Проектирование информационой системы учета оказанных медицинских услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 22:50, курсовая работа

Описание

Современные медицинские организации производят и накапливают огромные объемы данных. От того, насколько эффективно эта информация используется врачами, руководителями, управляющими органами, зависит качество медицинской помощи, общий уровень жизни населения, уровень развития страны в целом и каждого ее территориального субъекта в частности. Поэтому необходимость использования больших, и при этом еще постоянно растущих, объемов информации при решении диагностических, терапевтических, статистических, управленческих и других задач, обуславливает сегодня создание информационных систем в медицинских учреждениях.

Работа состоит из  1 файл

Проектирование информационой системы учета оказанных медицинских услуг.docx

— 53.98 Кб (Скачать документ)

     В настоящее время на рынке МИС, по данным Ассоциации развития медицинских  информационных технологий (АРМИТ), ежегодно обновляющей каталог компаний-разработчиков, представлено 290 фирм. Среди них 83% составляют коммерческие структуры, 14% - государственные организации и 3% - некоммерческие структуры (некоммерческие партнерства, ассоциации, фонды и т.п.). Значительная часть разработчиков (68%) находится в Москве и Московской области, 11% - в Санкт-Петербурге и 21% - в других регионах России.

     В исследовании, проведенном CNews Analytics в  августе 2008 года, приняли участие 125 компаний, расположенных во всех регионах нашей страны. 19% из них - это государственные  организации, а 81% - коммерческие структуры, что в целом отражает структуру  рынка МИС, обозначенную АРМИТ.

     В процессе проведения исследования было принято решение разделить все  множество предлагаемых на рынке  медицинских информационных систем на несколько категорий в соответствии с предоставляемыми ими функциональными  возможностями.  

     Категории решений, представленных в исследовании CNews Analytics

Категория решений Описание решений, входящих в категорию
Общая медицинская информация Технологии  хранения медицинской информации на пластиковых картах пациентов 
Порталы медицинских учреждений Решения по разработке интернет-порталов медицинских учреждений
Обмен медицинскими данными Решения по созданию систем обмена медицинской информацией  между отделениями/учреждениями/регионами, по созданию регистров
Хранение  изображений Системы хранения и обработки фото- и видео-данных, изображений
Управление  процессом медпомощи Системы, включающие модули: регистратура, учет оказанной  помощи, подготовка данных отчетности и т.п.
Управление  законченными случаями Системы, применяемые  в таких узких областях как  скорая помощь, медицина катастроф  и т.п.
Совместная  работа персонала Медицинские информационные системы, включающие модули для основного  персонала: электронная медицинская  карта, ведение учета лабораторной диагностики, управление применением  медикаментов и т.п.
АХО Системы, автоматизирующие склад, логистику и т.п.
Аналитика Медстатистика, системы обработки и анализа  данных, анализа заболеваемости, системы  по расчету показателя толерантности, оценке качества оказания медпомощи, управлению качеством медицинской помощи и  т.п.
Поддержка принятия решений Системы поддержки  принятия решений
Управление  взаимодействием с пациентом Системы планирования и учета медицинских услуг, взаиморасчетов со страховыми компаниями
Управление  ресурсами Системы, автоматизирующие управление коечным фондом, планирование загрузки коек, управление процессом закупки оборудования и материалов, управление загрузкой врачей и другого медперсонала
Мониторинг  заболеваний Системы мониторинга  заболеваемости населения 
Мобильные решения Специализированные  решения, позволяющие получать доступ к медицинским данным при помощи мобильных устройств
Инфраструктурные  решения Решения, обеспечивающие сбор, консолидацию, хранение данных (в  т.ч. от разных медучреждений), централизованное ведение и распространение основной нормативно-справочной информации, централизованное распространение прикладного ПО
Лабораторные  информационные системы (ЛИС) Системы, автоматизирующие деятельность лаборатории

     Источник: CNews Analytics, 2009 

     Около половины разработчиков предлагают системы, автоматизирующие склад, логистику (52,8%), решения, обеспечивающие сбор, консолидацию, хранение данных (в т.ч. от разных медучреждений), централизованное ведение и распространение  основной нормативно-справочной информации и прикладного ПО (52,0%), системы  мониторинга заболеваемости населения (51,2%). Первые две категории решений  часто являются составными частями единой медицинской информационной системы.

     22% опрошенных компаний занимаются  разработкой узкоспециализированного  программного обеспечения, предназначенного  для автоматизации определенных  направлений деятельности, например, созданием лабораторных информационных систем (ЛИС), систем мониторинга заболеваемости населения, решений, применяемых в таких узких областях как скорая помощь, медицина катастроф и т.п., а также систем анализа данных и поддержки принятия решений. Около 42% респондентов указали, что их компании автоматизируют медицинские учреждения лишь в нескольких, чаще всего смежных, областях.

     Системы, применяемые в таких узких  областях как скорая помощь, медицина катастроф и т.п., предлагают 16% разработчиков. 14,4% готовы заняться разработкой порталов медицинских учреждений, 8,8% имеют  специализированные решения, позволяющие  получать доступ к медицинским данным при помощи мобильных устройств. 

     ПЕРСПЕКТИВЫ ВНЕДРЕНИЯ МИС 

     Неблагополучное состояние российской медицины заставляет государство и представителей системы здравоохранения всерьез задумываться над тем, что необходимо сделать, чтобы в кратчайшие сроки изменить ситуацию к лучшему. Опыт развития других отраслей убедительно показывает, что информатизация является одним из важнейших способов повышения эффективности и рентабельности любого бизнеса.

     Не  секрет, что процесс информатизации всех направлений деятельности, в  том числе и медицины, протекает в России неравномерно. Внедрение в государственных медицинских учреждениях современных информационных систем носит разрозненный характер и происходит исключительно по инициативе наиболее продвинутых в вопросах информатизации руководителей ЛПУ. Несколько иначе обстоят дела в коммерческих и ведомственных лечебных учреждениях, где на первое место выходят вопросы конкурентоспособности, рентабельности и повышения качества оказываемых услуг. Здесь решение вопросов информационно-технологического оснащения зачастую заложено в план развития клиники еще на стадии ее проектирования и строительства.

     По  мнению игроков российского рынка  медицинских информационных систем, предлагаемые ими решения наиболее востребованы в клиниках Москвы и Московской области, Уральского, Центрального и Северо-Западного регионов. В число аутсайдеров попали Дальневосточный и Южный регионы страны. Между тем, отечественные разработки находят себе применение и за пределами Российской Федерации, например, в Казахстане и Латвии.

     В ближайшие годы развитие рынка медицинских информационных систем будет стимулировать государственная политика; кроме того сохраняется важность необходимости повышения качества медобслуживания, оптимизации работы ЛПУ и наличия на рынке МИС, реально облегчающих работу персонала.

     Основные  сложности внедрения медицинских  информационных систем в лечебных учреждениях  связаны с отсутствием у заказчика  технических специалистов для сопровождения  системы. Достаточно часто интеграторы  сталкиваются с проблемой нечеткого  понимания целей внедрения МИС  руководством ЛПУ, трудностями со структуризацией  бизнес-процессов, изменениями требований к МИС в процессе внедрения, сложностями  в освоении системы сотрудниками ЛПУ. Однако, несмотря на то, что в  настоящее время основные принципы электронного здравоохранения уже  утверждены, концепция его построения еще недостаточно проработана и  не реализуется, а нормативно–правовая  база практически отсутствует.

     В то же время наиболее значимым фактором, сдерживающим информатизацию ЛПУ, по мнению респондентов, является недостаточное  финансирование. За ним следуют непонимание руководителями ЛПУ целей внедрения МИС и финансовый кризис, низкий уровень подготовки руководителей и сотрудников ЛПУ в области информационных технологий.

     Статистика  негативных последствий отсутствия актуальной, оперативной медицинской  информации широко известна во всем мире. В нашей стране такими данными  пока не располагает никто, включая  профильные ведомства. Однако некоторые  исследования в этой области все-таки проводились. По данным Минздравсоцразвития  РФ, при традиционной системе медицинского обслуживания 39% времени врача тратится на ведение медицинской документации и 50% – на поиск информации. Внедрение автоматизированной системы позволяет увеличить поток больных на 10-20%, уменьшить время постановки диагноза на 25%, снизить время ожидания пациентом очередной процедуры в 2 раза и время поиска информации в 4 раза.

     Использование современной информационно-технической  инфраструктуры в здравоохранении  могло бы ежегодно экономить до 165 млрд долл. за счет снижения длительности пребывания больного в стационаре, своевременного проведения анализов и  сокращения административных расходов.

     Можно сделать попытку спрогнозировать его развитие в 2009 кризисном году. По мнению оптимистов (а таковых оказалось 40% от всех участников исследования), в текущем году ожидается двукратный рост числа внедрений МИС. При этом рост числа автоматизированных рабочих мест оценивается в 88% - т.е. вероятно, некоторые клиники намерены автоматизировать лишь самые проблемные участки, и в целом в 2009 г. проекты будут менее масштабными. Немногочисленные пессимисты (15% респондентов) считают, что число внедрений снизится на 30-40%, при этом произойдет и пропорциональное снижение числа автоматизированных рабочих мест (примерно 40%).

 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Информационные  технологии могут с успехом применяться  в различных областях современной  медицины. Например, в сфере обеспечения  безопасности пациентов современные  автоматизированные системы способны усилить контроль качества и безопасности лекарственных средств и медицинских  услуг, снизить вероятность врачебных  ошибок, предоставить скорой помощи средства оперативной связи и доступа  к жизненно важной информации о пациенте. Современные технологические решения  в состоянии обеспечить свободный  доступ к службам здравоохранения  вне зависимости от места проживания пациента, значительно повысить доступность  высокотехнологичных медицинских  услуг, медицинской экспертизы

     Пока  информатизация в российской медицине – процесс не равномерный, соответственно, и задачи здесь решаются параллельно  очень разные. Одни медучреждения  ищут интеграционные средства с тем, чтобы преодолеть разнородность  сформированной ИТ-инфраструктуры. Другие присматриваются к CRM. Третьи вообще начинают собственную разработку медицинской  ИС. Четвертые же пока ограничиваются базовой компьютеризацией. В любом  случае, так или иначе, ЛПУ сталкиваются с необходимостью иметь хотя бы ориентировочную, «наколенную» ИТ-стратегию и пусть  скромный, но собственный ИТ-отдел.

     Сотрудничество  с мировым медицинским сообществом, участие в совместных исследовательских  или телемедицинских проектах неизбежно  подталкивает к тому, чтобы начинать перенимать передовой опыт. В этом смысле, как когда-то говорили об отечественных  банках или ритейлерах, у наших  есть своего рода фора – можно сразу  пойти «правильным» путем, избежав  тех ошибок, с которыми уже столкнулись  иностранные коллеги. И сразу  же иметь в виду «правильный» вывод: информатизация сама по себе не сможет улучшить плохо организованную деятельность. Но при этом она может и должна стать способом повышения ее эффективности. А также – прозрачности, с тем чтобы снизить коррупционность или возможности манипулирования, часто свойственные этой достаточно закрытой до недавнего времени отрасли.

     Среди клиентов российских компаний-поставщиков  МИС около 65% составляют государственные  лечебные учреждения. Еще 20% проектов приходится на коммерческие клиники и 15% - на ведомственные  ЛПУ.

     В ближайшие годы развитие рынка медицинских  информационных систем будет стимулировать  государственная политика; кроме  того сохраняется важность необходимости  повышения качества медобслуживания, оптимизации работы ЛПУ и наличия  на рынке МИС, реально облегчающих  работу персонала.

     Таким образом, можно смело утверждать, что медицинские информационные системы, состоящие из множества специализированных модулей, помогают в синхронном решении диагностических, терапевтических, управленческих, финансовых, статистических и прочих задач. В свою очередь, все это, в конечном счете, способствует достижению финальной цели деятельности любого ЛПУ – оказанию качественных медицинских услуг. 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Вялков  А.И. Управление и экономика здравоохранения. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.
  2. Концепция развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г.
  3. Куракова Н.А. Информатизации здравоохранения как инструмент создания «саморегулируемой системы организации медицинской помощи».: Журнал «Врач и информационные технологии», №2’2009.

Ресурсы интернет:

  1. http://www.cnews.ru/reviews/free/publichealth/article/ ИТ в медицине: регионы тестируют инновации;
  2. http://www.cnews.ru/reviews/free/publichealth/article/ ИТ в медицине: регионы тестируют инновации Отечественные разработчики МИС - в боевой готовности;
  3. http://www.ami-tass.ru

Информация о работе Проектирование информационой системы учета оказанных медицинских услуг