Развитие связной речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 20:28, реферат

Описание

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка (Т.В. Ахутина, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин и др.).

Работа состоит из  1 файл

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей.doc

— 86.00 Кб (Скачать документ)

   На  занятии по составлению рассказов  по серии сюжетных картинок "Девочка и ёж" дети соревновались в подборе слов на тему "Лес". В противоположной стороне группы стояли две корзинки для каждой из команд. На каждое слово участники опускали жетоны в них. В данном случае соревновательный мотив стимулировал детей справиться с заданием на "отлично". Им было важно вспомнить как можно больше слов и вывести свою команду вперёд. По окончании соревнования подсчитывались жетоны, и выяснялось, какая команда вспомнила больше слов на заданную тему.

   Таким образом, создавая по ходу занятий мотивацию  деятельности, можно добиться, во-первых, создания интереса к речевой деятельности, а во-вторых, качества выполнения заданий по поставленным целям обучения.

   По  ходу выполнения основной части занятия  считаю необходимым сосредотачивать  внимание детей на словарной работе, обогащении словаря, формировании грамматически  правильной речи.

   Всем  известно, что дети достаточно трудно осваивают умения по данным видам рассказывания. Как правило, большие затруднения у них вызывает подбор точных эпитетов, слов, передающих эмоциональное состояние, поведение героев, отражающих внешний вид, повадки, а также построение предложений разных видов. Наблюдения за детьми в процессе занятий показали, что если детям предложить составить рассказ без предварительной работы на данном занятии по обогащению и развитию словаря, а также упражнении в употреблении разных типов предложений, то у детей при выполнении заданий по составлению рассказов чаще встречаются ошибки: предложения короткие и однотипные; дети употребляют одни и те же слова, повторяя их друг за другом. В итоге рассказы получаются сухими и неинтересными.

   Бесспорно, что работу по обогащению и развитию словаря, формированию грамматического строя речи нужно вести и в повседневной жизни, но я думаю, что на занятии эти задачи решаются эффективней, т. к. само построение занятия, его структура, организация дисциплинируют детей, создают рабочую атмосферу, и им легче усвоить эталоны, образцы, нормы речи.

   Поэтому на каждом занятии я провожу игры, предлагаю задания на освоение данных разделов развития речи.

   Я заметила, что игры и задания, подобранные  в соответствии с тематикой занятия  повышают результативность. Такие игры можно назвать "тренировочными" упражнениями.

   Например, при составлении рассказа по картине "Верблюды" при рассматривании картины я использовала упражнение "Я начинаю - вы продолжаете". В данном упражнении дети упражнялись в подборе слов-антонимов, а также в составлении сложносочинённых предложений, а затем употребляли подобные образцы в составлении собственных рассказов.

   На  этом же занятии дети играли в игру "Волшебная цепочка". Её смысл заключается в том, что я должна была сказать несколько коротких предложений. Например, "На картине изображена верблюдица". Кто-то из детей (по моему выбору) должен был дополнить моё предложение ещё одним словом. Следующий ребёнок к этому удлинённому предложению добавлял ещё одно слово, и, таким образом удлинял предложение ещё на одно слово. Получалась следующая цепочка: "На картине изображена большая горбатая длинноногая мощная верблюдица".

   При рассматривании всех картин детям предлагалось задание подобрать к словам, обозначающих предмет, его действие или признак, слова, близкие по значению. Например, к слову "большая" при рассматривании медведицы на картине "Купание медвежат" дети смогли подобрать слова: огромная, здоровенная, мощная, большущая. Когда рассматривали реку, которую изобразил художник, дети к слову "стремительная" подобрали слова: неспокойная, несущаяся, быстрая.

   При составлении рассказа по картине "Кошка с котятами" дети упражнялись в подбое слов-действий к слову "кошка". Они вспомнили следующие слова, обозначающие действия кошки: мяукает, облизывается, играет, лакает, выгибает спину, шипит, лазает по деревьям, царапается, ловит мышей, охотится, прыгает, бегает, спит, лежит, дремлет, прячет нос, тихо ходит, виляет хвостом, шевелит ушами и усами, нюхает.

   Я уверена, что, если бы я не проводила  работу по данным разделам развития речи таким образом, то результаты были бы не такими успешными.

   Для того, чтобы на каждом занятии по придумыванию рассказов избежать шаблонов, я предлагала разные варианты выполнения задания, рекомендованные методикой. Это и составление рассказов  по предложенному плану, и составление  коллективных рассказов по "цепочке", и индивидуальное рассказывание, и в творческих подгруппах, и продолжение рассказа по предложенному началу и др. Таким образом, дети учились составлять рассказы в разных вариантах, получили немалый положительный опыт, который, я надеюсь, помог им формировании речевых умений и навыков.

   В процессе выполнения задания по придумыванию рассказов детям выдвигалось  требование строить своё произведение в соответствии с правилами сюжетного  повествования: обрисовка действующих  лиц, времени и места действия; причина события, развитие событий, кульминация; окончание событий. Сочинения детей стали более стройными, развёрнутыми, законченными.

   В процессе занятий я использовала ещё один приём, который стимулировал речевую деятельность детей. Перед тем, как дети должны были составлять рассказы, я делала им установку - использовать в рассказах слова и выражения, которые они употребляли в ходе "тренировочных" упражнений. Данный приём позволяет детям подойти к выполнению задания более осознанно, стимулирует память, улучшает качество рассказов.

   В заключительную часть занятия я  включаю развивающие игры на развитие внимания, памяти, восприятия, быстроту реакции, слухового внимания. Это  такие игры, как "Тихое эхо", "Умное эхо", "Какая команда  больше нарисует кошек", "Чья команда быстрее соберёт такую же картинку", "Тренировка памяти" и др.

   Вышеназванные игры и упражнения очень нравятся детям, вызывают у них чувство  здорового соперничества, соревнования, а также способствуют повышения  интереса к занятиям по развитию связной речи.

   У детей отмечается сознательное отношение  к рассматриванию картин, что отражается в речи: дети с помощью языковых средств стараются подробно рассказать о событиях, изображённых на картинах или картинках, увереннее подбирают и используют слова, характеризующие настроения, внутренние переживания, эмоциональные состояния героев.

   У детей практически отсутствуют  логические ошибки при самостоятельном  повествовании по серии сюжетных картинок. Подавляющее большинство  воспитанников справляются с заданием придумать рассказ о событиях, которые логически связаны между собой, предварительно разложив картинки в нужной последовательности. При этом употребляют в речи разные типы предложений в соответствии с содержанием своего высказывания.

   Дети  стали чувствительнее к многообразию слов, стали стараться подбирать  наиболее точные слова или словосочетания для выражения своих мыслей.

   В процессе работы по обучению детей  составлять рассказы по картине и  сюжетным картинкам удалось решить воспитательные задачи: почти все дети научились выслушивать рассказы сверстников, помогать им в случае затруднений, замечать речевые и логические ошибки и доброжелательно исправлять их. Приобретённые навыки по соблюдению установленных правил дети используют и в повседневной жизни - в общении между собой, при взаимодействии друг с другом в разных видах детской деятельности.

Игротека  в кругу семьи.

   Уважаемые родители! Вам предлагаются игры, которые помогут Вашему Ребёнку подружиться со словом, научат рассказывать, отыскивать интересные слова, а в итоге сделать речь Вашего Ребёнка богаче и разнообразнее.

   Эти игры могут быть интересны и полезны всем членам семьи. В них можно играть в выходные дни, праздники, в будние дни вечерами, когда взрослые и дети собираются вместе после очередного рабочего дня.

   Во время игры со словом учитывайте настроение Ребёнка, его возможности и способности.

   Играйте с Ребёнком на равных, поощряйте его ответы, радуйтесь успехам и маленьким победам!

   "Только весёлые слова".

   Играть  лучше в кругу. Кто-то из играющих определяет тему. Нужно называть по очереди,

   допустим, только весёлые слова. Первый игрок  произносит: "Клоун". Второй: "Радость". Третий: "Смех" и т. д. Игра движется по кругу до тех пор, пока слова  не иссякнут.

   Можно сменить тему и называть только зелёные слова (например, огурец, ёлка, карандаш и т. д.), только круглые (например, часы, Колобок, колесо и т. д.).

   "Автобиография".

   Вначале кто-то из Взрослых берёт на себя ведущую  роль и представляет себя предметом, вещью или явлением и от его имени ведёт рассказ. Остальные игроки должны его внимательно выслушать и путём наводящих вопросов выяснить, о ком или о чём идёт речь. Тот из игроков, который это угадает, попробует взять на себя роль Ведущего и перевоплотиться в какой-либо предмет или явление.

   Например, "Я есть в доме у каждого  человека. Хрупкая, прозрачная, неизящная. От небрежного обращения погибаю  и становится темно не только в  душе:". (Лампочка).

   Или: "Могу быть толстым и худым; красивым и не очень. Со мной можно играть, но аккуратно. Когда я однажды похудел по вине Пятачка, Ослик Иа всё равно мне обрадовался:" (Пятачок).

   "Волшебная цепочка".

   Игра  проводится в кругу. Кто-то из взрослых называет какое-либо слово, допустим, "мёд", и спрашивает у игрока, стоящего рядом, что он представляет себе, когда слышит это слово?

   Дальше  кто-то из членов семьи отвечает, например, "пчелу". Следующий игрок, услышав  слово "пчела", должен назвать  новое слово, которое по смыслу подходит предыдущему, например, "боль" и  т. д. Что может получиться?

   Мёд - пчела - боль - красный крест - флаг - страна - Россия - Москва - красная площадь  и т. д.

   "Слова мячики".

   Ребёнок и взрослый играют в паре. Взрослый бросает ребёнку мяч и одновременно произносит слово, допустим, "Тихий". Ребёнок должен вернуть мяч и произнести слово с противоположным значением "Громкий". Затем игроки меняются ролями. Теперь уже Ребёнок первым произносит слово, а взрослый подбирает к нему слово с противоположным значением.

   "Антонимы в сказках и фильмах".

   Взрослый  предлагает детям поиграть со Сказкой, объясняя, что он будет произносить название - антоним, а дети должны будут угадать истинное название - антоним, а Ребёнок должен будет угадать истинное название Сказки.

   Примеры заданий:

   "Зелёный  платочек" - ("Красная шапочка");

   "Мышь в лаптях" - ("Кот в сапогах");

   "Рассказ  о простой курочке" - ("Сказка  о золотой рыбке");

   "Знайка  в Лунной деревне" - ("Незнайка  в Солнечном городе");

   "Бэби - короткий носок" - "Пэппи - длинный  чулок");

   "Рассказ  о живой крестьянке и одном  слабаке" - ("Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях");

   "Один  из Молоково" - "Трое из Простоквашино");

   "Крестьянка  под тыквой" - ("Принцесса на  горошине");

   "Деревянный  замочек" - ("Золотой ключик");

   "Если вдруг:"

   Ребёнку предлагается какая-либо необычная  ситуация, из которой он должен найти выход, высказать свою точку зрения.

   Например, Если вдруг на Земле исчезнут:

  • Все пуговицы;
  • Все ножницы;
  • Все спички;
  • Все учебники или книги и т. д.

   Что произойдёт?

   Чем это можно заменить?

   Ребёнок может ответить: "Если вдруг на Земле исчезнут все пуговицы, ничего страшного не произойдёт, потому что их можно заменить: верёвочками, липучками, крючочками, кнопочками, ремнём, поясом и т. д."

Информация о работе Развитие связной речи