Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 12:00, реферат
Огромное количество возможных вариантов перевозок затрудняет получение достаточно экономного плана эмпирическим или экспертным путем. Применение математических методов и вычислительных в планировании перевозок дает большой экономический эффект. Транспортные задачи могут быть решены симплексным методом однако матрица системы ограничений транспортной задачи настолько своеобразна, что для ее решения разработаны специальные методы. Эти методы, как и симплексный метод, позволяют найти начальное опорное решение, а затем, улучшая его получить оптимальное решение.
1. Введение.……….……………………………………………………..2
2. Формулировка транспортной
задачи.……….………………………………………………………..3
3. Математическая модель
транспортной задачи. ……………………………………………3
4. Необходимое и достаточное условия
разрешимости транспортной задачи. ……………………….6
5. Свойство системы ограничений
транспортной задачи …………………………………………...7
6. Опорное решение транспортной задачи. ……………………8
7. Методы построения начального опорного решения……….11
8. Переход от одного опорного решения к другому. ………….12
9. Распределительный метод. …………………………………….14
10. Метод потенциалов. ………………………………………15
11. Особенности решения транспортных задач с неправильным балансом. ………………………………………..16
12. Алгоритм решения транспортной задачи методом потенциалов. ………………………………………………………18
13. Транспортная задача с ограничениями на пропускную способность. ……………………………………………………..19
14. Транспортная задача по критерию времени. ……….20
15. Применение транспортной задачи для решения экономических задач. ……………………………………………21
16. Пример транспортной задачи и ее решение…………23
17. Постановка транспортной задачи на ЭВМ. …………
18. Заключение. …………………………………………………
19. Литература. …………………………………………….
Содержание.
1. Введение.……….……………………………………………
2. Формулировка транспортной
задачи.……….…………………………………………………
3. Математическая модель
транспортной задачи. ……………………………………………3
4. Необходимое и достаточное условия
разрешимости транспортной задачи. ……………………….6
5. Свойство системы ограничений
транспортной задачи …………………………………………...7
6. Опорное решение транспортной задачи. ……………………8
7. Методы построения
начального опорного решения………
8. Переход от одного опорного решения к другому. ………….12
9. Распределительный метод. …………………………………….14
10.
Метод потенциалов. ……………………………
11.
Особенности решения
12.
Алгоритм решения транспортной
задачи методом потенциалов. ……
13.
Транспортная задача с
14.
Транспортная задача по
15.
Применение транспортной
16. Пример транспортной задачи и ее решение…………23
17.
Постановка транспортной
18. Заключение. …………………………………………………
19. Литература. …………………………………………….
Введение.
Под названием “транспортная
задача” объединяется широкий
круг задач с единой
Огромное количество
возможных вариантов перевозок
затрудняет получение
В зависимости от
способа представления условий
транспортной задачи она может
быть представлена в сетевой
(схематичной) или матричной (
В данной дипломной работе рассмотрены метод северо-западного угла, метод минимальной стоимости, распределительный метод и метод потенциалов.
1. Формулировка транспортной задачи.
Однородный груз сосредоточен у m поставщиков в объемах . Данный груз необходимо доставить n потребителям в объемах . Известны , i=1,2,,…,m, j=1,2,…,n- стоимости перевозки единицы груза от каждого I-го поставщика каждому j-му потребителю. Требуется составить такой план перевозок, при котором запасы всех потребителей полностью удовлетворены и суммарные затраты на перевозку всех грузов минимальны.
Исходные данные
транспортной задачи обычно
…
…
…
…
…
…
….
….
…
Таблица1.1.
Исходные данные
задачи могут быть
В=() и матрицы стоимостей .
В транспортных
задачах под поставщиками и
потребителями понимаются
2. Математическая модель транспортной задачи.
Переменными (неизвестными) транспортной задачи являются i=1,2,,…,m, j=1,2,…,n – объемы перевозок от каждого i-го поставщика каждому j-му потребителю. Эти переменные можно записать в виде матрицы перевозок
.
Так как произведение
определяет затраты на
Система ограничений задачи состоит из двух групп уравнений. Первая группа из m уравнений описывает тот факт, что запасы всех m поставщиков вывозятся полностью:
, i=1,2,…,m.
Вторая группа из n уравнений выражает требование полностью удовлетворить запросы всех n потребителей:
, j=1, 2, … , n.
Учитывая условие
, (1)
, i=1,2,…,m , (2)
, j=1, 2, … , n, (3)
, i=1,2,,…,m, j=1,2,…,n (4)
В рассмотренной
модели транспортной задачи
Такая задача называется
задачей с правильным балансом,
а ее модель – закрытой. Если
же это равенство не
Математическая формулировка транспортной задачи такова: найти переменные задачи , i=1,2,,…,m, j=1,2,…,n, удовлетворяющие системе ограничений (2), (3), условиям неотрицательности (4) и обеспечивающие минимум целевой функции (1).
Математическая модель
транспортной задачи может
.……………………………………………………
А =
……………………………………………………
Сверху над каждым
столбцом матрицы указана
Номер
корди-
наты
= ; = .
Обозначим через
вектор ограничений (правых
, (7)
=, (8)
, i=1,2,,…,m, j=1,2,…,n (9)
3. Необходимое и достаточное
условия разрешимости
Теорема1. Для того чтобы транспортная задача линейного программирования имела решение, необходимо и достаточно, чтобы суммарные запасы поставщиков равнялись суммарным запросам потребителей:
, т.е. задача должна быть с правильным балансом.
Доказательство.Необходимость. Пусть задача имеет допустимое решение , i=1,2,,…,m, j=1,2,…,n . Докажем, что . Подставим в уравнения системы ограничений (2), (3), получим , i=1,2,,…,m, , j=1,2,…,n . Просуммируем первую и вторую группы тождеств по отдельности: и . Отсюда следует, что задача имеет правильный баланс .
Достаточность. Пусть задача имеет правильный баланс =М. Докажем, что в этом случае задача имеет оптимальное решение. Сначала убедимся в том, что область допустимых решений задачи – непустое множество. Проверим, что =, i=1,2,,…,m, j=1,2,…,n является допустимым решением. Подставим в левые части уравнений системы ограничений (2), (3), получим ==М=, i=1,2,,…,m;
==М=, j=1,2,…,n, т.е. уравнения обращаются в тождества. Очевидно, что удовлетворяет и условиям неотрицательности.
Следующая страница покажем, что существует оптимальное решение. Учитывая, что стоимости перевозок единиц груза ограничены сверху и снизу ,где С и D – конечные постоянные, можно записать
Следовательно, целевая
функция ограничена на
4. Свойство системы ограничений транспортной задачи.
Теорема2. Ранг системы – условий транспортной задачи равен N=m+n-1.
Доказательство. Как известно из линейной алгебры, для нахождения базиса системы векторов необходимо составить однородную систему уравнений
.
Эту систему с помощью преобразований Жордана приводят к равносильной разрешенной; в базис включают векторы, соответствующие разрешенным неизвестным. Ранг системы векторов равен числу векторов, входящих в базис, т.е. числу разрешенных неизвестных этой системы.
Системе векторов – условий транспортной задачи Aij , i=1,2,,…,m, j=1,2,…,n соответствует однородная система уравнений
,
где =(0,0,…,0)т – нулевой вектор (транспонированный).
Запишем матрицу этой системы (она является также матрицей системы ограничений транспортной задачи):
Если к последней строке (уравнению) прибавить (n-1) строку (уравнение), начиная с (m+1)-й, и вычесть первые m строк, то получится строка, состоящая из нулей. Это значит, что число разрешенных неизвестных в этой системе и ранг r системы векторв-условий не могут быть равны числу m+n уравнений. Следовательно, rm+n-1.
Покажем, что найдутся N=m+n-1
линейно независимых векторов-
Применение транспортной задачи для решения
экономических задач.
Задача о размещении производства
с учетом транспортных затрат.
Имеется (проектируется) m пунктов производства с объемами производства и n пунктов потребления с объемами потребления . Затраты на производство единицы продукции в каждом i-м пункте производства известны и равны , i=1,2,…,m. Стоимости перевозки единицы груза от каждого i–го производителя каждому j–му потребителю известны и равны , i=1,2,,…,m, j=1,2,…,n. Суммарные объемы производства превосходят суммарные объемы потребления. Требуется составить план сокращения (размещения) производства, обеспечивающий минимальные производственно-транспортные затраты.
Задача решается как транспортная задача, матрица стоимостей которой составляется как сумма матриц:
С=()=(+), i=1,2,,…,m, j=1,2,…,n.
Вводится фиктивный
Задача о назначениях, или проблема выбора.
Имеется m групп людей (станков) численностью , которые должны выполнять n видов работ (операций) объемом . Известна производительность каждой i–й группы людей (станков) при выполнении каждого j–го вида работ (операций) , i=1,2,,…,m, j=1,2,…,n. . Требуется так распределить людей (станки) для выполнения работ (операций), чтобы суммарный объем производства работ (операций) был максимальным.
Составим математическую модель данной задачи по аналогии с транспортной задачей. Обозначим - число людей (станков) i–й группы, занятых j–го вида работ (операций). Запишем математическую модель
, (30)
, i=1,2,…,m , (31)
, j=1, 2, … , n, (32)
, i=1,2,,…,m, j=1,2,…,n. (33)
Для использования
алгоритмов, разработанных для
Можно также изменить критерий оптимальности. Например, вместо (i,j) использовать новый критерий оптимальности (i,j).
Технические науки/4. Транспорт
Косова Е.Г.
Карагандинский экономический университет Казпотребсоюза, Казахстан
Применение транспортных задач для решения
экономических задач.
Задача о размещении производства с учетом транспортных затрат.
Имеется (проектируется) m пунктов производства с объемами производства и n пунктов потребления с объемами потребления . Затраты на производство единицы продукции в каждом i-м пункте производства известны и равны , i=1,2,…,m. Стоимости перевозки единицы груза от каждого i–го производителя каждому j–му потребителю известны и равны , i=1,2,,…,m, j=1,2,…,n. Суммарные объемы производства превосходят суммарные объемы потребления. Требуется составить план сокращения (размещения) производства, обеспечивающий минимальные производственно-транспортные затраты.