Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 14:08, доклад
Каждый человек обладает определенной логической культурой, уровень которой характеризуется той совокупностью логических приемов и способов рассуждения, которые человек понимает, а также совокупностью логических средств, которые он использует в процессе познания и практической деятельности.
Министерство
образования и
науки РФ
Логика
ДОКЛАД
Тема:
«Значение логики»»
Выполнила:
студентка заочного
Проверил:
Забавников А.Е.
Тамбов, 2011 г.
Каждый
человек обладает определенной логической
культурой, уровень которой
Логическая культура приобретается в
ходе общения, учебы в школе и ВУЗе, в процессе
чтения литературы.
Логика систематизирует правильные способы
рассуждения, а также типичные ошибки
в рассуждениях. Она предоставляет логические
средства для точного выражения мыслей,
без которого оказывается малоэффективной
любая мыслительная деятельность, начиная
с обучения и кончая научно-исследовательской
работой.
Знание логики является неотъемлемой
частью юридического образования. Оно
позволяет правильно строить судебно-следственные
версии, составлять четкие планы расследования
преступлений, не допускать ошибок при
составлении официальных документов,
протоколов, обвинительных заключений,
решений и постановлений.
Знаменитые юристы всегда использовали
знание логики. В суде они обычно не ограничивались
простым несогласием, например с доводами
обвинения, если видели в них логическую
ошибку. Они объясняли, какая ошибка допущена,
говорили, что эта ошибка специально рассматривается
в логике и имеет особое название. Такой
довод оказывал воздействие на всех присутствующих,
даже если присутствующие никогда не изучали
логики.
Знание правил и законов логики не является
конечной целью ее изучения. Конечная
цель изучения логики - умение применять
ее правила и законы в процессе мышления.
Истина и логика взаимосвязаны, поэтому
значение логики невозможно переоценить.
Логика помогает доказывать истинные
сужения и опровергать ложные, она учит
мыслить четко, лаконично, правильно. Логика
нужна всем людям, работникам самых различных
профессий.
1. Социальное
назначение и функции логики
Возникая из насущных потребностей общества
и развиваясь вместе с ним, логика, в свою
очередь, оказывает на него обратное, и
притом более или менее значительное,
воздействие. Ее социальное назначение
и роль в обществе определяются прежде
всего ее природой и тем местом, которое
она занимает в общей системе культуры.
Под культурой вообще понимается совокупность
ценностей, накопленных человечеством.
При этом имеются в виду не только результаты
материальной и духовной деятельности
людей, но и средства этой деятельности,
и способы ее осуществления. Логика, как
это очевидно, относится к духовному компоненту
культуры и лишь через него так или иначе
воплощается в тех или иных элементах
материальной культуры. Но какое она занимает
здесь место ? Будучи одной из наиболее
старых и важных наук в истории человечества,
она входит неотъемлемой составной частью
в систему наук, образующих интеллектуальное
ядро духовной культуры, и вместе с ними
выполняет многообразные и ответственные
функции в обществе. В этих социальных
функциях логики проявляется ее сущность
и глубокая специфика как науки. Основными
из таких функций выступают следующие.
1). Познавательная функция. Как и всякая наука вообще, логика имеет дело с открытием и исследованием объективных законов, с той лишь существенной разницей, что это законы не внешнего мира, а мышления. В этом смысле, занимая важное место в общей системе познания мира, она выполняет, прежде всего, общенаучную -- познавательную функцию, т. е. объяснительную и предсказательную. Она дает более или менее точное объяснение определенной группы явлений и процессов мышления, а на этой основе -- предсказание, при каких условиях возможно достижение истинных знаний и каковы последствия неправильного хода рассуждения.
2). Мировоззренческая функция. Логика, как отмечалось выше, особая наука. Если в естественных и общественных науках мышление служит лишь средством познания действительности, то в логике -- непосредственной целью познания. Поэтому, раскрывая закономерности мышления как одной из важнейших сфер исследования наряду с природой и обществом, эта наука тем самым вносит свой, и притом весомый, вклад в то или иное решение фундаментальной философской проблемы -- отношения мышления к бытию. Следовательно, она активно участвует в формировании мировоззрения людей -- более или менее стройной совокупности их обобщенных взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру. Вот в каком смысле говорится о ее мировоззренческой функции.
3). Методологическая функция. Как и любая теория вообще, логическая теория, будучи результатом предшествующего познания своего объекта, становится средством, а следовательно, методом его дальнейшего познания. Но как весьма широкая теория, которая исследует процесс мышления, проявляющийся во всех науках без исключения, логика обеспечивает и их определенным методом познания. Это справедливо уже по отношению к традиционной формальной логике, основу которой составляет теория умозаключений и доказательств, обслуживающая науки методами получения выводного знания. Это еще более справедливо в отношении символической логики, разрабатывающей все новые, специальные математические методы решения мыслительных задач. И конечно, это особенно справедливо относительно диалектической логики, требования которой и есть, по существу, требования наиболее общего, диалектического метода, используемого многими науками.
4). Идеологическая функция. Зарождаясь и развиваясь в классовом обществе, логика никогда не была нейтральной в идеологической борьбе. Она служила важным средством обоснования одной идеологии, орудием борьбы с другой. В ней самой всегда развертывалось идейное противоборство важнейших философских направлений - материализма и идеализма, диалектики и метафизики. Отсюда и ее идеологическая функция.
Свои важнейшие функции логика выполняла всегда, на всех этапах своего развития, хотя проявлялись они в разное время по-разному. В современных условиях ее роль и значение особенно возрастают. Это обусловлено двумя основными обстоятельствами.
Список использованной литературы:
В.И. Кириллов, А.А. Старченко “Логика” - Москва, 1987г.