Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 23:37, реферат
Анализ понятия знака занимает важное место в логике. Большое внимание изучению гносеологических (познавательных) функций знака уделяли античные мыслители Платон, Аристотель, философы Нового времени Дж. Локк, Г. Дж. Лейбниц, представители математической логики.
Проблема знака – центральная проблема семиотики – науки, занимающейся изучением знаков, знаковых систем и языков, созданных на их основе. Ее решение в какой то мере предопределяет характер подхода к другим семиотическим проблемам. Именно поэтому проблема знака образует начало семиотического исследования. Знаковая система- это система, передающая информацию, отличную от энергии. Она существует объективно независимо от наблюдателя.
Введение…………………………………………………………………………..3
1 Понятие и основные виды знаков……………………………………………..4
2 Основные характеристики знаков……………………………………………..6
3 Принципы употребления знаков……………………………………………...10
Заключение……………………………………………………………………….12
Список использованных источников…………………………………………...13
1. Принцип однозначности представляет собой требование употреблять знак языка в каждом процессе рассуждения с одним и тем же предметным значением.
Примером нарушения этого требования является следующее изложение учебного материала, взятое из школьной практики. «Вода не имеет собственной формы, она принимает форму того сосуда, в который помещена. Вода бывает в твердом, жидком и газообразном состоянии». В первом из указанных тезисов слово (знак) «вода», очевидно, употребляется в повседневном смысле; ее характеризуют нередко как жидкость, не имеющая ни цвета, ни запаха, ни вкуса. Во втором тезисе под «водой» подразумевается химически сложное вещество, существующее в природе в различных агрегатных состояниях. При этом оба тезиса относятся к одной теме и составляют, таким образом, одно рассуждение. По замыслу они представляют различные характеристики одного и того же вещества — воды. В логике подобные ошибки называют подменой понятий. Следствием этой ошибки здесь является очевидное противоречие: всякому известно, что в твердом состоянии вода имеет свою форму.
2. Принцип предметности указывает на специфику мышления как знаковой формы отражения действительности. Согласно этому принципу, для того, чтобы утверждать что-то о каком-то предмете или предметах некоторого класса, надо употребить знак этого предмета или общее имя предметов этого класса, а также знак того, что утверждается — свойство, отношение и т. п., но утверждение при этом относится не к знаку, а к самим предметам.
Важный аспект состоит в том, что в построении высказываний нельзя обойтись без знаков (нельзя в высказывание о некотором предмете подставить сам предмет; можно, конечно, указать на предмет, но указание — это уже знак). Безусловно, предметом мысли могут быть и сами знаки. И тогда нужны имена самих этих знаков.
3. Принцип взаимозаменимости. Любой знак в составе некоторого сложного знака, например, предложения или сложного имени, может быть заменен другим знаком с тем же предметным значением без изменения предметного значения всего выражения в целом.
Очевидно,
что этот принцип является следствием
принципа предметности. Действительно,
поскольку, согласно принципу предметности,
объектом мысли являются не сами знаки,
а объекты, которые они представляют, постольку
не важно, какой знак мы употребим для
обозначения предмета - указанная замена
не должна изменять значение всего выражения
в целом: истинное предложение должно
остаться истинным, ложное — ложным; единичное
имя в результате замены должно обозначать
тот же предмет, общее — оставаться представителем
того же класса и т. д.
Заключение
Проблема определения знака, его значения и процессов, происходящих в знаковых системах волновала лингвистов с давних времен. Почти все, что нас окружает - это знаки. Наука, занимающаяся знаками и знаковыми системами называется семиотикой, она позволяет обнаружить знаковый характер различных ситуаций в человеческом обществе. Особая роль принадлежит знакам в языке, так как язык - это комплекс, система знаков.
Знак имеет три основных свойства: 1) материальная оболочка, 2) обозначаемый объект, 3) правила интерпретации, устанавливаемые человеком.
Учеными предлагается множество классификаций знаков, одна из них - это деление знаков на конвенциональные, образные и натуральные.
В заключении также следует заметить, что оперируя знаками языка (словами и словосочетаниями), необходимо прежде всего отдавать себе отчет в том, каково именно предметное значение знака, какой объект — предмет, свойство, отношение и т. д. — им обозначается. Невыполнение этого требования при изучении той или иной науки приводит к такому известному явлению как «зубрежка». Она выражается именно в том, что человек, усваивая, по видимости, какие-то истины науки, не соотносит содержащиеся в их формулировках слова и словосочетания с чем-то внеязыковым, к чему — согласно принципу предметности — соответствующие утверждения науки должны относиться. Предложения, которые человек при этом усваивает, лишены для него смысла.
Таким
образом, знаковая система - это сложный
комплекс знаков, взаимодействующих
внутри системы и со знаками других
систем.
Список использованных источников
Информация о работе Понятие, виды и основные характеристики знаков