Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 20:21, курсовая работа
Экспертные системы (ЭС) возникли как значительный практический результат в применении и развитии методов искусственного интеллекта (ИИ)- совокупности научных дисциплин, изучающих методы решения задач интеллектуального (творческого) характера с использованием ЭВМ.
Область ИИ имеет более чем сорокалетнюю историю развития. С самого начала в ней рассматривался ряд весьма сложных задач, которые, наряду с другими, и до сих пор являются предметом исследований: автоматические доказательства теорем, машинный перевод (автоматический перевод с одного естественного языка на другой), распознавание изображений и анализ сцен, планирование действий роботов, алгоритмы и стратегии игр.
Введение……………………………………………………………………….……
Глава 1. Экспертные системы, их особенности.
Определение экспертных систем. Главное достоинство и назначение экспертных систем……………………………………....
Отличие ЭС от других программных продуктов…………………...
Отличительные особенности. Экспертные системы первого и второго поколения……………………………………………………
Критерий использования ЭС для решения задач…………………...
Ограничения в применение экспертных систем……………………
Преимущества ЭС перед человеком - экспертом…………………..
Глава 2. Разработка экспертных систем.
2.1 Этапы разработки экспертных систем………………………………
2.2. Инструментальные средства проектирования и разработки экспертных систем…………………………………………………………..
2.3. Пример простой экспертной системы………………………………
Заключение……………………………………………………………………….....
4. Должен быть по крайней мере один эксперт, который способен явно сформулировать свои знания и объяснить свои методы применения этих знаний для решения задач.
В
таблице один приведены сравнительные
свойства прикладных задач, по наличию
которых можно судить о целесообразности
использования для их решения
ЭС.
Таблица 1. Критерий применимости ЭС.
применимы | Неприменимы |
Не
могут быть построены строгие
алгоритмы или процедуры, но существуют
эвристические методы решения.
Есть эксперты, которые способны решить задачу. По своему характеру задачи относятся к области диагностики, интерпретации или прогнозирования. Доступные данные “зашумленны”. Задачи решаются методом формальных рассуждений. Знания статичны (неизменны). |
Имеются
эффективные алгоритмические Есть эксперты, которые способны решить задачу. Задачи носят вычислительный характер Известны точные факты и строгие процедуры. Задачи решаются прецедурными методами, с помощью аналогии или интуитивно. Знания динамичны (меняются со временем). |
В целом экспертная система не рекомендуется применять для решения следующих типов задач:
1.5.
Ограничения в применение
экспертных систем.
Даже лучшие из существующих экспертных систем, которые эффективно функционируют как на больших, так и на мини-ЭВМ, имеют определенные ограничения по сравнению с человеком-экспертом.
1. Большинство экспертных систем не вполне пригодны для применения конечным пользователем. Если вы не имеете некоторого опыта работы с такими системами, то у вас могут возникнуть серьезные трудности. Многие системы оказываются доступными только тем экспертам, которые создавали из базы знаний.
2.
Вопросно-ответный режим,
3. Навыки системы не возрастают после сеанса экспертизы.
4.
Все еще остается проблемой
приведение знаний, полученных от
эксперта, к виду, обеспечивающему
их эффективную машинную
5.
экспертные системы не способны обучаться,
не обладают здравым смыслом. Домашние
кошки способны обучаться даже без специальной
дрессировки, ребенок в состоянии легко
уяснить, что он станет мокрым, если опрокинет
на себя стакан с водой, однако если начать
выливать кофе на клавиатуру компьютера,
у него не хватит “ума” отодвинуть ее.
6. ЭС неприменимы в больших предметных областях. Их использование ограничивается предметными областями, в которых эксперт может принять решение за время от нескольких минут до нескольких часов.
7. В тех областях, где отсутствуют эксперты (например, в астрологии), применение ЭС оказывается невозможным.
8.
Имеет смысл привлекать ЭС
только для решения
9.
Человек-эксперт при решении
Системы,
основанные на знаниях, оказываются
неэффективными при необходимости
проведения скрупулезного анализа,
когда число “решений” зависит
от тысяч различных возможностей
и многих переменных, которые изменяются
во времени. В таких случаях лучше
использовать базы данных с интерфейсом
на естественном языке.
1.6.
Преимущества ЭС перед
человеком - экспертом.
Системы, основанные на знаниях, имеют определенные преимущества перед человеком-экспертом.
1. У них нет предубеждений.
2.
Они не делают поспешных
3.
Эти системы работают
4.
База знаний может быть очень
и очень большой. Будучи
5.
Системы, основанные на
6.
Эти системы не заменяют
Глава
2. Разработка экспертных
систем
2.1.
Этапы разработки
экспертных систем
При разработке экспертных систем часто используется концепция быстрого прототипа. Суть её в следующем: поначалу создается не экспертная система, а её прототип, который обязан решать узкий круг задач и требовать на свою разработку незначительное время. Прототип должен продемонстрировать пригодность будущей экспертной системы для данной предметной области, проверить правильность кодировки фактов, связей и стратегий рассуждения эксперта. Он также дает возможность инженеру по знаниям привлечь эксперта к активной роли в разработке экспертной системы. Размер прототипа – несколько десятков правил.
На сегодняшний день сложилась определенная технология разработки экспертных систем, включающая 6 этапов.
Этап 1. Идентификация
Определяются задачи, которые подлежат решению. Планируется ход разработки прототипа экспертной системы, определяются: нужные ресурсы (время, люди, ЭВМ и т.д.), источники знаний (книги, дополнительные специалисты, методики), имеющиеся аналогичные экспертные системы, цели (распространение опыта, автоматизация рутинных действий и др.), классы решаемых задач и т.д. Этап идентификации – это знакомство и обучение коллектива разработчиков. Средняя длительность 1-2 недели.
На этом же этапе разработки экспертных систем проходит извлечение знаний. Инженер по знаниям помогает эксперту выявить и структурировать знания, необходимые для работы экспертной системы, с использованием различных способов: анализ текстов, диалоги, экспертные игры, лекции, дискуссии, интервью, наблюдение и другие. Извлечение знаний – это получение инженером по знаниям более полного представления о предметной области и методах принятия решения в ней. Средняя длительность 1-3 месяца.
Этап 2. Концептуализация
Выявляется структура полученных знаний о предметной области. Определяются: терминология, перечень главных понятий и их атрибутов, структура входной и выходной информации, стратегия принятия решений и т.д. Концептуализация – это разработка неформального описания знаний о предметной области в виде графа, таблицы, диаграммы либо текста, которое отражает главные концепции и взаимосвязи между понятиями предметной области. Средняя длительность этапа 2-4 недели.
Этап 3. Формализация
На этапе формализации все ключевые понятия и отношения, выявленные на этапе концептуализации, выражаются на некотором формальном языке, предложенном (выбранном) инженером по знаниям. Здесь он определяет, подходят ли имеющиеся инструментальные средства для решения рассматриваемой проблемы или необходим выбор другого инструментария, или требуются оригинальные разработки. Средняя длительность 1-2 месяца.
Этап 4. Реализация
Создается прототип экспертной системы, включающий базу знаний и другие подсистемы. На данном этапе применяются следующие инструментальные средства: программирование на обычных языках (Паскаль, Си и др.), программирование на специализированных языках, применяемых в задачах искусственного интеллекта (LISP, FRL, SmallTalk и др.) и др. Четвертый этап разработки экспертных систем в какой-то степени является ключевым, так как здесь происходит создание программного комплекса, демонстрирующего жизнеспособность подхода в целом. Средняя длительность 1-2 месяца.
Этап 5. Тестирование
Прототип проверяется на удобство и адекватность интерфейсов ввода-вывода, эффективность стратегии управления, качество проверочных примеров, корректность базы знаний. Тестирование – это выявление ошибок в выбранном подходе, выявление ошибок в реализации прототипа, а также выработка рекомендаций по доводке системы до промышленного варианта.
Этап 6. Опытная эксплуатация
Проверяется
пригодность экспертной системы
для конечных пользователей. По результатам
этого этапа может
Процесс разработки экспертной системы не сводится к строгой последовательности перечисленных выше этапов. В ходе работ приходится неоднократно возвращаться на более ранние этапы и пересматривать принятые там решения.
рис.3.
технология разработки ЭС.
2.2.
Инструментальные
средства проектирования
и разработки экспертных
систем
На проектирование и создание одной экспертной системы ранее требовалось 20-30 человек-лет. В настоящее время имеется ряд средств, ускоряющих создание. Эти средства называют инструментальными или инструментарием. Использование инструментальных средств разработки экспертных систем сокращает время, затрачиваемое на их создание, в 3-5 раз.
Инструментальное
средство разработки экспертных систем
– это язык программирования, используемый
инженером знаний или (и) программистом
для построения экспертной системы.
Этот инструмент отличается от обычных
языков программирования тем, что обеспечивает
удобные способы представления
сложных высокоуровневых
По своему назначению и функциональным возможностям инструментальные программы, применяемые при проектировании экспертных систем, можно разделить на четыре достаточно большие категории.
1. Оболочки экспертных систем
Системы этого типа создаются, как правило, на основе какой-нибудь экспертной системы, достаточно хорошо зарекомендовавшей себя на практике. При создании оболочки из системы-прототипа удаляются компоненты, слишком специфичные для области ее непосредственного применения, и оставляются те, которые не имеют узкой специализации. Примером может служить система EMYCIN, созданная на основе прошедшей длительную «обкатку» системы MYCIN. В EMYCIN сохранен интерпретатор и все базовые структуры данных – таблицы знаний и связанные с ними механизм индексации. Оболочка дополнена специальным языком, улучшающим читабельность программ, и средствами поддержки библиотеки типовых случаев и заключений, выполненных по ним экспертной системой.