Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 19:59, лекция
АИС — это системы для сбора, накопления, хранения, поиска, передачи, обработки и анализа информации с использованием вычислительной техники, компьютерных информационных сетей, средств и каналов связи.
Автоматизированные информационные системы разнообразны и могут быть классифицированы по ряду признаков. Так как классификация систем по сфере функционирования объекта управления очевидна, рассмотрим следующие признаки.
АИС — это системы для сбора, накопления, хранения, поиска, передачи, обработки и анализа информации с использованием вычислительной техники, компьютерных информационных сетей, средств и каналов связи.
Автоматизированные
По видам процессов управления АИС подразделяются на:
Для АИС организационного
управления объектом служат производственно-хозяйственные,
социально-экономические
АИС научных исследований
обеспечивают высокое качество и
эффективность межотраслевых
Обучающие АИС получают широкое распространение при подготовке специалистов в системе образования, при переподготовке и повышении квалификации работников разных отраслей.
Классификация по отраслевому и территориальному признаку.
В соответствии с
этим признаком выделяют
Отраслевые АИС функционируют
в сферах промышленного и
Территориальные АИС
предназначены для управления
административно-
Межотраслевые АИС
являются специализированными
Современное развитие информатизации
в области экономической и
управленческой деятельности требует
единых подходов в решении организационных,
технических и технологических
проблем. Основными факторами, определяющими
результаты создания и функционирования
АИС и процессов
Определяя АИС как организованную
для достижения общей цели совокупность
специалистов, средств вычислительной
и другой техники, математических методов
и моделей, интеллектуальных продуктов
и их описаний, а также способов
и порядка взаимодействия указанных
компонентов, следует подчеркнуть,
что главным звеном и управляющим
субъектом в перечисленном
1.2.Этапы проектирования АИС
Процесс разработки основных
проектных решений и подготовки
соответствующей технической
1. Предпроектная стадия - Первый этап: сбор материалов для проектирования (формирование требований, изучение объекта проектирования, разработка и выбор варианта концепции системы); приемы: опрос, анкетирование, наблюдение, измерение, оценка, групповое обсуждение, анализ задач, анализ производственных, управленческих и информационных процессов. Второй этап: анализ материалов и формирование документации (создание и утверждение технико-экономического обоснования и технического задания на проектирование системы на основе анализа собранных материалов обследования)
2. Проектирование - техническое проектирование; ведется поиск наиболее рациональных проектных решений по всем аспектам разработки, создаются и описываются все компоненты системы, а результаты работы отражаются в техническом проекте - рабочее проектирование; в его процессе осуществляется разработка и доводка программ, корректировка структур БД, создание документации на поставку, установка технических средств и инструкций по их эксплуатации, подготовка для каждого пользователя инструкционного материала; проектирование паролей, программ, сценариев диалога пользователя с ПВМ
3. Ввод системы в действие - подготовка к внедрению - проведение опытных испытаний - сдача в промышленную эксплуатацию
4. Анализ функционирования выявление проблем внесение изменений в проектные решения и существующие АИС.
Требования к АИС накладывают ограничения на выбор конкретного решения на каждом шаге разработки системы. Состав требований определяется видом, назначением, специфическими особенностями и условиями функционирования конкретной системы. Для данной АИС можно выделить следующие требования:
1.1. Система должна реализовывать функции получения, обработки и распределенного доступа к пространственной информации.
1.2. Система должна поддерживать работу с растровыми и векторными пространственными данными, а также непространственными данными. Система должна предоставлять функции их совместной обработки и использования.
1.3. Система должна обеспечивать безопасное и надежное хранение пространственных данных и соответствующих метаданных.
1.4. Система должна быть основана на открытых форматах хранения пространственных данных.
1.5. Система должна поддерживать функции расширения функциональных возможностей с использованием стандартных средств разработки.
1.6. Программно-техническое решение АИС узла РИПД должно быть масштабируемым, т.е. позволять обслуживать большее количество запросов и работать с большим объемом данных, путем замены программных и аппаратных компонент без существенной модификации кода ПО узла.
1.7. Обмен данными между функциональными блоками узла РИПД, между узлами РИПД, а также между узлами РИПД и источниками метаданных поставщиков, должен осуществляться посредством общепризнанных стандартизованных протоколов.
1.8. Пользовательский интерфейс веб-портала узла РИПД должен быть дружественным и не требовать специального обучения пользователей.
1.9. При построении системы осуществляется поддержка национальных и международных стандартов:
1.9.1. Для получаемых и передаваемых метаданные: ГОСТ Р 52573-2006 Географическая информация. Метаданные. Стандарт ISO 19115-2003. Metadata. Стандарт ISO FDTS 19139 Metadata- XML schemaimplementation;
1.9.2. для организации доступа к хранилищу метаданных: сервер веб-службы OGC CS-W/HTTP;
1.9.3. Для публикации БПД (сервер веб-служб): OGC WMS (OpenGIS Web Map Server Interface Specification), WFS (OpenGIS Web Feature Server Interface Specification), WCS (OpenGIS Web Coverage Service)
1.9.4. Для просмотра карт (клиент веб-служб): OGC WMS (OpenGIS Web Map Server Interface Specification), WFS (OpenGIS Web Feature Server Interface Specification), WCS (OpenGIS Web Coverage Service).1.9.5. для проверки внутренней целостности каждого слоя БПД: ГОСТ Р 52571-2006 «Географические информационные системы. Совместимость пространственных данных. Общие требования», ГОСТ Р 52572-2006 «Географические информационные системы. Координатная основа. Общие требования». ГОСТ Р ИСО 19105-2003 «Географическая информация. Соответствие и тестирование», ГОСТ Р ИСО 19113-2003. «Географическая информация. Принципы оценки качества».
1.10. Программно-техническое решение должно обеспечивать доступность системы в режиме: 7 дней недели * 24 часа
1.11. Программно-техническое решение должно обеспечивать гарантированную сохранность данных.
При работе с информационными ресурсами предприятия каждый сотрудник обязан: