Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 11:19, курсовая работа
Экспертные системы (ЭС) возникли как значительный практический результат в применении и развитии методов искусственного интеллекта (ИИ)- совокупности научных дисциплин, изучающих методы решения задач интеллектуального характера с использованием ЭВМ.
Введение……………………………………………………………………...…3
1. Экспертные системы. Применение экспертных систем………………..…5
2. Структура экспертных систем……………………………………………...7
3. Этапы разработки экспертных систем……………………………………12
4. Области применения экспертных систем………………………………...17
5. Преимущества экспертных систем перед человеком-экспертом……….21
6. История развития экспертных систем……………………………………22
6.1. Основные линии развития экспертных систем……………………...22
6.2. Проблемы, возникающие при создании экспертных систем.
Перспективы разработки……………………………………………...24
Заключение…………………………………………………………………….31
Список литературы……………………………………………………………33
Использовать ЭС следует только тогда, когда разработка ЭС возможна, оправдана и методы инженерии знаний соответствуют решаемой задаче. Чтобы разработка ЭС была возможной для данного приложения, необходимо одновременное выполнение, по крайней мере, следующих требований:
1)
существуют эксперты в данной
области, которые решают
2) эксперты сходятся в оценке предлагаемого решения, иначе нельзя будет оценить качество разработанной ЭС;
3)
эксперты способны
4) решение задачи требует только рассуждений, а не действий;
5)
задача не должна быть слишком
трудной (т.е. ее решение
6)
задача хотя и не должна
быть выражена в формальном
виде, но все же должна относиться
к достаточно "понятной" и структурированной
области, т.е. должны быть
7)
решение задачи не должно в
значительной степени
Использование ЭС в данном приложении может быть возможно, но не оправдано. Применение ЭС может быть оправдано одним из следующих факторов:
Приложение соответствует методам ЭС, если решаемая задача обладает совокупностью следующих характеристик:
1)
задача может быть
2)
задача должна иметь
3)
задача должна быть достаточно
сложна, чтобы оправдать затраты
на разработку ЭС. Однако она
не должна быть чрезмерно
4)
задача должна быть достаточно
узкой, чтобы решаться
При разработке ЭС, как правило, используется концепция "быстрого прототипа". Суть этой концепции состоит в том, что разработчики не пытаются сразу построить конечный продукт. На начальном этапе они создают прототип (прототипы) ЭС. Прототипы должны удовлетворять двум противоречивым требованиям: с одной стороны, они должны решать типичные задачи конкретного приложения, а с другой - время и трудоемкость их разработки должны быть весьма незначительны, чтобы можно было максимально запараллелить процесс накопления и отладки знаний (осуществляемый экспертом) с процессом выбора (разработки) программных средств (осуществляемым инженером по знаниям и программистом). Для удовлетворения указанным требованиям, как правило, при создании прототипа используются разнообразные средства, ускоряющие процесс проектирования.
Прототип должен продемонстрировать пригодность методов инженерии знаний для данного приложения. В случае успеха эксперт с помощью инженера по знаниям расширяет знания прототипа о проблемной области. При неудаче может потребоваться разработка нового прототипа или разработчики могут прийти к выводу о непригодности методов ЭС для данного приложения. По мере увеличения знаний прототип может достигнуть такого состояния, когда он успешно решает все задачи данного приложения. Преобразование прототипа ЭС в конечный продукт обычно приводит к перепрограммированию ЭС на языках низкого уровня, обеспечивающих как увеличение быстродействия ЭС, так и уменьшение требуемой памяти. Трудоемкость и время создания ЭС в значительной степени зависят от типа используемого инструментария.
В ходе работ по созданию ЭС сложилась определенная технология их разработки, включающая шесть следующих этапов (рис. 3):
идентификацию,
концептуализацию, формализацию, выполнение,
тестирование, опытную эксплуатацию.
На этапе идентификации
Рис. 3 – Разработка технологии ЭС.
На этапе концептуализации проводится содержательный анализ проблемной области, выявляются используемые понятия и их взаимосвязи, определяются методы решения задач.
На этапе формализации выбираются ИС и определяются способы представления всех видов знаний, формализуются основные понятия, определяются способы интерпретации знаний, моделируется работа системы, оценивается адекватность целям системы зафиксированных понятий, методов решений, средств представления и манипулирования знаниями.
На
этапе выполнения осуществляется наполнение
экспертом базы знаний. В связи
с тем, что основой ЭС являются
знания, данный этап является наиболее
важным и наиболее трудоемким этапом разработки
ЭС. Процесс приобретения знаний разделяют
на извлечение знаний из эксперта, организацию
знаний, обеспечивающую эффективную работу
системы, и представление знаний в виде,
понятном ЭС. Процесс приобретения знаний
осуществляется инженером по знаниям
на основе анализа деятельности эксперта
по решению реальных задач.
4. Области применения экспертных систем
Области применения систем, основанных
на знаниях, могут быть
а) Медицинская диагностика.
Диагностические системы
б) Прогнозирование.
Прогнозирующие системы
в) Планирование.
Планирующие системы
г) Интерпретация.
Интерпретирующие системы
д) Контроль и управление.
Системы, основанные на
е) Диагностика неисправностей
в механических и
В этой сфере системы,
ж) Обучение.
Системы, основанные на
Большинство ЭС включают
Информация о работе Экспертные системы по анализу современных программных продуктов