Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2012 в 14:06, контрольная работа
Цель данной работы – рассмотреть сущность информационной безопасности в бизнесе.
В соответствии с указанной целью были поставлены следующие задачи:
определить виды и источники информации, которые следует защищать;
выявить объекты, для которых составляет интерес чужая информация;
раскрыть методы защиты информации.
1. Введение
2. Информация, которую необходимо защищать
3. От кого следует оберегать информацию?
4. Защита информации
5. Заключение
6. Литература
ЛИПЕЦКИЙ ЭКОЛОГО-ГУМАНИТАРНЫЙ ИСТИТУТ
КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ: «Безопасность бизнеса»
НА темУ: «Информационная безопасность»
Липецк 2012
Содержание
1. Введение
2. Информация, которую необходимо защищать
3. От кого следует оберегать информацию?
4. Защита информации
5. Заключение
6. Литература
На сегодняшний день проблема обеспечения безопасности является одной из самых актуальных в бизнесе. Однако зачастую, под обеспечением безопасности понимается только физическая охрана персонала и материальных ценностей. Но таким способом можно противостоять только криминалу. Между тем, вступая в рыночные отношения, любая организация сталкивается с острой конкурентной борьбой, существующей на любом цивилизованном рынке. И эта борьба таит в себе немало опасностей для предприятия. Если компания достигла каких-либо успехов в своём бизнесе, можно не сомневаться в том, что она вызывает немалый интерес со стороны компаний-конкурентов. Любая информация о работе фирмы будет привлекать повышенное внимание с их стороны. Поэтому защита информации становится важнейшей частью современной системы безопасности бизнеса.
“Кто владеет информацией, тот владеет миром”. Эта истина становится особенно актуальной на пороге XXI века, когда на смену постиндустриальной эпохе приходит информационная эпоха. В новом веке вопрос информационной безопасности бизнеса становится ещё более значимым.
Цель данной работы – рассмотреть сущность информационной безопасности в бизнесе.
В соответствии с указанной целью были поставлены следующие задачи:
Для того чтобы разобраться в проблеме защиты информации ответим на три вопроса:
Итак, какую же информацию нам необходимо защищать? От того, насколько правильно мы определим ответ на этот вопрос, главным образом зависит эффективность нашей системы защиты информации. В первую очередь необходимо защищать информацию:1
В зависимости от характера деятельности компании список объектов информационной защиты может быть расширен. Так, большинству компаний есть смысл хранить в тайне от конкурентов также информацию:2
Важно понять, что предприятие должно оберегать далеко не всю информацию, которой оно владеет, а лишь ту, использование которой третьими лицами может нанести ущерб деятельности компании. Напротив, существует и такая информация, которую компании просто необходимо разглашать. Так, нет никакого смысла оберегать от конкурентов информацию о наших ценах. А вот информацию о ценах и условиях, на которых мы приобретаем продукцию, сырьё и материалы необходимо хранить в тайне от конкурентов. Излишняя закрытость компании может стать причиной негативного отношения к ней со стороны потенциальных партнёров, клиентов и инвесторов. Особенно это касается фирм, планирующих проводить размещение своих ценных бумаг. Для того чтобы этого не произошло, компания должна изначально определить, какую информацию, в каком объёме и с какой регулярностью ей следует раскрывать. При этом можно ориентироваться на западные стандарты раскрытия информации. Эти же стандарты установила и Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг для компаний, осуществляющих размещение ценных бумаг. К информации, обязательной для раскрытия, относятся:3
Что же касается той информации, которая не подлежит разглашению, то организация должна классифицировать её по степени секретности и выработать нормы информационной безопасности для каждой категории.
В своей деятельности предприятие сталкивается с различными организациями, составляющими её окружение. Это:4 компании-конкуренты, клиенты, партнёры, налоговые органы, регулирующие органы.
Как уже отмечалось выше, особый интерес к различного рода информации проявляют конкуренты. И именно их действия таят в себе наибольшую опасность для компании. Ведь доля рынка, которую занимает компания, всегда является лакомым куском для конкурентов, и ущерб от утечки разного рода информации, например, о характеристиках готовящегося к выпуску продукта, может оказаться невосполнимым.
Что касается партнёров, то их интерес по отношению к информации о вашей компании, может быть вызван, прежде всего, соображениями собственной безопасности. Поэтому необходимо создать наиболее благоприятные условия для получения ими информации о компании, не выходящей за рамки необходимой для плодотворного сотрудничества. Здесь необходимо чётко определить, какая это информация, с тем, чтобы своевременно и в полном объёме предоставлять её и ограничить доступ к иной информации.
Информация, которую хотят получить клиенты, носит совершенно определённый характер. Это:5общие сведения о компании и предлагаемой ею продукции, данные о надёжности компании, информация о ценах.
В отношении клиентов важно обеспечить максимальную доступность такой информации. Говоря о защите информации, следует понимать, что нежелательным был бы “вынос сора из избы”. Впрочем, то же самое касается и отношений с партнёрами. Поэтому особенно важно чётко определить, какая внутрифирменная информация не может подлежать разглашению.
Отношения компании с налоговыми и регулирующими органами носят специфический характер. Эти органы предъявляют свои особые требования к предоставлению им информации. В отношениях с ними важно полностью соблюдать предъявляемые ими требования, предоставлять информацию своевременно и в требуемом объёме, но не превышая этот объём. В данном случае как недостаток, так и избыток предоставляемой информации может привести к самым нежелательным последствиям.
Следующим важным вопросом является понимание того, от чего следует оберегать информацию. Нежелательными действиями, которые могут быть осуществлены с информацией, составляющей тайну организации, являются:6уничтожение важной информации, искажение открытой информации, овладение секретной информацией, копирование конфиденциальной электронной информации, закрытие или ограничение доступа к информации, необходимой компании, несанкционированный доступ к информации с ограниченным доступом.
Прежде, чем рассмотреть меры по защите информации, остановимся на том, какие средства и методы могут быть использованы для получения необходимой информации о компании. Существует две большие группы средств и методов экономической разведки или промышленного шпионажа:7
К промышленному шпионажу, связанному с применением специальной техники, относятся:8
Все эти методы весьма трудоёмки и дорогостоящи, и могут применяться только крупными конкурентами и силовыми структурами. Осуществление таких действий под силу лишь профессионалом, что делает подобные действия особенно опасными.
К методам фрагментарного сбора информации относятся:9
ПЯТЬ ОСНОВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ИСПОЛЬЗОВАВШИХСЯ ПРИ СОВЕРШЕНИИ КОМПЬЮТЕРНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Мошенничества
Злоупотребления
С другой стороны стоит рассмотреть основные методы, использовавшиеся для их совершения. Они включают: