Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 12:41, контрольная работа
Аргументация - это логический процесс или форма мыслительной деятельности, направленная на обоснование истинности или ложности некоторого высказывания или теории.
Структура и способы аргументации 3
Критика 4
Правила и ошибки в аргументации 7
Гипотеза, ее роль в мышлении и познании 9
Виды гипотезы. Версия 10
Построение гипотезы 12
Проверка гипотезы 15
Способы доказательства гипотезы 17
Судебно-следственная версия 18
Характерные черты теории 20
Список источников и литературы 22
Вероятностный подход к вопросу о подтверждении гипотезы путем подтверждения вытекающих из нее следствий имеет важное эвристическое значение для судебно-следственной практики, поскольку показывает принципиальную тенденцию повышения вероятностного значения гипотез. Вместе с тем, сколь бы вероятной ни была судебная, следственная или оперативная версия, она не может служить основой для принятия правосудного решения по обвинению конкретных лиц в совершении тех или других преступлений.
Правосудное решение суда всегда должно быть основано на достоверном знании обстоятельств рассматриваемого дела. Это значит, что каждая гипотеза в судебном исследовании должна быть доказана и тем самым должна превратиться в несомненное знание, содержащее объективную истину.
Способы доказательства гипотезы.
В науке и практике в зависимости oт области исследования пользуются различными способами доказательства гипотез. Основными среди них являются три способа: дедуктивное обоснование выраженного в гипотезе предположения; логическое доказательство гипотезы; непосредственное обнаружение предположенных в гипотезе предметов.
Применительно к судебному исследованию рассмотрим два основных способа превращения версий в достоверное знание: непосредственное обнаружение искомых предметов и логическое доказывание версий путем подтверждения следствий.
Непосредственное обнаружение искомых предметов. Частные гипотезы в науке и версии в судебном исследовании нередко ставят своей задачей выявление факта существования в определенное время и в определенном месте конкретных предметов и явлений либо отвечают на вопрос о свойствах и качествах таких предметов. Наиболее убедительным способом превращения такого предположения в достоверное знание является непосредственное обнаружение в предположенное время или в предположенном месте искомых предметов либо непосредственное восприятие предположенных свойств.
Логическое доказывание версий. Версии, объясняющие существенные обстоятельства расследуемых дел, превращаются в достоверное знание путем логического обоснования. Оно протекает опосредованным путем, ибо познаются события, имевшие место в прошлом, или явления, существующие и в настоящее время, но недоступные непосредственному восприятию.
Логическое доказывание гипотезы в зависимости от способа обоснования может протекать в форме косвенного или прямого доказывания.
Косвенное доказывание протекает путем опровержения и исключения всех ложных версии, на основании чего утверждают достоверность единственного оставшегося предположения.
Заключение в этом выводе может расцениваться как достоверное, если, во-первых, построен исчерпывающий ряд версий, объясняющих исследуемое событие, и, во-вторых, в процессе проверки версий опровергнуты все ложные предположения. Версия, указывающая па оставшуюся причину, в этом случае будет единственной, а выраженное в ней знание будет выступать уже не как проблематичное, а как достоверное.
При явной недостаточности исходного материала вначале расследования трудно бывает точно и определенно перечислить все реально возможные причины, которые объясняли бы происхождение фактических данных. Поэтому наряду с версиями, содержащими точные и четкие указания на те или другие возможные причины, приходится выдвигать и малоопределенные предположения.
Прямое доказывание гипотезы протекает путем выведения из предположения разнообразных, но вытекающих только из данной гипотезы следствий и подтверждения их вновь обнаруженными фактами.
Судебно-следственная версия.
В судебном исследовании, где строятся версии о единичных событиях, их
вероятность не может выражаться числом, а принимает обычно значения: “весьма вероятно”, “более вероятно”, “равновероятно”, “маловероятно” и т.п.
Принципы объективности исследования. Важным условием построения
плодотворной гипотезы в процессе реализации конкретной научно-исследовательской программы либо плодотворной версии в судебно-следственной работе является соблюдение принципа объективности исследования. Применительно к построению гипотезы этот принцип истолковывается в двух планах: психологическом и логико-методологическом.
В психологическом плане объективность означает отсутствие
предвзятости, когда исследователь руководствуется интересами установления истины, а не своими субъективными склонностями, предпочтениями и желаниями.
Плохо, когда гипотезу или версию отстаивают потому, что она “своя”, а не потому, что она наиболее правдоподобна или вероятна. Рациональный, объективный подход подменяют в этом случае субъективно-психологическим.
В логико-методологическом
всесторонность исследования с целью установления истины.
Во-первых, при выдвижении гипотезы или версии должен учитываться весь исходный эмпирический материал. Она должна дать рациональное объяснение всем собранным фактам, не допуская никаких исключений.
Во-вторых, всесторонность требует построения всех возможных в конкретных условиях версий. Это требование диктуется применением известного в науке метода “множественных гипотез”.
Условия состоятельности гипотезы. Гипотеза в науке, как и версия в
судебном исследовании, считается состоятельной, если удовлетворяет следующим логико-методологическим требованиям:
1. Гипотеза должна быть непротиворечивой. Это означает, что
предположение Н не должно
противоречить исходному
также не должно содержать внутренних противоречий.
2. Гипотеза должна быть принципиально проверяемой, а если говорить о
судебной версии, она должна допускать проверку фактами. Принципиальная
непроверяемость гипотезы обрекает ее на вечную проблематичность и делает
невозможным превращение в достоверное знание.
3. Гипотеза считается состоятельной, если она эмпирически и теоретически
обоснована. Вероятность гипотезы зависит от степени ее обоснованности и
определяется с помощью количественных или качественных оценочных стандартов.
Познавательная, или эвристическая ценность гипотезы определяется ее
информативностью, которая выражается в предсказательной и объяснительной силе гипотезы – в ее способности предсказать, - где и как отыскать новые, еще не известные факты и дать им рациональное объяснение.
Характерные черты теории.
Теория- наиболее развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях изучаемой области действительности. Примерами теории являются классическая механика И. Ньютона, корпускулярная и волновая теории света, теория биологической эволюции Ч. Дарвина, электромагнитная теория Дж.К. Максвелла, специальная теория относительности, хромосомная теория наследственности и т.п.
В современной
методологии научного познания
принято выделять следующие
1. Исходные основания теории- фундаментальные понятия, принципы, законы, уравнения.
2. Идеализированный объект
теории- абстрактная модель
3. Логика теории- множество
допустимых в данной теории
правил вывода и способов
4. Совокупность законов и утверждений, логически выведенных из основоположений теории.
К основным функциям теории относят описание, объяснение и предсказание. Теория дает описание некоторой области явлений, определенных объектов, какие-либо аспекты действительности. В силу этого научная теория может оказаться истинной или ложной, т.е. описывать реальность адекватно или искаженно. Теория должна объяснять известные факты, указывая на те существенные связи, которые лежат в их основе. Наконец, теория предсказывает новые, еще не известные факты: явления, эффекты, свойства предметов и т.п. Обнаружение предсказанных теорией фактов служит подтверждением ее плодотворности и истинности. Расхождение между теорией и фактами или обнаружение внутренних противоречий в теории дает импульс к ее изменению - к уточнению ее идеализированного объекта, к пересмотру, уточнению, изменению ее отдельных положений, вспомогательных гипотез и т.п. В отдельных случаях эти расхождения приводят ученых к отказу от теории и к замене ее новой теорией.
Список использованной литературы.
Учебная литература: