Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 20:40, реферат
К 2010 г. был утвержден ряд нормативных документов, определивших направления развития Российской Федерации на среднесрочную и долгосрочную перспективу, в том числе в части распространения информационных и телекоммуникационных технологий для формирования информационного общества.
Концепция электронного правительства включает электронное взаимодействие на самых разных уровнях.
Это:
взаимоотношения между государственными службами и гражданами (G2C - government-to-citizen),
между государством и частными компаниями (G2B - government-to-business),
государственными организациями и их сотрудниками (G2E - government-to-employes),
а также между различными государственными органами и уровнями государственного управления (G2G - government-to-government).
Степень внедрения электронного правительства считается важным показателем уровня развития каждой страны и периодически измеряется экспертами ООН, составляющими специальный рейтинг - E-government Readiness Index.
К 2010 г. был утвержден ряд нормативных документов, определивших направления развития Российской Федерации на среднесрочную и долгосрочную перспективу, в том числе в части распространения информационных и телекоммуникационных технологий для формирования информационного общества (Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденная поручением Президента Российской Федерации от 7 февраля 2008 г. N Пр-212; Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р; Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1663-р; План перехода на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде федеральными органами исполнительной власти, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2009 г. N 1555-р.). Развитие информационного общества предполагает предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном формате, что является одним из признаков электронного правительства. На совместном заседании Государственного совета и Совета по развитию информационного общества 23 декабря 2009 г. Дмитрий Медведев напомнил, что в соответствии со Стратегией развития информационного общества все государственные услуги должны быть переведены в электронный вид к 2015 г.
Концепция
электронного правительства включает
электронное взаимодействие на самых
разных уровнях. Это взаимоотношения
между государственными
службами и гражданами (G2C - government-to-citizen),
между государством
и частными компаниями (G2B - government-to-business),
государственными организациями
и их сотрудниками (G2E - government-to-employes),
а также между различными
государственными органами
и уровнями государственного
управления (G2G - government-to-government).
Степень внедрения электронного
правительства считается
важным показателем
уровня развития каждой
страны и периодически
измеряется экспертами
ООН, составляющими
специальный рейтинг - E-government Readiness Index.
Индекс впервые был опубликован в 2003 г.
(по материалам 2002 г.), затем были сформированы
индексы 2004 и 2005 гг., далее в 2006 - 2007 гг. информация
для индекса не обрабатывалась. В 2008 г.
был опубликован индекс (E-Government Readiness Report
2008), данные которого относятся к 2007 г.
Лидерами в данном индексе традиционно
являются США (первое место в индексах
2004 и 2005 гг., в индексе 2008 г. переместились
на четвертое место), Дания (устойчивое
второе место в трех последних индексах),
Швеция (первое место в индексе 2008 г., третье
в 2005 г. и четвертое в 2004 г.). Россия имеет
низкие значения, однако до 2005 г. наблюдался
постепенный рост места России в этом
рейтинге - с 58-го места в индексе 2003 г.
до 52-го в 2004 г. и 50-го места в 2005 г. По индексу
в 2008 г. Россия заняла 60-е место по уровню
готовности к развитию электронного правительства.
Формирование в Российской Федерации электронного правительства было указано среди приоритетных задач в Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 632-р.
Несмотря на то что Президент РФ назвал существование электронного правительства в РФ химерой (Цитата из Вступительного слова Д.А. Медведева на заседании Совета по развитию информационного общества в России 12 февраля 2009 г.: "...вот по индексу развития так называемого электронного правительства мы были в 2005 году на 56-м месте, а в 2007 году достигли 92-го. О чем это говорит? Это говорит о том, что у нас никакого электронного правительства нет, все это - химера"), работа над его созданием продолжается. К концу 2010 г. был создан и введен в эксплуатацию ряд функциональных элементов инфраструктуры электронного правительства, в частности: многофункциональные центры оказания государственных и муниципальных услуг, единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) и сводный реестр государственных и муниципальных услуг (функций), региональные порталы и реестры государственных услуг (функций), центры общественного доступа к информации органов государственной власти и к государственным услугам в электронном виде, центры телефонного обслуживания граждан и организаций, разработаны отдельные функциональные элементы по программам ведомственной и межведомственной информатизации. Для реализации концепции необходимы информационные технологии инновационного характера.
Таможенная служба России достаточно давно активно внедряет технические новшества информационного характера. Еще 15 лет назад - в 1996 г. в сфере авиационных перевозок возникла идея предварительного декларирования. Тогда термин "предварительное таможенное декларирование" не соответствовал ни таможенному законодательству, ни практике. В том числе поэтому было предложено разделить весь процесс внедрения инноваций на два блока: электронное предварительное информирование и электронное таможенное декларирование.
С 25 ноября 2002 г. применяется декларирование товаров и транспортных средств в электронном виде. На начальном этапе это был эксперимент, регламентированный Приказом ГТК России от 29 июля 2002 г. N 801. В дальнейшем Приказами ГТК России от 30 марта 2004 г. N 395 и от 27 мая 2004 г. N 619 был определен порядок совершения таможенных операций при декларировании товаров в электронном виде.
Например,
Приказ ГТК России от 30 марта 2004 г. N
395 "Об утверждении Инструкции о совершении
таможенных операций при декларировании
товаров в электронной форме" определил,
что при использовании электронной формы
декларирования лицо, декларирующее товары,
заявляет в электронной форме сведения,
подлежащие указанию в таможенной декларации,
а также представляет сведения из документов,
необходимых для таможенного оформления
товаров, и представляет их таможенному
органу посредством электронного способа
обмена информацией при соблюдении требований
к документированию информации. Сведения
удостоверяются электронной цифровой
подписью (ЭЦП) такого лица. В указанной
Инструкции было дано и определение таможенной
декларации, подаваемой в электронной
форме.
Итак, в 2002 г. на Каширском таможенном посту
Московской южной таможни был впервые
проведен эксперимент по декларированию
товаров в электронной форме, а в 2007 г.
уже 161 таможенный орган в России имел
достаточную техническую оснащенность
для применения электронного декларирования.
Очевидно,
что сегодня инновации 2002 г. потребовали
дальнейшего развития и совершенствования.
Интернет-декларирование пришло на смену
электронному декларированию.
Начало интернет-декларированию было
положено Приказом ФТС России от 24 января
2008 г. N 52. Введение интернет-декларирования
значительно расширяет возможности участников
ВЭД и позволяет уменьшить время таможенного
оформления, сократить расходы, увеличить
товарооборот.
21 октября 2009 г. таможенный брокер "Кронос" продемонстрировал применение новой для российской таможни технологии оформления грузов, прибывающих железнодорожным транспортом. По Интернету из павильона ВВЦ в отдел оформления Московского железнодорожного поста Московской таможни была направлена электронная таможенная декларация. Это был первый случай применения технологии, причем было это сделано на выставке "Таможенная служба-2009" в торжественной обстановке и в присутствии руководителя ФТС России А. Бельяминова.
Интернет-декларирование - это форма подачи электронной грузовой таможенной декларации (ЭГТД), т.е. это то же электронное декларирование, но в другом качестве. ЭГТД подается не через таможенную сеть, а через сеть Интернет. Соответственно участник ВЭД может находиться в любой точке России и обращается с декларацией на таможенный пост, приближенный к его логистическому центру. Главное отличие интернет-декларирования от электронного декларирования - это форма подачи информации и способ подключения к сети. Однако при передаче информации в процессе электронного декларирования информация пересылается по защищенным сетям таможни. При этом создается определенный абонентский пункт, жестко привязанный к сетям таможни. В процессе интернет-декларирования проблема жесткой привязки отпадает, но вопрос защиты информации встает в другой плоскости.
На
практике были выделены следующие минусы
"старого" электронного оформления:
- монополист - разработчик программы декларирования,
что почти исключает улучшение программы
в рамках свободной конкуренции;
- для установки программного обеспечения
требовались затраты участников ВЭД;
- при подаче (отправке в электронном виде)
документов необходимо было подавать
все те же документы, которые ранее приносились
в таможню на бумажном носителе;
- отсутствовали льготы для тех, кто подает
декларацию в электронном виде.
С применением интернет-декларирования
участник ВЭД получил
ряд преимуществ:
- уход от зависимости от монополиста,
изготовившего ПО;
- более дешевый способ организации процесса
декларирования - достаточно подключиться
к сети Интернет.
Подобная система интернет-декларирования
существует в ряде европейских стран,
например в Польше, Германии.
Однако в последнее время, как отмечают
практики, активизировались многие организации
в желании интегрировать под себя различные
технологии и инновации. Следует учитывать,
что некорректная реализация вводимых
инноваций может нанести непоправимый
вред организации ВЭД, а также свести на
нет многие идеи, выработанные в ходе экспериментов
и пилотных проектов.
При анализе электронного декларирования, передачи информации от участника ВЭД в таможенный орган в электронном виде, а также деятельности различных онлайн-сервисов таможенной службы следует учитывать, что значение таможенной службы для Российского государства очень велико, она выполняет ряд функций, которые на первый взгляд сложно сочетать одному государственному органу. Основная функция, выполняемая таможенными органами, - фискальная (доля таможенных платежей в федеральном бюджете многие годы остается на уровне 50%). Так, на 20 декабря 2010 г. таможенные органы собрали в федеральный бюджет 4 трлн. 115,46 млрд. рублей. Помимо указанной функции таможенная служба выполняет еще две важные задачи: осуществляет правоохранительную деятельность и содействует развитию предпринимательской деятельности.
Указанные функции предполагают все более активное использование ресурсов, как в интересах государства, так и для развития ВЭД. В 2010 г. более 30,6% участников ВЭД использовали интернет-декларирование.
Планируемое
вступление России в ВТО обусловливает
необходимость обеспечения
Но процесс информатизации таможенных
органов не должен сопровождаться повышением
вероятности утечки конфиденциальных
данных. Перед ФТС стоит проблема обеспечения
информационной безопасности. Таможенные
органы должны одновременно открывать
и защищать информацию. Защита информации
и открытость информационных ресурсов
- два тесно взаимосвязанных и не противоречащих
друг другу направления.
Введенное в 2009 г. интернет-декларирование
и предварительное декларирование в 2010
г. электронные, т.е. их необходимо подкрепить
специальными техническими программами.
В таких программных приложениях общие
вопросы интерфейса - механизм взаимодействия
таможни и участника ВЭД, идентификация
пользователей, защита информации, протоколы
и форматы обмена и др. требуют отдельного
внимания. Они связаны с информационной
безопасностью таможенных органов.
Кроме того, в настоящее время особую актуальность
приобрели вопросы обеспечения информационной
безопасности на единой таможенной территории
Таможенного союза Республики Беларусь,
Республики Казахстан и Российской Федерации.
Участники Таможенного союза сотрудничают
в вопросах применения современных информационных
технологий при обмене электронными документами
во внешней и взаимной торговле (Соглашение
между Правительством РФ, Правительством
Республики Беларусь и Правительством
Республики Казахстан от 21 сентября 2010
г. "О применении информационных технологий
при обмене электронными документами
во внешней и взаимной торговле на единой
таможенной территории Таможенного союза").
Объединение в Таможенный союз создало
новые обстоятельства, где появились общие
сферы деятельности, требующие согласования
между странами, в том числе в информационной
области.
Для решения обозначенных проблемных вопросов в литературе верно предлагается рассмотреть возможность создания органа по управлению вопросами обеспечения безопасности информации Таможенного союза, наделения его полномочиями и возможностями их реализации, а также организовать разработку нормативно-правовой основы таможенной деятельности в области информационной безопасности на территории Таможенного союза.
Разработка
и внедрение информационных технологий
в таможенной сфере - своевременный
и необходимый процесс, который позволяет
повысить качество и оперативность таможенного
оформления.
ФТС России - одно из наиболее активных
ведомств Правительства РФ, которое внедряет
информационные технологии в свою деятельность.
В 2010 г. был создан портал "Электронное
предоставление сведений" для системы
предварительного информирования таможенных
органов ФТС России. В настоящее время
программные средства, используемые ФТС
РФ, составляют более 143 наименований.
С 2014 г. предусмотрен полный переход на
безбумажный оборот и технологию предоставления
в электронном виде таможенной декларации
и документов, на основе которых она заполнена.
На сегодняшний день можно утверждать, что каждое из направлений взаимоотношений концепции электронного правительства (G2C, G2B, G2E, G2G) нашло свое отражение в нормативных документах и реализовано на практике таможенными органами. Взаимоотношения G2G выразились, в частности, в Постановлении Правительства РФ от 8 сентября 2010 г. N 697 "О единой системе межведомственного электронного взаимодействия" и утвержденном им Положении.
Представляется, что ФТС России удалось решить проблемы, стоящие перед государственными органами в процессе реализации идеи электронного правительства, и термин "сапоги всмятку" никак не подходит к программным продуктам ФТС России ("Сапоги всмятку" - высказывание Д. Медведева в отношении сайта ФМС). Так, создано необходимое нормативное правовое обеспечение для оказания государственных услуг в электронном виде, есть инфраструктура обеспечения юридически значимого электронного взаимодействия на основе применения электронной цифровой подписи, ведется активная работа по модернизации и развитию официального сайта ФТС России. Более того, таможенная служба одной из первых перешла от простого информирования граждан к организации двусторонней связи, т.е. предоставлению государственных услуг через Интернет. ФТС России разрабатывает электронные сервисы и поддерживает их работоспособность; поддерживает работоспособность программных и технических средств информационных систем, подключенных к системе взаимодействия, осуществляет прием, обработку и передачу электронных сообщений, обеспечивает достоверность информации, содержащейся в электронных сообщениях, передаваемых с использованием системы взаимодействия.
Информация о работе Информационные технологии в таможенном деле