунги, а они  убеждают далеко не всех.

Заключение, к сожалению, часто оказывается  самым слабым местом выступления. Это  объясняется тем, что выступающему при подготовке кажется, что если он логично построит основную часть, то выводы возникнут как бы сами собой; однако у неопытных ораторов этого часто не происходит и отсутствие четко сформулированных выводов портит впечатление от презентации или выступления. Поэтому при подготовке полезно четко обозначить в нескольких ярких фразах итог выступления и, возможно, заучить эти фразы наизусть.

 

ПРИЕМЫ ВЫСТУПЛЕНИЯ

 

  1. Тайна занимательности - когда оратор привлекает внимание неожиданно прерывая мысль и поговорив о другом, опять привлекает внимание, снова возвратившись к теме.
  2. Вопросно - ответный ход - рассуждение о проблеме. Ритор задает вопросы и сам отвечает на них.
  3. Юмор.
  4. Прием сопереживания - сочуствие аудитории по какому-то вопросу.
  5. Апелляция к речи предыдущего оратора.
  6. Апеляция к событиям, погоде, интересам аудитории, собственному опыту;
  7. Ссылка на авторитет или известные источники;
  8. Пословицы и поговорки, обращение к аудитории, голосовые средства.

 

НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ

 

Рекомендации  по повышению эффективности выступлений

• Настройтесь  на аудиторию.

• Выясните, отвечает ли содержание вашей речи интересам аудитории.

• Держитесь  во время выступления уверенно, демонстрируя твердую убежденность в своих  словах.

• Ваш  взгляд должен быть направлен на слушателей. Ни в коем случае не избегайте взглядов, направленных на вас. Не смотрите в  одну точку.

• Начинайте  говорить только после того, как  установится тишина.

• Следите  за четкостью речи, ни в коем случае не говорите слишком быстро или монотонно.

• С первых же слов внимательно наблюдайте за реакцией аудитории.

• Если вы заметили, что слова, только что  сказанные вами, нашли поддержку  аудитории, постарайтесь развить затронутую тему.

• В момент, когда вам удалось добиться положительной  реакции со стороны аудитории, перейдите  к главной теме выступления.

• Не теряйте  самоконтроля в момент душевного  подъема, вызванного одобрением аудитории.

• Не давайте  провокационным репликам выводить вас  из равновесия.

• В критические  моменты выступления говорите особенно убежденно, делая акцент на важнейших  словах.

• Старайтесь нелицеприятные для аудитории места  вашего выступления подкреплять  очевидными примерами.

• Не делайте  обобщающих выводов, не оправданных  с рациональной точки зрения.

Для того чтобы научиться хорошо говорить, писать, риторики рекомендуют:

1. Оратор  должен выбрать уместный образ,  т. е. найти индивидуальный  стиль и убедительную манеру  речи.

2. Оратор  должен быть этичным, доброжелательным, настроенным на речь.

3. Необходимо  анализировать свою и чужую  речь. Найдите для себя образец  оратора и у него учитесь.

4. Развивайте  речевую эрудицию. Под речевой  эрудицией понимается знание  образцовых текстов, принципов  построения текста, знание стилистических  приемов, которые можно использовать  для воздействия на слушателей, знание разных типов речи (жанров).

5. Оратор  должен развивать речевые способности.  Классическим приемом для этого  является произношение: а) готовых  речей известных ораторов; б) речей,  подготовленных самостоятельно (на  разные темы).

Первые  речи должны быть небольшими (достаточно 3 минут).

Выражение «ораторское искусство» имеет несколько  значений. Под ораторским искусством прежде всего понимается высокая степень мастерства публичного выступления, качественная характеристика ораторской речи, искусное владение живым убеждающим словом. Это искусство построения, а также публичного произнесения речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию. Можно ли стать хорошим оратором? Чтобы освоить технику публичных выступлений одного желания мало. Необходима практика, практика, практика... В качестве примера можно вспомнить великого древнегреческого оратора Демосфена(IV в. до н. э.), который научился произносить речи, репетируя на берегу моря. Современная техника видеозаписи позволяет существенно упростить процесс отработки навыков выступления.

Для того чтобы научиться хорошо говорить, писать, риторики рекомендуют:

1. Оратор  должен выбрать уместный образ,  т. е. найти индивидуальный  стиль и убедительную манеру  речи.

2. Оратор  должен быть этичным, доброжелательным, настроенным на речь.

3. Необходимо  анализировать свою и чужую  речь. Найдите для себя образец  оратора и у него учитесь.

4. Развивайте  речевую эрудицию. Под речевой  эрудицией понимается знание  образцовых текстов, принципов  построения текста, знание стилистических  приемов, которые можно использовать  для воздействия на слушателей, знание разных типов речи (жанров).

5. Оратор  должен развивать речевые способности.  Классическим приемом для этого  является произношение: а) готовых  речей известных ораторов; б) речей,  подготовленных самостоятельно (на  разные темы).

В современной  риторике выделяется несколько типов  ораторов.

1. Судебный оратор. Этот тип оратора сложился еще в античности. В России генеральный регламент Петра Великого определил порядок судебно-административного говорения в созданных органах управления – коллегиях. Порядок говорения был установлен таким образом, чтобы укрепить единоличность решения и ответственность делом за речь. Судебная риторика, появившаяся в результате судебной реформы Александра II, введшего суд присяжных, особо выделила и создала новый вид красноречия – судебное ораторство. Оно потребовало знаний и навыков ведения судебного разбирательства в условиях состязательности сторон. Судебное ораторство в суде присяжных было окрашено литературно-художественными ассоциациями, поскольку художественная литература в конце XIX в. стала самым влиятельным типом речи. В судебных речах использовались аналогии с художественными образами, и эти аналогии были средством аргументации.

Исторический  пример: крестьян деревни Люторичи обвиняли в организованном мятеже и потому искали подстрекателей, руководителей. Знаменитый адвокат Ф.Н. Плевако в защитительной речи отрицал подготовленность выступления крестьян, отвергая обвинение в предварительном сговоре: «Вы скажете, что это невероятно. Войдите в зверинец, когда настанет час бросать пищу оголодавшим зверям; войдите в детскую, где проснувшиеся дети не видят няни. Там – одновременное рычание, здесь – одновременный плач. Поищите между ними подстрекателя. И он найдется не в отдельном звере, не в старшем или младшем ребенке, а найдете его в голоде или страхе, охватившим всех одновременно…».

К ним  относится Анатолий Федорович Кони (1844 1927). Одним из его «звездных» дел  является дело Веры Засулич. 31 марта 1878 г. Кони председательствовал на суде над революционеркой-террористкой Верой Засулич, которая двумя  месяцами ранее стреляла в столичного градоначальника Трепова в отместку за товарища-революционера, которого генерал приказал подвергнуть телесному наказанию. Кони призвал присяжных, чтобы в их приговоре «оказался тот дух правды, которым должны быть проникнуты все действия людей, исполняющих священные обязанности судьи». Перед тем как ушли присяжные, он напомнил: «Вы судите не отвлеченный предмет, а живого человека». Все 12 присяжных вынесли приговор: «Нет! Не виновна» [Кони А.Ф. Избранное. М., 1989].

Пожалуй, самым знаменитым из всей плеяды блестящих  российских адвокатов был Федор  Никифорович Плевако (1849–1908), который  выступал защитником как по уголовном, так и крупным политическим делам. Популярность и признание привели к тому, что он стал членом III Государственной Думы.

Кони  и Плевако, и другие известные  судебные ораторы были высокообразованными  людьми, высочайшими профессионалами, обладали знаниями психологии и риторики. Их речи отличались безупречной логикой  и остроумием. Это позволяло им выигрывать, казалось бы, безнадежные  дела.

Современная судебная речь используется не только в суде, но и в различного рода комиссиях, органах по расследованию дел, в научных обществах юристов и т. д.

Современный оратор понимает, что разного рода «красивости» могут ему повредить, поскольку вообще плохой образ, неудачное  его использование приносит оратору  большой вред.

Характерный в этом отношении пример привел Ф.М. Достоевский. В «Дневнике писателя»  за 1876 г. он записал свои впечатления  о речи адвоката Утина, выступившего в суде по делу Каировой, пытавшейся зарезать жену своего любовника (Великанову). Критикуя бездарно-образную речь Утина, писатель замечает, что защитник «напустил высокого слова про «встрепенувшихся львиц, у которых отнимают детенышей…» И далее, говоря о переписке любовников: «В этих письмах, замечает г-н Утин, начинает проглядывать то облачко, которое потом затянуло все небо и произвело грозу». Но г-н Утин и не умеет объясняться проще. У него все везде таким слогом, – иронически комментирует Ф.М. Достоевский. – Наконец, Великанов опять возвращается, и они опять живут в Петербурге… и вот вдруг важнейший эпизод романа – приезжает жена Великанова, и Каирова «встрепенулась как львица, у которой отнимают детеныша». Тут действительно начинается много красноречия. Если б не было этого красноречия, то, конечно, было бы жальче эту бедную, сумасбродную женщину…»

Информация о работе Основные особенности устного публичного выступления