Исследование влияния тренировок на развитие памяти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 13:56, реферат

Описание

Во многих странах мира ученые работают над проблемами усвоения информации. Ведутся исследования свойств памяти и способов воздействия на память. Пытаются воздействовать на мозг гипнозом или химическим путем; способы эти опасны для физического и психологического здоровья и не приводят к положительным результатам.

Внимание ученых сосредоточилось на изучении механизма памяти и техники запоминания. На весь мир известны имена Даниелы Лапп, Гарри Лорейна, Самвела Гарибяна, разрабатывающих способы запоминания деловой информации: адресов, телефонов, лиц, имен, цифр, а также иностранных слов и многое другое.

Работа состоит из  1 файл

Не по дням.doc

— 482.50 Кб (Скачать документ)
 

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО  «Вологодский государственный технический  университет» 
 
 
 

Электроэнергетический факультет 
 

Кафедра автоматики и вычислительной техники 
 
 

РЕФЕРАТ 

по дисциплине  «Компьютерная практика» 
 
 

На  тему «Исследование влияния тренировок на развитие памяти». 
 
 
 
 

Выполнил: студент группы ЭПО-11                                                                                                         Башмакова Н. С. 

Проверил: Сергушичева А.П. 
 
 
 
 
 
 

Вологда

2008г.

1. Введение

    Не  по дням, а по часам возрастает объем  знаний, необходимых специалисту  для работы в современном производстве.  высокое качество работника производства- это и его квалификация, и здоровье, и психическое состояние, и моральные  качества, и общая культура. соответственно возрастает и нагрузка на человека, идущего по дороге познания. огромные объемы информации, которую нужно освоить ему, чтобы повысить квалификацию, часто создают непреодолимый психологический барьер, вынуждающий отказываться от борьбы за свою мечту.

    Во  многих странах мира ученые работают над проблемами усвоения информации. Ведутся исследования свойств памяти и способов воздействия на память. Пытаются воздействовать на мозг гипнозом или химическим путем; способы эти опасны для физического и психологического здоровья и не приводят к положительным результатам.

    Внимание  ученых сосредоточилось на изучении механизма памяти и техники запоминания. На весь мир известны имена Даниелы Лапп, Гарри Лорейна, Самвела Гарибяна, разрабатывающих способы запоминания деловой информации: адресов, телефонов, лиц, имен, цифр, а также иностранных слов и многое другое.

    однако  никому еще не удалось добиться существенного  улучшения запоминания учебного материала - а ведь именно в облегчении процессе учебы нуждается человек. 

2. Аппарат памяти

    Некоторые люди представляют себе работу памяти по аналогии с работой магнитофона: некое устройство записывает в коре головного мозга информацию, а затем считывает ее по мере необходимости. А неудовлетворительная работа памяти объясняется тем, что природа не позаботилась о надежности устройства.

    однако  это не соответствует действительности. аппарат памяти включает:

    -образную  память;

    -логическую  память;

    -технологию  работы;

    -язык (речь);

    -интеллект,  который включает в себя знания  и умственные операции.

    По  мнению ученых, память - не столько устройство, сколько процесс, в котором задействованы различные «инструменты». К ним относятся:

    -образы, возникающие в нашем воображении  (на так называемом внутреннем  экране) и построенные на базе  ощущений: зрительных, слуховых, тактильных (прикосновения), обонятельных и прочее.

    -мышление, то есть умение выполнять умственные  операции с элементами информации;

    -технология  работы, в которую входят как знание процессов, происходящих в мозгу в процессе познания, так и умение использовать знание этих процессов для борьбы с невнимательностью, ленью;

    -обязательным  инструментом памяти является  хорошо развитая речь- то есть  умение свободно высказывать  свои мысли, используя все богатство  языка;

    -интеллект,  под которым мы будем понимать имеющуюся сумму знаний и   сумму умственных операций, которыми мы овладели. Чем эти суммы больше, тем мощнее будет работать механизм памяти. 

3. Механизм памяти

    Долговременное

    Хранилище

 
    5 суток-∞
    Кратковременное

    Хранилище

 
    1мин.- 5 суток
    Оперативная

    Память

 
    5-20сек

    Если  схематически изобразить механизм памяти, он будет выглядеть следующим  образом: информация, в виде биотоков, попадая в кору головного мозга, оставляет в ней след. реакции, которые при этом происходят, очень сложны и недостаточно изучены. однако известно, что след, не будучи подкрепленным, растворяется без остатка в течение 5-10 секунд. Этому явлению на нашей схеме соответствует регистр оперативной памяти. Если информацию подкрепить, то есть повторить несколько раз, то след закрепляется на более длительный срок - переходит в регистр кратковременного хранения. Информация в нем может храниться от 1 минуты до нескольких суток в зависимости от характера информации и индивидуальных способностей. Считается, что период ее полураспада – 5 суток. если в течение этого периода не подкрепить ее снова, она растворяется. систематическое повторение переводит информацию в долговременное хранилище, где она может храниться достаточно долго. по мнению некоторых ученых, она хранится там вечно, а случаи забывания прочно усвоенной информации свидетельствуют о трудности ее извлечения из долговременного хранилища. преодолеть эти трудности можно  с помощью логического запоминания и припоминания.

    основные  трудности запоминания связаны  с неприятной особенностью регистра оперативной памяти, которая заключается в том, что в этом регистре может обрабатываться одновременно только 7+2 единицы информации. поэтому люди с нетренированной памятью стремятся запомнить материал небольшими порциями. преодоление барьера в 7 единиц- основная задача тренировки на этом этапе.

    итак, информация извне, проходит все регистры, прежде чем поступить в долговременное хранилище. При этом объем долговременного хранилища практически неограничен, а объем регистров, где информация проходит обработку, ограничен семью единицами информации. Для преодоления этого барьера и увеличения объема памяти имеются различные способы. В основе любого из них лежит элемент связывания, которое может происходить как на образном уровне, так и на логическом. Наибольший эффект запоминания можно получить тогда, когда задействованы оба уровня. Связывание на обоих уровнях бывает внутренним и внешним.

    О внутреннем способе связывания мы можем  говорить, когда отдельные элементы информации связываются (соотносятся) только друг с другом и поступают в следующий регистр единым блоком. Продемонстрируем внутреннее связывание в цифрах. Предположим, требуется запомнить телефон: 29-47-65.

    Чтобы избежать многократного повторения (зубрежки), отметим в номере телефона два ряда последовательностей: четная – повышающаяся (2-4-6) и нечетная – понижающая (9-7-5). Найденные взаимосвязи помогают быстро перевести информацию в следующий регистр.

    Внешнее связывание имеет место, когда новая  информация сопоставляется с той, которая  уже хранится в долговременном хранилище. Например, в телефоне 31-94-53 мы выделим число 1945- год окончания 2-й мировой войны. А также обратим внимание на то, что по краям стоят цифры 3. Эта нехитрая операция значительно облегчает перевод информации в следующий регистр. Наибольший эффект достигается тогда, когда удается задействовать оба способа одновременно, хотя пример с цифрами не самый эффективный. Научится работать с текстовым материалом, дает наиболее положительный эффект. А потому необходимо вначале разобраться, что представляет собой понятие единица информации. 

4. Единица информации.

    Это понятие весьма относительно. Например, если предложить запомнить с одного прочтения 20 не связанных между собой  слов, то в связи с известной особенностью регистра оперативной памяти запоминается в среднем 7 слов. То же самое произойдет с 20-ю короткими предложениями. Но количество слов, запоминаемых в двух последних случаях, будет с каждым разом возрастать - меняется единица информации. Во втором случае ею стало словосочетание, в третьем – предложение.

    Известно, что объем памяти не зависит от количества единиц воспринимаемой информации. Он зависит от уровня ее перекодирования  – то есть величины единицы информации. Это означает, что человек может  запомнить много и быстро, если владеет технологией укрепления единицы информации – технологией перекодирования.

    Отметим, что увеличение (укрепление) единицы  информации до уровня предложения происходит легко и естественно. Однако дальнейшее перекодирование требует навыков  работы с образной и логической памятью.

5. Некоторые примеры тренировки памяти.

    С необходимостью запоминать те или иные последовательности мы сталкиваемся довольно часто.

    Например, нужно запомнить, что требуется  купить в магазине. Предположим, надо купить 8 продуктов: хлеб, молоко, сахар, чай, творог, сыр, минеральную воду, печенье.

    Совсем  не обязательно иметь 8 карманов, можно  обойтись и меньшим числом. Сначала  рассортируйте продукты по отделам магазина: например, хлеб, печенье, чай – скорее всего продаются в одном отделе. Отдадим этим продуктам внутренние карманы пиджака: в левый положим булку хлеба и печенье – постарайтесь явственно представить, как вы запихиваете их в карман – хлеб не хочет влезать, печенье крошится – тем лучше запомниться. В правый карман положим чай и сахар: пакеты рвуться, содержимое смешивается- неприятные впечатления, но труднозабываемые.

      В наружные карманы пиджака  будем класть молочные продукты. Пофантазируйте, включив ощущения: осязание, обоняние, вкус… эмоции, когда, например, творог вываливается из пакета прямо в карман…

    Достаточно  несколько раз попробовать на практике этот прием, чтобы избавится  от забывания. Записки с перечнем продуктов больше не понадобятся. 

6. Вычисляемая таблица.

    6.1 Входное тестирование

ФИО, № 3 числа 4 числа 5 чисел 6 чмсел 7 чисел
    Количество  правильных ответов (максимально  10)
1Константинова  А. 10 10 9 5 4
2Гетьман  Н. 10 9 5 5 3
3Смирнова  В. 7 7 6 4 2
4Башмакова  Н. 10 9 8 7 7
5Петряшов  О. 10 10 7 2 2
6Скакунов  А. 8 9 7 5 3
7Вячеславов  В. 9 10 7 3 2
8Малышева  К. 9 8 6 4 4
9Иванов А. 10 10 9 8 6
10Петров Д. 10 10 9 8 7
           

Информация о работе Исследование влияния тренировок на развитие памяти