Предмет и задачи логики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 20:46, контрольная работа

Описание

Мышление – активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, умозаключениях, научных теориях, гипотезах и т.п., имеющий опосредованный, обобщенный характер, связанный с решением нетривиальных задач. Способность к решению нетривиальных задач означает, что мышление, как и процесс трудовой деятельности, лежащий в основе формирования мыслительной деятельности, является целеустремленным, активным, связанным с открытием нового, с принятием соответствующих решений, с подчинением ближайшей цели конечному результату, с изобретением и применением различных мыслительных средств для достижения этого результата.

Содержание

1. Мышление как предмет изучения логики
2. Понятие о логической форме и логическом законе
3. Логика формальная и логика диалектическая
4. Основные этапы развития формальной логики
5. Теоретическое и практическое значение логики
6. Список литературы

Работа состоит из  1 файл

моя контрольная по логике.docx

— 43.64 Кб (Скачать документ)

    Логика  – это наука, исследующая механизм интеллектуальной деятельности человека и имеющая целью получение  истинного знания об окружающем мире. Следовательно, она должна оперировать понятиями «истинность мышления» и «правильность рассуждения».

    «Правильное мышление» основано на логике. Именно логика, умело подобранная в соответствии с предметом рассмотрения, делает мысли адекватными реальности.

    Обычно  истинность мышления определяют как  соответствие знания объекту. Истина –  это адекватная информация об объекте, получаемая посредством его чувственного или интеллектуального постижения либо сообщения о нем и характеризуемая  с точки зрения ее достоверности. Таким образом, истина существует как  субъективная реальность в ее информационном и ценностном аспектах.

    Истина  не существует вне человеческого  познания, и в этом смысле она  зависит от субъекта познания. Однако соответствие и несоответствие результатов  познавательного процесса сторонам и свойствам материального мира определяется объективной реальностью.

    Таким образом, истинность определяется как  адекватное отражение объекта познающим  субъектом, воспроизводящей реальность такой, какая она есть сама по себе, вне и независимо от сознания. Истина есть адекватное отражение реальности в динамике ее развития.

    Согласно  основному принципу логики, правильность рассуждения (вывода) определяется только его логической формой, или структурой, и не зависит от конкретного содержания входящих в него утверждений.

    Правильное  рассуждение можно определить как  такое, которое при истинности посылок  гарантирует истинность заключения. Однако не любые истинные посылки  и истинное заключение образуют правильное рассуждение. Вопрос о том, является ли некоторое умозаключение правильным или неправильным, нельзя смешивать  с вопросом: какими – истинными  или ложными – являются его  посылки и заключение. Истинность посылок является необходимым, но недостаточным  условием истинности заключения рассуждения. Дать оценку рассуждению, зная значение его посылок и заключения, можно  лишь в случае, когда каждая из посылок  истинна, а заключение ложно, т.е. если подобрать контрпример. В случае нахождения контрпримера рассуждение является заведомо неправильным, так как оно не сохраняет основное свойство логических систем – «свойство» сохранения истинности посылок при выведении заключения. Для того чтобы рассуждение было правильным, т.е. истинность его посылок с необходимостью гарантировала бы истинность заключения, рассуждение должно иметь правильную структуру, или логическую форму. Именно логическая форма является основанием для перехода от посылок к заключению в дедуктивных рассуждениях (для других типов рассуждений основания будут другие). Теперь можно более точно сформулировать критерий правильности дедуктивных рассуждений: умозаключение является правильным, если и только если его логическая форма гарантирует, что при истинности посылок мы обязательно (всегда, каждый раз) получим истинное заключение, т.е. не существует умозаключения данной логической формы с истинными посылками и ложным заключением. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       4. Основные этапы развития формальной логики 

    Формальная  логика в своем развитии прошла два  основных этапа.

    Первый  этап - это связь с работами Аристотеля, в которых дано систематическое изложение логики. Основным содержанием логики Аристотеля является теория дедукции, также содержаться элементы математической логики. Аристотель сформулировал основные законы мышления: тождества, противоречия и исключенного третьего, описал важнейшие логические операции, разработал теорию понятия и суждения, обстоятельно исследовал дедуктивное умозаключение. Учение о силлогизме составило основу одного из направлений современной математической логики - логике предикатов. Дополнением к этому учению была логика античных стоиков (Зенон, Хрисипп и других). Логика стоиков - основа другого направления математической логики - логики высказываний. Следующими, кто развил учение Аристотеля, следует назвать Галена; Порфирия, который разработал схему отображающую отношения между понятиями; Боэция, сочинения которого были логическими пособиями. Логика развивалась и в средние века, однако схоластика исказила учение Аристотеля, приспособив его для обоснования религиозной догматики. Значительны успехи логической науки в Новое время. Важнейшим этапом в ее развитии явилась теория индукции, разработанная Ф. Беконом. Он подверг критике дедуктивную логику, которая не может служить методом научных открытий. Методом должна быть индукция. Разработка индуктивного метода - огромная заслуга Бекона. Методы дедукции и индукции не исключают друг друга, а дополняют. Дж.С.Милль систематизировал методы научной индукции. Дедуктивная логика Аристотеля и индуктивная логика Бекона - Милля составили основу общеобразовательной дисциплины и составляют основу логического образования в настоящее время.

    Второй  этап - это появление математической логики. Философ Г.В. Лейбниц считается основоположником. Он пытался построить универсальный язык, с помощью которого споры между людьми можно было разрешить посредством вычисления. Математическая логика изучает логические связи и отношения, лежащие в основе дедуктивного вывода. Для выявления структуры вывода строят различные математические исчисления. 

    5. Теоретическое и  практическое значение  логики 

    Логической  культурой мышления овладевают в  ходе общения, учебы в школе и  вузе, в процессе чтения литературы. Встречаясь неоднократно с теми или  иными способами рассуждения, мы постепенно начинаем усваивать, какие  из них правильные, а какие —  нет. Затем начинаем сами рассуждать в соответствии с правильными  способами рассуждения. Наша культура мышления повышается. Однако такой  стихийный путь формирования логической культуры не является лучшим. Люди, не изучавшие логику, как правило, не владеют теми или иными логическими  приемами. Кроме того, у таких  людей разная логическая культура, что не способствует взаимопониманию. Это подтверждают исследования, в  ходе которых студентам до начала изучения логики давалось задание проанализировать ряд рассуждений. Требовалось ответить, какие рассуждения студент считает  правильными, какие — неправильными, а о каких не имеет определенного  мнения. Кроме того, предлагалось сообщить, какими способами, соответствующими данным правильным рассуждениям, он владеет  активно, т. е. сам так рассуждает, а какими активно не владеет. Ответы разных студентов относительно одних  и тех же рассуждений оказывались  разными. После изучения логики логическая культура и повышалась, и выравнивалась .

    Часто при изучении логики возникает вопрос, а имеет ли эта наука практическое значение. Вокруг этого вопроса существует много дискуссий и мнений. Одни считают логику непрактической наукой, ссылаясь на слова Г. Гегеля, что  логика «учит» мыслить, так же как  физиология «учит» переваривать. Другие не согласны с этим мнением, утверждая, что практическое значение логики существенно. Данные факты обусловливают чрезвычайную сложность задачи определения практического  значения логики.

    Прежде  всего необходимо согласиться с теми, кто считают, что логика действительно играет значительную роль не только в мышлении, но и в жизни человечества. Во—первых, логика повышает культуру нашего мышления, вырабатывает навык грамотно мыслить, развивает критическое отношение к своим и чужим мыслям. Во—вторых, логика выполняет ряд значимых социальных функций. Поэтому мнение тех, кто отрицает практическое значение логики, имеет серьезные противоречия с реальностью.

    В первую очередь необходимо определить функции, которые выполняет  логика в обществе. Их можно выделить четыре.

    Познавательная  функция. Логика позволяет определить верный путь для достижения истинных знаний, а также выявить последствия, к которым приводит неправильный ход рассуждения.

    Мировоззренческая функция. Логика влияет на формирование человеческого мышления, которое, в свою очередь, определяет жизненную позицию человека.

    Методологическая  функция. Следует отметить, что законы логики играют важную роль в разработке методологий различных наук. В то же время логическая теория также является методом познания.

    Идеологическая  функция. Логика часто используется в идеологических целях в силу своих внутренних антагонизмов и противоречий (например, между материализмом и идеализмом, диалектикой и метафизикой).

    Также важна логика и в формирования культуры человека, культуры его мышления. Неоспоримо, что логика имеет большое  значение для развития способности  эффективно использовать средства познания. Логика помогает человеку ориентироваться  в своих знаниях, систематизируя их и выбирая из информационной среды  необходимые материалы. Кроме того, эта наука предоставляет определенное знание об устоявшихся правилах тех  или иных мыслительных процедур.

    Изучение  логики способствует повышению интеллектуального  потенциала человека, более эффективному использованию способностей, данных человеку от природы. Логика учит человека правильному мышлению, т. е. сознательному  применению законов и норм мышления. Логическое мышление важно для любого человека, в любой области знания, при любом размышлении.

    Особенно  полезно знать логику педагогическим работникам, поскольку эффективность  учебного процесса во многом определяется четкостью понятий, которые должны усвоить учащиеся, правильной формулировкой  проблем, разрешить которые предполагается в процессе обучения, аргументированностью утверждений преподавателя. Многие выдающиеся педагоги придавали логической подготовке учителя такое же значение, как и его специальной («предметной») подготовке. Такого мнения придерживались К. Д. Ушинский и В. А. Сухомлинский. Первый из них отводил логике роль пропедевтики всех наук, а второй ставил перед учителем задачу формирования логической культуры школьника в процессе обучения. В. А. Сухомлинский писал: «Я стремился к тому... чтобы законы мышления дети осознавали как стройное сооружение, архитектура которого подсказана еще более стройным сооружением — природой» .

    Знание  логики является неотъемлемой частью юридического образования. Это обусловлено  спецификой работы юриста (будь то прокурор, судья, следователь, адвокат, юридический  консультант, ученый-правовед и т. д.), которая заключается в постоянном применении особых логических приемов  и методов (определений и классификаций, аргументаций и опровержений и т. д.).

    Изучение логики — наиболее продуктивный способ формирования и повышения логической культуры мышления. Логика систематизирует правильные способы рассуждения, а также типичные ошибки в рассуждениях. Она предоставляет логические средства для точного выражения мыслей, без чего оказывается малоэффективной любая мыслительная деятельность, начиная с обучения и кончая научно-исследовательской работой.

    Не  зная логики, человек может чувствовать, что или он сам, или кто-то другой рассуждает неправильно. Но в чем  ошибка? Как найти ошибку в обосновании  какого-либо положения? Более того, как доказать, что противоположная  сторона ошибается? Ведь простое  утверждение: «Вы ошибаетесь» —  никого не убедит. Нужно указать, в  чем человек ошибается. Если, например, выдвинув какое-либо положение, доказывают другое, сходное с первым, а затем  утверждают, что доказано первое, то нужно вскрыть в этом доказательстве ошибку, сославшись на соответствующие  правила и законы логики .

    Изучение  логики не только помогает убеждать людей  в ошибочности их рассуждений, но и ускоряет нахождение ошибок в рассуждениях. Изучив типичные ошибки и приобретя  навыки их обнаружения, их замечают мгновенно, почти автоматически.

    Познавая  окружающую действительность, человек  приобретает новые знания. Некоторые  из них - при помощи органов чувств; другие же - путем выведения новых  знаний из знаний уже имеющихся. Логической формой получения знаний является умозаключение.

    Умозаключения, основанные на логических связях межу суждениями, играют важнейшую роль в правильном логическом мышлении, без них невозможно построить  правильное мышление.

    Являясь теоретической наукой, логика объясняет, почему тот или иной способ рассуждения  является правильным или неправильным. Это дает возможность анализировать  способы рассуждения, с которыми ранее человек даже не встречался.

    Выдающийся  ученый средневековья Аль-Фараби во «Вводном трактате в логику» пишет о задачах этой науки следующее: «Нашей целью является рассмотрение искусства логики, искусства, которое содержит к себе вещи, ведущие разум к правильному мышлению всякий раз, когда существует возможность ошибки, и которое указывает на все предосторожности против заблуждения всякий раз, когда делается какой-либо вывод при помощи разума. Его положение по отношению к разуму подобно положению искусства грамматики по отношению к языку, и так же, как грамматика, исправляет язык людей, для нужд которого она создана, наука логики исправляет разум, с тем чтобы мышление протекало правильно всякий раз, когда существует возможность ошибки».

Информация о работе Предмет и задачи логики