Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 22:50, реферат
Гладиаторские игры возникли из тризны, которую устраивали по умершему в убеждении, что он будет радоваться кровавому поединку. У этрусков такой поединок был высокой честью, которую воздавали знатному покойнику; от них этот обычай перешел и к римлянам. Заимствовали они его поздно, и первые гладиаторские игры были очень скромны: в 264 г. до н.э. на поминках по Бруту Пере, которые устроили его сыновья, билось три пары гладиаторов; ареной для них послужил Коровий рынок.
Фактическое обладание вещью. рп определяла 2 способа палитических и юридических способа.
Владение и держание.
Для наличия владения не обходимо
1.фактическк облаание
Следует из реальн жизненных обстоятесльст. Они имеют рельное место.
Должна быть воля.
Держание обладание без намерения.
Держание имеет историческую сводку.это
Феодальное держ ание – предпологало взаим двух субъектов один из которых предоставлял землю, а другой принимал на себя исполнение.
Держание кот не предполагает взаимодействие – не феодальное.
Держание как владение при наличии соотвн=ествубщего волеизъявления представлякт собой феодальное держание.
Обладание без обозначения
волиизъявлении представляет собой античную
формв – форму римского частного права.
Гладиаторские игры
возникли из тризны, которую устраивали
по умершему в убеждении, что он будет
радоваться кровавому поединку. У
этрусков такой поединок был высокой
честью, которую воздавали знатному
покойнику; от них этот обычай перешел
и к римлянам. Заимствовали они
его поздно, и первые гладиаторские
игры были очень скромны: в 264 г. до н.э.
на поминках по Бруту Пере, которые устроили
его сыновья, билось три пары гладиаторов;
ареной для них послужил Коровий рынок.
Вторично о гладиаторских играх мы услышим
только полвека спустя, в 215 г. до н.э. "в
память М. Эмилия Лепида, дважды консула
и авгура, трое сыновей его дали на Форуме
погребальные игры (ludi funebres); они продолжались
три дня и выступало на них двадцать две
пары гладиаторов" (Liv. XXIII. 30. 15). Это название
"погребальные игры" определяет первоначальный
характер гладиаторских боев (так же как
и другое название их: minus – "долг",
"обязанность"): они часть поминок;
устраивают их в память о дорогом умершем
люди к нему близкие. Только в 105 г. до н.э.
они введены в число публичных зрелищ,
об устроении которых обязаны были заботиться
магистры. Это не исключало, однако, права
частных лиц устраивать их в качестве
тризны. Цезарь дал их в память своего
отца в 65 г. до н.э. и своей дочери Юлии –
в 45 г. (такая честь женщине оказана была
впервые), Август в 6 г. до н.э. – в память
своего зятя и одного из лучших своих помощников,
Агриппы.
гладиа́тор (от лат. gladius — «меч», «гладиус») — наименование бойцов в древнем риме, которые сражались между собой или с животными на забаву публике на специальных аренах.
В конце республики дать блестящие гладиаторские игры – значило привлечь к себе все сердца и обеспечить голоса на выборах. В 63 г. до н.э. в консульство Цицерона и по его предложению был проведен закон, запрещавший кандидату, искавшему звания магистрата, давать эти бои в течение двух лет, предшествующих избранию (Cic. in Vat. 15. 37). Закон этот на магистратов, уже избранных, не распространялся: Цезарь, будучи эдилом, вывел 320 пар гладиаторов (Plut. Caes. 5), но, по словам Светония, он хотел дать зрелище более грандиозное, но ему помешали: "...враги его перепугались при виде такого количества, набранного отовсюду, поэтому было издано постановление, определявшее число гладиаторов, превышать которое никому в Риме не разрешалось" (Caes. 10. 2). Императоры косо смотрели на право магистратов устраивать эти роскошные зрелища и поторопились его ограничить: Август в 22 г. разрешил давать их только преторам дважды в год, причем выпускать на арену не больше 120 человек (Dio Cass. LIV. 2); Тиберий либо подтвердил этот указ, либо еще урезал количество гладиаторов (Suet. Tib. 34. 1). Клавдий отобрал от преторов это право и дал его только квесторам, за которыми оно и было закреплено Домицианом (Suet. Dom. 4. 1). Каждый римский гражданин (в том числе и магистрат, но в качестве частного лица) мог устроить гладиаторские игры, причем каждый раз он обязан был испрашивать специальное разрешение, которое давалось сенатским постановлением; число гладиаторов и количество дней для игр регламентировалось. Все это не распространялось, разумеется, на императоров, и тут в устройстве этих страшных зрелищ меры не было. поводами для устройства игр были какие-нибудь знаменательные годовщины в императорском доме или открытие какого-либо общественного сооружения. Устройством их ведали или императорские отпущенники, получавшие это специальное задание, или особые "кураторы игр" (curatores munerum), обычно всадники, которым и поручалась организация всего зрелища.
всего существовало
8 классов гладиаторов, каждый из которых
имел свои строгие правила и специальное
обмундирование. некоторые надевали металлические
шлемы, другие защищали голову и шею установленным
на плече металлическим или кожаным щитом.
были среди них обладатели трезубцев и
сетей, похожих на рыбацкие. другие имели
короткую шпагу, под названием - гладио,
от которой и получили своё название гладиаторы.
имелись также специальные защитные пластины
для рук и ног. но всё было продумано таким
образом, что каждый класс имел свои более
открытые уязвлённые места. поэтому во
время состязаний не было никакой возможности
предугадать по обмундированию, кто из
гладиаторов сможет победить. это придавало
боям особый интерес.
классификация гладиаторов
* андабат (от греческого слова «άναβαται» — «поднятый, находящийся на возвышении») были одеты в кольчуги, как восточная кавалерия (катафракты), и шлемы с забралами без прорезей для глаз. андабаты сражались друг с другом практически так же, как рыцари на средневековых рыцарских турнирах, но без возможности видеть друг друга.
* бестиарий: вооружённые дротиком или кинжалом, эти бойцы изначально были не гладиаторами, а преступниками (ноксиями), приговорёнными к сражению с хищными животными, с большой вероятностью гибели приговорённого. позднее бестиарии стали хорошо тренированными гладиаторами, специализирующимися на боях с различными экзотическими хищниками при помощи дротиков. бои были организованы таким образом, что звери имели мало шансов одержать победу над бестиарием.
* бустуарий: эти гладиаторы сражались в честь умершего на ритуальных играх во время похоронного обряда.
* димахер (от греческого «διμάχαιρος» — «носящий два кинжала»). использовали два меча, по одному в каждой руке. сражались без шлема и щита двумя кинжалами. одеты были в короткую мягкую тунику, руки и ноги перебинтованы тугими повязками, иногда носили поножи.
* эквит («всадник»): легко вооружённые гладиаторы были одеты в чешуйчатые доспехи, носили средних размеров круглый кавалерийский щит (parma equestris), шлем с полями, без гребня, но с двумя декоративными кистями. во времена империи они носили доспех для предплечья (манику) на правой руке, тунику без рукавов (что отличало их от других гладиаторов, сражавшихся с обнажённым торсом), и пояс. эквиты начинали бой верхом на коне, но после того, как они метали своё копьё (хасту), они спешивались и продолжали бой коротким мечом (гладиусом). обычно эквиты сражались только с другими эквитами.
* галл: были экипированы копьём, шлемом и небольшим галльским щитом.
* эсседарий («боец на колеснице», от латинского названия кельтской колесницы — «esseda»). возможно, впервые были привезены в рим юлием цезарем из британии. эсседарии упоминаются во многих описаниях начиная с i века н. э. так как не существует никаких изображений эсседариев, ничего не известно об их вооружении и манере ведения боя.
жизнь гладиатора в большинстве своём была короткой и полной постоянного страха за свою жизнь и риска, без которого сама жизнь наверное была бы не возможной.
для того чтобы стать гладиатором, необходимо было принять присягу и объявить себя "юридически мёртвыми"
этого момента бойцы вступали в другой мир, где царили жестокие законы чести. первым из них - было молчание. гладиаторы объяснялись на арене жестами. второй закон - полное соблюдение правил чести. так, например, гладиатор, упавший на землю и сознающий своё полное поражение, был обязан снять защитный шлем и подставить горло под меч противника или же вонзить свой нож в собственное горло.
вне амфитеатра жизнь гладиаторов проходила как у современных атлетов - строгая диета и физические упражнения.
жили они в специальных казармах. питались калорийной смесью, состоящей из зерновых культур. но на ужин перед сражением могли употреблять всё, что хотели, включая женское общество.
Состав гладиаторов был пестрый и по социальному составу (рабы, свободные от рождения, отпущенники), и по нравственной окраске (были среди них люди порядочные, были и преступники). К гладиаторскому званию можно было присудить, как присуждали к каторжным работам в рудниках; только смертная казнь была страшнее. Осужденного отправляли в гладиаторскую школу, где он обучался обращению с оружием, после чего выходил на арену. Биться на арену часто посылали военнопленных; после взятия Иерусалима Тит отправил часть евреев в египетские каменоломни, а часть распределил между амфитеатрами.
Были среди гладиаторов и люди свободные. Ученики риторских школ часто писали сочинения на тему о благородном юноше, который, жертвуя честью и добрым именем, нанимался в гладиаторы, чтобы помочь другу или предать отцовский прах честному погребению. Подобные случаи в действительности встречались крайне редко; свободный человек становился гладиатором обычно по соображениям житейским, по расчету чисто материальному. Бедняка, которому негде было преклонить голову, гладиаторская школа соблазняла даровым кровом и готовой едой, манила надеждой на удачу, на обогащение, на сытую жизнь в будущем. Удальцы, в которых кипел избыток сил и которые не находили им честного применения, мечтали о блестящих победах и опьяняющей славе, ждущей их на арене.
Новичок, пришедший в гладиаторскую школу, первоначально обучался фехтованию и обращению с оружием разного вида: не все были вооружены одинаково, и "техника боя" не для всех была одинаковой. Гладиаторы делились по своему вооружению на несколько групп
Во времена республики многие богатые и знатные люди формировали из своих рабов гладиаторские отряды: удобно было иметь в своем распоряжении (особенно в последний век республики) эту вооруженную охрану. Если хозяин хотел устроить игры, у него оказывались под рукой свои гладиаторы; их можно было и предоставить какому-нибудь устроителю игр, получив с него за это деньги
Хозяин мог отправить раба в гладиаторскую школу и за вину и без вины – воля его была тут полной. Адриан ограничил этот [с.219] произвол1: с этого времени нельзя было сделать раба гладиатором без его согласия; оно не требовалось только, если раб совершил преступление, за которое хозяин наказывал его гладиаторской школой.
Гладиатор, существо презираемое, зачисленное в разряд infames – "опозоренных": он не может стать всадником, быть декурионом в муниципии, выступать в суде защитником или давать показания по уголовному делу; ему отказано, как самоубийце, в почетном погребении.
После смерти гладиатора, собирали его кровь, так как она считалась священной. её давали пить больным эпилепсией, поскольку древние римляне верили в её целебные качества. существовали самые различные поверья, связанные со смертью гладиаторов. так, например, богатые невесты во время свадебной церемонии втыкали в свои волосы шпильки, смоченные кровью убитого гладиатора. считалось, что это сопутствует счастливой семейной жизни
Что касается свободы гладиаторов, то он мог приобрести ее несколькими путями:
мир менялся, и вместе с ним менялись ценностные ориентации людей. когда римским императором был константин, христианство крепло и набирало силу. постепенно церковь становилась сильным феодалом, она владела землей и вследствие этого серьёзно влияла на государственную политику.осуждённых высшим удом больше не обрекали на смерть и не бросали на арену с хищными жаждущими крови зверями, вместо этого им инкриминировали принудительные каторжные работы.