Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 22:50, курсовая работа
Современные медицинские организации производят и накапливают огромные объемы данных. От того, насколько эффективно эта информация используется врачами, руководителями, управляющими органами, зависит качество медицинской помощи, общий уровень жизни населения, уровень развития страны в целом и каждого ее территориального субъекта в частности. Поэтому необходимость использования больших, и при этом еще постоянно растущих, объемов информации при решении диагностических, терапевтических, статистических, управленческих и других задач, обуславливает сегодня создание информационных систем в медицинских учреждениях.
В настоящее время на рынке МИС, по данным Ассоциации развития медицинских информационных технологий (АРМИТ), ежегодно обновляющей каталог компаний-разработчиков, представлено 290 фирм. Среди них 83% составляют коммерческие структуры, 14% - государственные организации и 3% - некоммерческие структуры (некоммерческие партнерства, ассоциации, фонды и т.п.). Значительная часть разработчиков (68%) находится в Москве и Московской области, 11% - в Санкт-Петербурге и 21% - в других регионах России.
В исследовании, проведенном CNews Analytics в августе 2008 года, приняли участие 125 компаний, расположенных во всех регионах нашей страны. 19% из них - это государственные организации, а 81% - коммерческие структуры, что в целом отражает структуру рынка МИС, обозначенную АРМИТ.
В
процессе проведения исследования было
принято решение разделить все
множество предлагаемых на рынке
медицинских информационных систем
на несколько категорий в
Категории решений, представленных в исследовании CNews Analytics
Категория решений | Описание решений, входящих в категорию |
Общая медицинская информация | Технологии хранения медицинской информации на пластиковых картах пациентов |
Порталы медицинских учреждений | Решения по разработке интернет-порталов медицинских учреждений |
Обмен медицинскими данными | Решения по созданию
систем обмена медицинской информацией
между отделениями/ |
Хранение изображений | Системы хранения и обработки фото- и видео-данных, изображений |
Управление процессом медпомощи | Системы, включающие модули: регистратура, учет оказанной помощи, подготовка данных отчетности и т.п. |
Управление законченными случаями | Системы, применяемые в таких узких областях как скорая помощь, медицина катастроф и т.п. |
Совместная работа персонала | Медицинские информационные системы, включающие модули для основного персонала: электронная медицинская карта, ведение учета лабораторной диагностики, управление применением медикаментов и т.п. |
АХО | Системы, автоматизирующие склад, логистику и т.п. |
Аналитика | Медстатистика, системы обработки и анализа данных, анализа заболеваемости, системы по расчету показателя толерантности, оценке качества оказания медпомощи, управлению качеством медицинской помощи и т.п. |
Поддержка принятия решений | Системы поддержки принятия решений |
Управление взаимодействием с пациентом | Системы планирования и учета медицинских услуг, взаиморасчетов со страховыми компаниями |
Управление ресурсами | Системы, автоматизирующие управление коечным фондом, планирование загрузки коек, управление процессом закупки оборудования и материалов, управление загрузкой врачей и другого медперсонала |
Мониторинг заболеваний | Системы мониторинга заболеваемости населения |
Мобильные решения | Специализированные решения, позволяющие получать доступ к медицинским данным при помощи мобильных устройств |
Инфраструктурные решения | Решения, обеспечивающие
сбор, консолидацию, хранение данных (в
т.ч. от разных медучреждений), централизованное
ведение и распространение |
Лабораторные информационные системы (ЛИС) | Системы, автоматизирующие деятельность лаборатории |
Источник:
CNews Analytics, 2009
Около половины разработчиков предлагают системы, автоматизирующие склад, логистику (52,8%), решения, обеспечивающие сбор, консолидацию, хранение данных (в т.ч. от разных медучреждений), централизованное ведение и распространение основной нормативно-справочной информации и прикладного ПО (52,0%), системы мониторинга заболеваемости населения (51,2%). Первые две категории решений часто являются составными частями единой медицинской информационной системы.
22%
опрошенных компаний
Системы,
применяемые в таких узких
областях как скорая помощь, медицина
катастроф и т.п., предлагают 16% разработчиков.
14,4% готовы заняться разработкой порталов
медицинских учреждений, 8,8% имеют
специализированные решения, позволяющие
получать доступ к медицинским данным
при помощи мобильных устройств.
ПЕРСПЕКТИВЫ
ВНЕДРЕНИЯ МИС
Неблагополучное состояние российской медицины заставляет государство и представителей системы здравоохранения всерьез задумываться над тем, что необходимо сделать, чтобы в кратчайшие сроки изменить ситуацию к лучшему. Опыт развития других отраслей убедительно показывает, что информатизация является одним из важнейших способов повышения эффективности и рентабельности любого бизнеса.
Не секрет, что процесс информатизации всех направлений деятельности, в том числе и медицины, протекает в России неравномерно. Внедрение в государственных медицинских учреждениях современных информационных систем носит разрозненный характер и происходит исключительно по инициативе наиболее продвинутых в вопросах информатизации руководителей ЛПУ. Несколько иначе обстоят дела в коммерческих и ведомственных лечебных учреждениях, где на первое место выходят вопросы конкурентоспособности, рентабельности и повышения качества оказываемых услуг. Здесь решение вопросов информационно-технологического оснащения зачастую заложено в план развития клиники еще на стадии ее проектирования и строительства.
По мнению игроков российского рынка медицинских информационных систем, предлагаемые ими решения наиболее востребованы в клиниках Москвы и Московской области, Уральского, Центрального и Северо-Западного регионов. В число аутсайдеров попали Дальневосточный и Южный регионы страны. Между тем, отечественные разработки находят себе применение и за пределами Российской Федерации, например, в Казахстане и Латвии.
В ближайшие годы развитие рынка медицинских информационных систем будет стимулировать государственная политика; кроме того сохраняется важность необходимости повышения качества медобслуживания, оптимизации работы ЛПУ и наличия на рынке МИС, реально облегчающих работу персонала.
Основные
сложности внедрения
В то же время наиболее значимым фактором, сдерживающим информатизацию ЛПУ, по мнению респондентов, является недостаточное финансирование. За ним следуют непонимание руководителями ЛПУ целей внедрения МИС и финансовый кризис, низкий уровень подготовки руководителей и сотрудников ЛПУ в области информационных технологий.
Статистика
негативных последствий отсутствия
актуальной, оперативной медицинской
информации широко известна во всем мире.
В нашей стране такими данными
пока не располагает никто, включая
профильные ведомства. Однако некоторые
исследования в этой области все-таки
проводились. По данным Минздравсоцразвития
РФ, при традиционной системе медицинского
обслуживания 39% времени врача тратится
на ведение медицинской
Использование
современной информационно-
Можно сделать попытку спрогнозировать его развитие в 2009 кризисном году. По мнению оптимистов (а таковых оказалось 40% от всех участников исследования), в текущем году ожидается двукратный рост числа внедрений МИС. При этом рост числа автоматизированных рабочих мест оценивается в 88% - т.е. вероятно, некоторые клиники намерены автоматизировать лишь самые проблемные участки, и в целом в 2009 г. проекты будут менее масштабными. Немногочисленные пессимисты (15% респондентов) считают, что число внедрений снизится на 30-40%, при этом произойдет и пропорциональное снижение числа автоматизированных рабочих мест (примерно 40%).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Информационные
технологии могут с успехом применяться
в различных областях современной
медицины. Например, в сфере обеспечения
безопасности пациентов современные
автоматизированные системы способны
усилить контроль качества и безопасности
лекарственных средств и
Пока информатизация в российской медицине – процесс не равномерный, соответственно, и задачи здесь решаются параллельно очень разные. Одни медучреждения ищут интеграционные средства с тем, чтобы преодолеть разнородность сформированной ИТ-инфраструктуры. Другие присматриваются к CRM. Третьи вообще начинают собственную разработку медицинской ИС. Четвертые же пока ограничиваются базовой компьютеризацией. В любом случае, так или иначе, ЛПУ сталкиваются с необходимостью иметь хотя бы ориентировочную, «наколенную» ИТ-стратегию и пусть скромный, но собственный ИТ-отдел.
Сотрудничество
с мировым медицинским
Среди клиентов российских компаний-поставщиков МИС около 65% составляют государственные лечебные учреждения. Еще 20% проектов приходится на коммерческие клиники и 15% - на ведомственные ЛПУ.
В ближайшие годы развитие рынка медицинских информационных систем будет стимулировать государственная политика; кроме того сохраняется важность необходимости повышения качества медобслуживания, оптимизации работы ЛПУ и наличия на рынке МИС, реально облегчающих работу персонала.
Таким
образом, можно смело утверждать, что медицинские
информационные системы, состоящие из
множества специализированных модулей,
помогают в синхронном решении диагностических,
терапевтических, управленческих, финансовых,
статистических и прочих задач. В свою
очередь, все это, в конечном счете, способствует
достижению финальной цели деятельности
любого ЛПУ – оказанию качественных медицинских
услуг.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Ресурсы интернет:
Информация о работе Проектирование информационой системы учета оказанных медицинских услуг