Проектирование и разработка ис учетов товаров в сети аптек

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 18:21, курсовая работа

Описание

Целью моей курсовой работы является создание информационной системы для быстрого поиска нужного препарата. Аптеки находятся в разных городах. Так же возможно наличие в одном городе нескольких аптек. В каждой аптеки существуют различные назначение препаратов, по которым и разбиты все препараты.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...2
1.Информация об объекте программирования..................................................3
1.1Общая схема движения информации в аптечной сети…………………4
1.2Системный анализ предметной области ………………………………..4
1.3Проектирование инфологической модели предметной области………5
1.4 Деятельности сети аптечных учреждений……………………………..6
1.5 Потоки данных в стандарте DFD в процессе моделирования деятельности сети аптечных учреждений……………………………………..7
1.6Аптека, обслуживающая население. Состав, размеры, планировка, оборудование и оснащение помещений……………………………………….8
1.7Персонал АО. Состав, квалификационные требования, должностные обязанности………………………………………………………………………….10
2.Разработка и программирования информационной системы и базы данных
2.1Разработка Базы данных………………………………………………...17
2.2 Описание таблиц и логической структуры БД………………………..19
2.3Microsoft SQL Server 2008………………………………………………20
Заключение……………………………………………………………………..27
Список используемой литературы……………………………………………28

Работа состоит из  1 файл

Мижева Ф учет товаров в сети аптек.doc

— 795.50 Кб (Скачать документ)

 

 

 

заведующему аптекой (директору) или его заместителю. Положение  о заведующем отделом аптеки регламентировано приложениями 7 и 9 к Приказу МЗ СССР от 30.12.1976г. №1255. Приложение 7 регламентирует положение о заведующем отделом- провизора, а приложение 9- о заведующем отделом- фа В должностные обязанности заведующего отделом аптеки входят:

1.   Организация  работы отдела по обеспечению  населения и учреждений здравоохранения  медикаментами и медицинскими изделиями, предусмотренными к отпуску из отдела.

2.   Контроль за  наличием в отделе лекарственных  средств и изделий медицинского  назначения, предусмотренных к отпуску  из отдела, и в первую очередь  - входящих в обязательный ассортиментный минимум.

3.   Контроль за  соблюдением правил реализации  и отпуска лекарств бесплатно  и на льготных условиях отдельным  категориям больных.

4.   Обеспечение  хранения лекарственных средств  и изделий медицинского назначения  в строгом соответствии с их  свойствами и требованиями нормативной документации.

5.   Обеспечение  условий санитарного режима.

6.   Ведение учета  движения товарно-материальных ценностей  и составление отчета.

7.   Создание необходимых  условий для обеспечения сохранности  ТМЦ.

8.   Обеспечение  надлежащих и безопасных условий труда персонала.

9.   Доведение до  сведения персонала отдела нормативных  документов, относящихся к деятельности  аптеки.

10. Внедрение в практику  работы отдела современных методов  приготовления и контроля качества  лекарственных средств, научной организации труда.

11. Поддержание связи  с медицинскими работниками для  обеспечения правильного и рационального  использования лекарственных средств  и изделий медицинского назначения.

12. Проведение работы  по повышению квалификации сотрудников. Передача своих знаний и опыта фармацевтическому персоналу.

Разраб.

Мижева Ф.К

   

КЧЭТ 230401-IV 51.01                               2013 ПЗ

лист

Руков.

Карасова А.К

   

13

       

 

 

 

13.Информирование заведующего  аптекой и руководителя соответствующего ЛПУ о всех случаях нарушения правил выписывания рецептов.

14. Оказание в необходимых  случаях первой медицинской помощи.

Заведующий отделом  может иметь 1-2 заместителей в зависимости  от объема работы аптеки. Положение  о заместителе заведующего отделом регламентировано приложениями 8 и 10 к Приказу МЗ СССР от 30.12.1976г. № 1255. Приложение 8 регламентирует положение о заместителе заведующего отделом - провизоре, а приложение 10- о заместителе заведующего отделом - фармацевте. Заместитель заведующего отделом аптеки принимается на работу, назначается на должность и увольняется заведующим аптекой (директором). Он подчиняется непосредственно заведующему отделом, организует работу и несет ответственность в соответствии с конкретным распределением между ним и заведующим отделом, оформляемым приказом по аптеке. В случае отсутствия заведующего отделом его заместитель выполняет все обязанности, возложенные на заведующего отделом.

При наличии в аптеке всех 5 отделов заместители заведующего  аптекой (директора аптеки) выполняют функции заведующих отделами:

· запасов;

· рецептурно-производственным;

· готовых лекарственных  средств.

Отдел безрецептурного  отпуска и отдел оптики возглавляют  фармацевты. Они не являются заместителями  заведующего аптекой (директора).

При наличии в аптеке 2 отделов заведующий аптекой (директор) может выполнять одновременно функции заведующего отделом рецептурно-производственным и запасов, а заместитель заведующего аптекой (директора)- функции заместителя заведующего этим отделом.

Бухгалтер осуществляет ведение бухгалтерского учета. В крупных аптеках может быть организовано самостоятельное структурное подразделение- бухгалтерия, которая возглавляется главным бухгалтером. Главный бухгалтер принимается на работу, назначается на должность и увольняется заведующим.

Разраб.

Мижева Ф.К

   

КЧЭТ 230401-IV 51.01                               2013 ПЗ

лист

Руков.

Карасова А.К

   

14


 

 

(директором) или учредителем.  Он подчиняется непосредственно  руководителю аптеки. Главный бухгалтер  руководит работой подчиненной ему бухгалтерии, работники которой принимаются на работу и увольняются заведующим аптекой (директором) по согласованию с главным бухгалтером.

Экономист (эта должность, как правило, редко встречается  в штате аптек) осуществляет экономический  анализ финансово-хозяйственной деятельности аптеки по данным бухгалтерского учета и отчетности в целях выявления и мобилизации внутрихозяйственных резервов. Он принимается на работу, назначается на должность и увольняется заведующим аптекой (директором).

Кассир аптеки осуществляет:

· прием, хранение и выдачу наличных денег, ценных бумаг и бланков  строгой отчетности;

· расчеты с покупателями за приобретаемые ими товары с  использованием контрольно-кассовой машины;

· выдачу покупателям  чеков ККМ;

· оформление учетно-отчетной кассовой документации.

Кассир принимается  на работу, назначается на должность  и увольняется заведующим аптекой (директором). При наличии в штате  аптеки нескольких кассиров может быть введена должность старшего кассира.

Фармацевтический персонал состоит из работников, объединенных выполнением основной задачи аптеки- специалистов с высшим и средним фармацевтическим образованием- и подразделяется на провизорский и средний фармацевтический.

К провизорскому персоналу  относятся:

  1. Провизор-технолог, осуществляющий прием рецептов и отпуск лекарственных средств (так называемый рецептар);
  2. Провизор-технолог, осуществляющий контроль за работой фармацевтов и качеством изготовленных ими лекарств (так называемый контролер);
  3. Провизор-технолог, работающий с запасами товаров и готовящий концентраты, полуфабрикаты и внутриаптечные заготовки по часто повторяющимся прописям (так называемый дефектар).

Разраб.

Мижева Ф.К

   

КЧЭТ 230401-IV 51.01                               2013 ПЗ

лист

Руков.

Карасова А.К

   

15

       

 

 

4.   Провизор-аналитик.

Классификация должности  провизора-технолога, используемая в  профессиональной среде, носит неофициальный  характер и обусловлена многообразием  выполняемых им функций.

В своей работе провизоры  подчиняются заведующему аптекой (директору) и его заместителю, а при наличии в аптеке структурных подразделений (отделов)- непосредственно заведующему отделом и его заместителю. Провизоры принимаются на работу, назначаются на соответствующие должности и увольняются заведующим аптекой.

Положение о провизоре-технологе (как о рецептаре, так и о контролере и дефектаре) регламентировано приложением 38 к Приказу МЗ СССР от 30.12.1976г.

№ 1255 и дополнено квалификационной характеристикой провизора, утвержденной Постановлением Министерства труда  и социального развития  27.08.1997г. № 43.

Должностные обязанности  рецептара.

В соответствии с действующим  положением на провизора-технолога  по приему рецептов и отпуску лекарственных  средств возлагаются следующие  обязанности:

1.   Осуществлять  прием рецептов и требований, проводить их фармацевтическую экспертизу, т.е. проверять:

· правильность выписывания  рецептов и требований;

· совместимость ингредиентов;

· соответствие прописанных  доз возрасту больного.

2.   Информировать  своего непосредственного руководителя  о всех случаях нарушения правил прописывания.

3.   Определять стоимость  лекарственных средств.

4.   Вести учет  поступающих рецептов и передавать  их для изготовления лекарств.

5. Вести регистрацию  лекарственных средств, отсутствующих  и отказываемых населению и ЛПУ, ежедневно информировать об этом своего

Разраб.

Мижева Ф.К

   

КЧЭТ 230401-IV 51.01                               2013 ПЗ

лист

Руков.

Карасова А.К

   

16

       

 

 

 

 

2.Разработка  и программирование информационной  системы и базы данных

2.1Разработка  базы данных

БД (объект самого высокого уровня, большая часть остальных  объектов является дочерними по отношению  к БД) представляет собой, как правило, группу объектов которая, включает в  себя набор объектов таблиц, а также  чаще всего хранимые процедуры и  представления, относящиеся к определенной совокупности данных, которые хранятся в таблицах БД. Таблицы могут находиться в одной БД или распределяться по нескольким базам данных.

Разработка базы данных является одним из самых важным этапом разработки информационной системы, в рамках которого с учетом предметной области необходимо спроектировать схему базы данных. Основываясь на спроектированной схеме базы данных, производится дальнейшая разработка базы данных и заполнение ее информацией.

Удачная разработка базы данных обеспечивает простоту ее поддержки. Данные следует сохранять в таблицах, причем каждая таблица должна содержать информацию одного типа, например сведения об авторах или читателях. Тогда достаточно будет обновить конкретные данные, такие как адрес, только в одном месте, чтобы обновленная информация отображалась во всей базе данных.

С проектированием базы данных непосредственно связано  понятие нормализации. Отношение  называется нормализованным, если значение каждого атрибута в каждом кортеже  является атомарным (неделимым).

В реляционной модели данных поддерживаются только нормализованные  отношения:

  • такой подход не налагает ограничений на то, что можно описывать с помощью нормализованных отношений;
  • полученное упрощение в структуре данных ведет к соответствующим упрощениям в операторах манипулирования данными.

Разраб.

Мижева Ф.К

   

КЧЭТ 230401-IV 51.01                               2013 ПЗ

лист

Руков.

Карасова А.К

   

17

       

 

 

Е. Кодд первоначально  определил три уровня нормализации, которые он назвал первой, второй и третьей нормальными формами. Все нормализованные отношения находятся в первой нормальной форме (1НФ).

Некоторые отношения 1НФ находятся также во второй нормальной форме (2НФ), некоторые отношения 2НФ находятся в третьей нормальной форме (ЗНФ). Имеется механизм, позволяющий любое отношение преобразовать к третьей нормальной форме. В процессе таких преобразований могут выделяться новые отношения.

Отношение R находится  в 1НФ тогда и только тогда, когда  все входящие в него значения (домены) содержат только атомарные(неделимые) значения.

Отношение находится  во 2НФ, если оно находится в 1НФ и  каждый неключевой атрибут функционально  полно зависит от составного ключа.

Отношение R находится  в ЗНФ, если оно находится в 2НФ и каждый не ключевой атрибут нетранзитивно зависит от первичного ключа.

Процесс построения информационной модели состоит из следующих шагов:

  • определение сущностей;
  • определение связей;
  • задание первичных и альтернативных ключей;
  • определение атрибутов сущностей;
  • приведение модели к требуемому уровню нормальной формы;
  • переход к физическому описанию модели: назначение соответствий имя сущности - имя таблицы, атрибут сущности - атрибут таблицы; задание триггеров, процедур и ограничений;

Построение базы данных в СУБД Microsoft SQL Server 2008 означает прямое отображение фактов из реальной жизни. Например, люди, столы, отделы, собаки и компьютеры являются реальными объектами. Они именуются на естественном языке, с любыми разделителями слов (пробелы, запятые и т.д.).В результате разработки спроектированная схема базы данных (рис. 1).

Разраб.

Мижева Ф.К

   

КЧЭТ 230401-IV 51.01                               2013 ПЗ

лист

Руков.

Карасова А.К

   

18

       

Рис. 1 (SQL Server 2008)

 1.2 Описание таблиц и логической структуры БД

                       2.2 Описание таблиц и логической структуры БД

Подсистема Препараты включает в себя все медикаменты, которые поступают на склад или заказываются клиентами. Каждому препарату присвоен уникальный код (первичный ключ). Характеристики препарата включают в себя различные поля, в том числе: единицу измерения (например, в ампулах по 25 мл), цену закупочную, цену реализации и др.

Подсистема Назначения дает характеристику препаратов, определяет их группу принадлежности. Отдельная группа предназначена для больных с определенным заболеванием какого-то органа или организма в целом. Каждой группе присваивается уникальный код (первичный ключ). В этой подсистеме дается полное описание групп препаратов, их действие и то, как может выглядеть препарат данной группы.

Подсистема Сотрудники содержит информацию о сотрудниках аптеки. Полями таблицы являются все персональные данные сотрудника: ФИО, дата рождения, дата найма, должность, адрес, телефон, фотография, личные данные. Сотрудники работают в аптеке, обслуживают клиентов, отправляют заказы. Каждому сотруднику присваивается уникальный код (первичный ключ).

Разраб.

Мижева Ф.К

   

КЧЭТ 230401-IV 51.01                               2013 ПЗ

лист

Руков.

Карасова А.К

   

19


 

 

Подсистема Поставщики включает в себя информацию о поставщиках аптеки. Каждому поставщику присваивается уникальный код (первичный ключ). Характеристики поставщика представлены полями таблицы, такими как: название, представитель, его должность, адрес, город, страна и контактный телефон.

Подсистема Клиенты содержит информацию о клиентах аптеки (название, представитель, контактная информация и т.п.). Каждому клиенту присваивается уникальный код (первичный код).

Подсистема Заказы дает характеристику заказов, которые поступают в аптеку от клиентов. Каждый заказ обрабатывает сотрудник аптеки. Каждому заказу соответствует уникальный код (первичный ключ).

Подсистема Заказано включает в себя характеристику полученных заказов. Вычисляется цена с учетом скидки.

Подсистема Лечение содержит информацию о болезнях, которые необходимо лечить с помощью лекарственных препаратов.

 

                                  2.3Microsoft SQL Server 2008

Данное программное  обеспечение разработано на языке  программирования Delphi7 с использованием СУБД Microsoft SQL Server 2008. Данное СУБД позволяет быстро и качественно проектировать и создавать реляционную модель Базы Данных. Основной используемый язык запросов — Transact-SQL. Transact-SQL является реализацией стандарта ANSI/ISO по структурированному языку запросов (SQL) с расширениями. Используется для работы с базами данных размером от персональных до крупных баз данных масштаба предприятия. Интерфейс СУБД SQL SEVER представляет собой более удобный интерфейс, нежели другие СУБД, что предоставляет более широкие возможности для быстрого и качественного проектирования базы данных.

В данной работе для соединения с базой данных используется технология ADO, которая позволяет соединиться с базой данных без задания псевдонимов. ADO

компоненты могут связываться  с провайдером напрямую или с  помощью компонента ADO Conection.

Разраб.

Мижева Ф.К

   

КЧЭТ 230401-IV 51.01                               2013 ПЗ

лист

Руков.

Карасова А.К

   

20

компоненты могут связываться  с провайдером напрямую или с  помощью компонента ADO Conection.

Для установки связи  с ADO у этого компонента необходимо задать свойство Connection String, которое определяет провайдер и расположение базы данных.

Далее для установки  связи необходимо выбрать:

File-New-Data Module на вкладке ADO выбрать ADO Connection. После чего, необходимо настроить подключение приложения к БД в свойстве

 

Нажав на кнопку Build, выбираем провайдера «Microsoft OLE DB Provider for SQL Server», и указываем сведения для подключения к БД. Вводим имя сервера, базу данных, и выполняем подключение (Рис. 3,4).

 

Для формирования запросов и наборов данных из базы данных был использован компонент ADOQuery с вкладки ADO. Для промежуточных звений между наборами данных Query и визуальными таблицами на форме был использован компонент DataSource с вкладки Data Access, как бы являются источниками данных для этих таблиц.

Добавив все размещенные на модуле данных объекты, получили следующий состав объектов (Рис. 5)

Разраб.

Мижева Ф.К

   

КЧЭТ 230401-IV 51.01                               2013 ПЗ

лист

Руков.

Карасова А.А

   

21

       

Информация о работе Проектирование и разработка ис учетов товаров в сети аптек