Умозаключение как форма мышления

Автор работы: Алена Кафанова, 19 Августа 2010 в 10:48, реферат

Описание

В данной работе мы будем рассматривать одну из форм логического мышления, получения выводных знаний - умозаключение. В логике исследуются умозаключения, осуществляемые на основе или с использованием особенностей логических форм посылок и заключений. Умозаключение содержит в своем составе суждения (а, следовательно, и понятия), но не сводится к ним, а предполагает еще их определенную связь. Благодаря этому и образуется особая форма с ее специфическими функциями.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Общая характеристика умозаключения 4
- Происхождение и сущность умозаключения 4
- Роль умозаключений и их структура 6
- Умозаключение и связь в предложении 10
Глава 2. Виды умозаключений 12
Глава 3. Непосредственные умозаключения 14
Заключение 21
Список литературы 22

Работа состоит из  1 файл

готовый реферат по логике.doc

— 129.50 Кб (Скачать документ)

Министерство  сельского хозяйства РФ

ФГОУ  ВПО «НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

 АГРАРНЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ  ЗАОЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ  КВАЛИФИКАЦИИ 

Кафедра Философии 
 
 
 

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Логика» 

на тему:

« Умозаключение как  форма мышления» 
 

Выполнила: Недобуга А.И

1 курс 

Шифр  У 08050у

                                                                                         Проверил:       
 
 

Новосибирск 2008 

      Оглавление

Введение                                                                                                3

Глава 1. Общая характеристика умозаключения                              4

       -  Происхождение и сущность умозаключения                     4

       -  Роль умозаключений и их  структура                                   6

      -  Умозаключение и связь в предложении                             10

Глава 2. Виды умозаключений                                                           12

Глава 3. Непосредственные умозаключения                                    14

Заключение                                                                                           21

Список литературы                                                                              22 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     В данной работе мы будем рассматривать  одну из форм логического мышления, получения выводных знаний - умозаключение. В логике исследуются умозаключения, осуществляемые на основе или с использованием особенностей логических форм посылок и заключений.  Умозаключение содержит в своем составе суждения (а, следовательно, и понятия), но не сводится к ним, а предполагает еще их определенную связь. Благодаря этому и образуется особая форма с ее специфическими функциями.

     Формально-логический анализ этой формы означает ответ  на следующие основные вопросы: в  чем сущность умозаключений и какова их роль и структура, что представляют собой их основные типы, в каких взаимоотношениях между собой они находятся, и какие логические операции с ними возможны.

     Значение  подобного анализа определяется тем, что именно в умозаключениях (и основанных на них доказательствах) сокрыта "тайна" принудительной силы речей, которая поражала людей еще в древности и с постижения которой началась логика как наука. Именно умозаключения обеспечивают то, что мы называем в настоящее время силой логики. Вот почему нередко логику именуют наукой о выводном знании. И в этом есть значительная доля истины. Ведь анализ понятий и суждений, хотя и важен сам по себе, но в полной мере раскрывает все свое значение лишь в связи с их логическими функциями по отношению к умозаключениям (а значит, и доказательствам). 
 
 
 

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ

     Происхождение и сущность умозаключения

     Чтобы уяснить происхождение и сущность умозаключения, необходимо сопоставить  два рода знаний, которыми мы располагаем и пользуемся в процессе своей жизнедеятельности, - непосредственные и опосредственные.

     Непосредственные  знания - это те, которые получены нами   с помощью органов чувств: зрения, слуха, обоняния и т.д. Таковы, например знания  выраженные суждениями типа "трава зеленная", "снег бел", "небо голубое", "цветок пахнет", "птицы поют". Они составляют значительную часть всех наших знаний  в процессе отражения объективного мира сознанием человека и служат их базой.

     Однако  далеко не обо всем на свете мы можем  судить непосредственно. Например, никто  никогда не наблюдал, что в районе Москвы некогда бушевало море. А знание об этом есть. Оно получено из других знаний.  Дело в том, что в Подмосковье обнаружены большие залежи белого камня. Он образовался из скелетов бесчисленных мелких морских организмов, которые могли накапливаться лишь на дне моря. Так был сделан вывод о том, что примерно 250-300 млн. лет назад  Русскую равнину, на которой расположена и Московская область, заливало море. Подобные знания, которые получены не прямо, непосредственно, а опосредственно, т.е. путем выведения из других знаний, называются опосредственными (или выводными). Логической формой их приобретения и служит умозаключение.  В самом общем виде  под ним разумеется форма мышления, посредством которой из известного знания выводится новое знание.1

     Существование такой формы в нашем мышлении, как и понятия и суждения, обусловлено  самой объективной действительностью. Если в основе понятия лежит предметный характер действительности, а в основе суждения - связь (отношение) предметов, то объективную основу умозаключения составляет более сложная взаимная связь предметов, их взаимные отношения. Так если один класс предметов (А) входит целиком в другой (В), но не исчерпывает его объема, то означает необходимую обратную связь: более широкий класс предметов (В) включает в себя менее широкий (А) как свою часть, но не сводится к нему. Это видно из схемы:

     

В

     

     

А

 
     

     А

     

     В

 
 
 
 
 

      Например: "Все  ученые - умные люди", это означает: "Некоторые умные люди-ученые". Или более сложный случай взаимосвязи предметов мысли: если один класс предметов (А) входит в другой (В), а этот, в свою очередь, входит в третий (С), то отсюда следует, что первый (А) входит в третий (С). На схеме:

     

     

     В

     

     С

     

В

     

С

        

     

     А

     

А

 

              
 

     Пример: "М.Ломоносов - ученый, а все ученые умные люди, то М.Ломоносов - умный человек".

     Такова  объективная возможность умозаключений: - это структурный слепок с самой  действительности, но в идеальной  форме, в форме структуры мысли. А их объективная необходимость, как и понятий и суждений, тоже связана со всей практикой человечества. Удовлетворение одних потребностей людей и возникновение на этой основе других требует прогресса общественного производства, а он, в свою очередь, немыслим без прогресса знаний. Необходимым связующим звеном в осуществлении этого прогресса и выступают умозаключения как одна из форм перехода от известных знаний к новым.

     Роль  умозаключений и  их структура

     Умозаключения весьма распространенная форма, используемая в научном и повседневном мышлении. Эти определяется их роль в познании и практике людей. Значение умозаключений людей состоит в том, что они не только связывают наши знания в более или менее сложные, относительно законченные комплексы - мыслительные конструкции, но и обогащают, усиливают эти знания.

     Вместе  с понятиями и суждениями умозаключения  преодолевают ограниченность чувственного познания. Они оказываются незаменимыми там, где органы чувств бессильны  в постижении причин и условий  возникновения, какого либо предмета или  явления, его сущности и форм существования, закономерностей развития и т.д. Они участвуют в образовании понятий и суждений, которые нередко выступают как итог умозаключений, чтобы стать средством дальнейшего познания.

     На  каждом шагу  умозаключения производятся в повседневной жизни. Так выгляну в окно утром и, заметив мокрые крыши домов, мы делаем вывод о прошедшем ночью дожде. Наблюдая вечером, багрово-красный закат, мы предполагаем на завтра ветреную погоду.

     Особую  роль играют умозаключения в юридической  практике. В своих знаменитых записках о Шерлоке Холмсе  А. Канон Дойл  дал классический образ сыщика, который в совершенстве владел искусством умозаключений и на их основе распутывал самые сложные и невероятные криминалистические истории. В современной юридической литературе и практике умозаключениям тоже принадлежит огромная роль. Так предварительное следствие с точки зрения логики есть не что иное, как  построение всевозможных умозаключений о предполагаемом преступнике, о механизме образования следов преступления, о мотивах побудивших его к совершению преступления, о последствиях совершенного для общества. Обвинительное заключение есть лишь одна из форм умозаключения вообще.

     Умозаключение - целостное мыслительное образование, оно подобно тому как, например, вода, будучи целостным, качественно определенным агрегатным состоянием вещества, разлагается на химические элементы  - водород и кислород, находящихся в определенном между собой соотношении, так и всякое умозаключение имеет свою структуру. Она обусловлена природой этого мышления и ее ролью в познании и общении. В структуре умозаключения различаются   два основных  более или менее сложных элемента: посылки (одна или несколько) и заключение, между которыми также существует определенная связь.

     Посылки - это исходное и притом уже известное, знание, служащее основанием умозаключения.

     Заключение  - производное, притом новое, полученное из посылок и выступающее их следствием. 

       Вывод - логический переход от посылок к заключению. Это связь между посылками и умозаключением, есть необходимое отношение между ними, делающее возможным переход от одного к другому, - отношение логического следования. Это основной закон всякого умозаключения, позволяющий раскрыть его самый глубокий и сокровенный "секрет" - принудительность вывода. Если мы признали какие-либо посылки, то хотим мы этого или не хотим, но вынуждены признать и заключение - именно из-за определенной связи между ними. Этот закон, в основе которого лежит объективное соотношение самих предметов мысли, проявляется во многих особых правилах, которые специфичны для разных форм умозаключений.

     Мы  уже рассматривали, какую роль играют умозаключения в образовании  понятий и суждений, а теперь рассмотрим какую роль, играют понятия и суждения в умозаключениях. Поскольку понятия  и суждения входят в структуру умозаключений нам важно установить здесь их логические функции. Так, нетрудно понять, что суждения выполняют функции либо посылок, либо заключения. Понятия же, будучи терминами суждения, выполняют здесь функции терминов умозаключения. Если рассматривать понятия диалектически, как процесс перехода с одной ступени знания на другую, более высокую, то не составит труда уяснить относительность деления суждений на посылки и заключение. Одно и тоже суждение, будучи результатом (выводом) одного познавательного акта, становится исходным пунктом (посылкой) другого. Этот процесс можно уподобить строительству дома: один ряд бревен (или кирпичей) положенный на уже имеющееся основание, превращается тем самым в основание для другого, последующего ряда.

     Аналогично обстоит дело и с понятиями - терминами умозаключения: одно и тоже понятие может выступать, то в роли субъекта, то в роли предиката посылки или заключения, то в роли посредствующего звена между ними. Так осуществляется бесконечный процесс познания.

     Подобно всякому суждению, заключение может быть истинным и ложным. Но то и другое определяется здесь непосредственно отношением не к действительности, а прежде всего к посылкам и их связи.

     Заключение  будет истинным при наличии двух необходимых условий: во-первых, должны быть истинными исходные суждения - посылки умозаключения; во-вторых, в процессе рассуждения следует соблюдать правила вывода, которые обуславливают логическую правильность умозаключения.2   
 
 
 

     Например: 

          Все художники тонко чувствуют природу.

     И.Левитан  - художник.

      И.Левитан - тонко  чувствует природу. 

     

     А - И.Левитан

     В - художники

     С - тонко чувствующие люди

     

           
     

     А

     

В

     

С

Информация о работе Умозаключение как форма мышления