Электронное правтельство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 18:00, контрольная работа

Описание

Цель данной работы: рассмотреть особенности электронного правительства и его развитие в Российской Федерации.

Работа состоит из  1 файл

ЭЛ.ПРАВ..docx

— 39.33 Кб (Скачать документ)

 

ВВЕДЕНИЕ

     В последние годы по уровню распространения персональных компьютеров Россия сокращает отставание от развитых стран. Значительно повысился уровень компьютерной грамотности населения, особенно молодого поколения. Все более расширяется доступ к электронным средствам коммуникаций и сети Интернет. В повседневной жизни россиян стали широко применятся информационно – коммуникационные технологии (ИКТ). Кроме этого ИКТ применяют в образовании, производстве, медицине, торговле для обмена информацией, предоставления различных услуг, безналичных электронных платежей, автоматизации технологических процессов и т.д.Интернет – сайты позволяют любому гражданину имеющему доступ к персональному компьютеру быстро получить необходимую нормативно – правовую, новостную и справочную информацию. Создаются новые программы и проекты  по сбору, хранению и обработке сведений.

     Несмотря на стремительное развитие ИКТ в России,получению гражданами качественной и своевременной необходимой информации и государственных услуг препятствует традиционная схема взаимодействия между населением, организациями, ведомствами и органами власти – наличие очередей, сложная система записей на личный прием к специалистам или представителям власти, административные барьеры, формирования запросов и предоставления необходимой информации в бумажном виде и т.д. В результате – потеря времени, длительные задержки, значительные неудобства. 

     В связи с этим Правительством Российской Федерации было принято решение о разработке и внедрении так называемого электронного правительства на базе ИКТ, которое могло бы решить вышеназванные проблемы.

     Цель данной работы: рассмотреть особенности электронного правительства и его развитие в Российской Федерации.

     Задачи работы: определить понятие электронного правительства, выяснить цели данной программы, проводимые мероприятия и полученные результаты на сегодняшний день.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Понятие и этапы формирования электронного правительства

     Электронное правительство – это способ сбора информации, оказание различных государственных услуг населению, организациям, ветвям государственной власти с применением различных информационно – коммуникационных технологий. Такой способ особенно удобен своей оперативностью. Кроме оказания услуг для граждан и организаций в основные задачи инфраструктуры электронного правительства входит построение информационно-аналитических систем для повышения эффективности государственного управления, мониторинга социально-экономического развития.

     Для внедрения технологий электронного правительства была разработана и утверждена федеральная целевая программа (ФЦП) «Электронная  Россия» (Постановление Правительства Российской Федерации от 28 января 2002 г. № 65). Основные разработчики программы – Министерство связи и коммуникаций и Министерство экономического развития РФ.  Цель программы – формирование в Российской Федерации инфраструктуры электронного правительства. Разработчики данной ФЦП рассчитывали, что ее реализация обеспечит «ускорение процессов информационного обмена в экономике и обществе в целом, в том числе между гражданами и органами государственной власти, повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления».

     6 мая 2008 года  Правительством Российской Федерации  была утверждена концепция электронного  правительства. Ее формирование  планировали обеспечить в два  этапа:

  • 1 этап (2008 год) – разработка нормативно – правовых и нормативно – технических документов, регламентирующие порядок использования ИКТ для обеспечения доступа граждан к информации о деятельности государственных органов и предоставления государственных услуг, создание действующих прототипов и опытных участков межведомственных компонентов электронного правительства;
  • 2 этап (2009 – 2010 годы) – завершение первого этапа и повсеместное практическое внедрение программы.

    Электронное правительство должно реализоваться на практике в полном соответствии с правовыми нормами Федерального Закона №149 от 27 июля 2006 года «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

     10 сентября 2009 года выпущено Постановление № 721 «О внесении изменений в федеральную целевую программу «Электронная Россия (2002—2010 годы)». В новой редакции указаны цели, мероприятия и результаты внедрения программы, определены конкретные оказываемые услуги для граждан и организаций, разработаны новые системы для повышения эффективности государственного управления.

    Источники финансирования формирования в Российской Федерации электронного правительства – это федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002-2010 годы)», а также средства, выделяемые органам исполнительной власти в рамках реализации концепции административной реформы в Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 года №1789-р.

 

 

 

2. Цели и задачи формирования электронного правительства

     Электронное  правительство должно дать гражданам  страны больше возможностей влиять  на жизнь страны путем предоставления ему возможности выражать свое мнение и волю посредством современных ИКТ и сети Интернет. Внедрение в России электронного правительства преследует следующие основные цели:

  • Повышение качества государственного и муниципального управления, доступности гражданам и организациям правительственных услуг;
  • Сокращение времени и упрощение процедуры при получении подобных услуг;
  • Введение в практику единых стандартов обслуживания граждан;
  • Снижение бюрократических барьеров для населения;
  • Открытость и прозрачность работы государственных органов;
  • Вовлеченность населения страны в демократические процессы;
  • Повышение степени участия избирателей в процессах руководства и управления страной;
  • Контроль за работой органов власти непосредственно гражданами;
  • Сбор и оперативный обмен необходимой информацией;
  • Рост осведомлённости и квалификации граждан в области электронных информационных технологий;
  • Расширение возможностей самообслуживания граждан.

Необходимые условия для  достижения названных целей:

  • Формирование нормативной правовой базы, которая должна определить порядок сбора, хранения, использования и обмена необходимой информации при работе органов власти с организациями и гражданами Российской Федерации, что необходимо для исключения потери, возможной продажи и использования в корыстных и личных целях этих сведений;
  • Развитие и применение современных электронных средств на основе информационно – коммуникационных технологий (ИКТ) для удаленного доступа к необходимой информации для населения, организаций и органов власти;
  • Создание интернет – сайтов для всех существующих государственных органов;
  • Предоставление  государственных услуг с использованием сети Интернет и ИКТ;
  • Создание защищенной межведомственной системы электронного документооборота;
  • Внедрение систем отчетности для контроля за результатами деятельности органов государственной власти;
  • Создание единой информационно – справочной службы для населения.

    Внедрение электронного правительства должно дать возможность получать гражданам, частным компаниям и организациям различные услуги от государственных и муниципальных учреждений, иметь доступ к государственным службам, вовлечь их к сотрудничеству и управлению, повысить эффективность работы служащих. А кроме того, позволит ввести электронный документооборот, который уменьшит бюрократические проблемы и ускорит принятие быстрых  решений, перевести в электронную форму общение граждан,  бизнеса и власти.

    Здесь необходимо  сказать несколько слов об  электронном документообороте, который  является важнейшей частью всей  системы электронного правительства.  Электронный документооборот позволяет открыть оперативный доступ к необходимой информации, сократить расходы и время при движении документа. Электронный документ — документ, созданный с помощью средств компьютерной обработки информации, подписанный электронной цифровой подписью и сохранённый на машинном носителе в виде файла соответствующего формата. Электронная цифровая подпись — аналог собственноручной подписи. Она является защитой информации электронного документа, подтверждением его подлинности. Электронный документооборот позволит переступить многочисленные проблемы присущие традиционному документообороту: многократные регистрации документов, их потерю, неудобства связанные с их хранением и дальнейшим поиском, отсутствием единой базы данных и т.п.

     В идеале  работа электронного правительства  должна реально сократить очереди  граждан в различные инстанции  государственных и муниципальных  органов, упростить получение  документов, расширить возможности  движения документов и справок,  скоординировать работу различных учреждений, снизить временные и финансовые издержки, которые несут и граждане, организации и бюрократический аппарат при традиционных способах работы.

    Главная задача при внедрении электронного правительства заключается в том, чтобы органы власти работали «на народ». Необходимо минимизировать возможности аппарата чиновников действовать в своих личных или ведомственных интересах. Современные информационные технологии должны помочь в этом благодаря своей оперативности, доступности, «прозрачности» и более высокому качеству, чем устаревшая бесконечная «бумажная волокита». Таким образом, электронное правительство должно обеспечить улучшение взаимоотношений между государством и обществом и перейти государственным и муниципальным учреждениям на качественно новый уровень работы.

    И наконец, необходимо отметить  самый важный момент особо актуальный на сегодняшний день в связи высоким уровнем ИКТ. Для  того, чтобы поступающей и хранимой информацией не могли воспользоваться те лица, которые имеют к ней непосредственный доступ в своих личных и корыстных целях программа электронного правительства должна, прежде всего, опираться на нормативно – правовые акты о защите информации и данных: статьи 23-24 Конституции Российской Федерации; ФЗ №149 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»; ФЗ № 152 «О персональных данных»; ФЗ № 63 «Об электронной подписи». Только это может гарантировать реализацию и надежную работу программы электронное правительство.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Этапы внедрения электронного правительства

    При успешной разработке электронного правительства в процессе непосредственного внедрения этой программы принято выделять три этапа или стадии:

  1. На этом этапе органы власти создают свои Интернет – сайты, на которых размещается необходимая информация: нормативно – правовые акты, последние новости по нужной тематике, виды и формы необходимых документов и т.д.самое важное на данной стадии – своевременное и оперативное обновление информации.
  2. Предоставление услуг государственными и муниципальными органами в онлайн – режиме: прием и выдача документов, заявлений, разрешений, деклараций и т.п. Это значительно ускорит документооборот, реализующийся в электронном виде. Данный процесс происходит оперативно без перерывов и вынужденных очередей.
  3. Участие граждан в управлении государством посредством ИКТ и Интернет (например, веб – форумы). На этом этапе каждый гражданин страны может высказать свою точку зрения, изъявить волю. Все должно происходить, прежде всего, на правовой основе, с соблюдением культурных и правовых норм, взаимного уважения и понимания.

    

 

 

 

 

4. Оценка эффективности формирования и работы электронного правительства

    Существует множество мнений об эффективности разработки, внедрения и развития электронного правительства в России. И в большинстве своем эти мнения на данный момент противоположные. Разработчики программы говорят об достаточно успешном внедрении. Выводы независимых экспертов не столь утешительны. Президент РФ Дмитрий Медведев в 2009 году так высказал свое мнение: «у нас нет никакого электронного правительства, все это химера».По состоянию на конец 2010 начало 2011 гг. эффективность исполнения программы оценили как низкая. Статистические данные говорят о том, что госуслугами в электронном виде пользуется всего около 6-7 % населения страны. Это в основном население, проживающее в крупнейших городах страны. Таковы результаты исследований проводимых фондом «Общественное мнение». На разработку и внедрение программы была потрачена только малая часть той суммы денег, которую правительство изначально планировало выделить.  Напрашивается вывод, что электронное правительство в полной мере не заработало, как это было запланировано.

    Главная причина в том, что единой концепции так и не было разработано. Пользование ИКТ государственными и муниципальными учреждениями носит преимущественно локальный ведомственный характер. Информационные системы недоработаны либо не используются. Содержащиеся в них сведения зачастую недоступны гражданам и государственным органам. Необходимая информация по-прежнему содержится в бумажном виде, проходит через многочисленные инстанции и неоднократно дублируется, требует определенных запросов. Предоставление услуг органами власти требует непосредственного обращения граждан в эти органы.  Интернет – сайты государственных органов власти зачастую не обновляются и не содержат нужных сведений. Окончательное введение системы электронного правительства снова отложили на ближайшие годы.

Информация о работе Электронное правтельство