Программное обеспечение АБИС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 23:41, курсовая работа

Описание

Современный этап развития цивилизации характеризуется переходом наиболее развитой части человечества от индустриального общества к информационному. Одним из наиболее ярких явлений этого процесса является возникновение и развития автоматизированных библиотечно-информационных систем.
В данной курсовой работе рассматриваются программное обеспечение различных АБИС. Представлен материал по применяемым в настоящее время в библиотеках Республики Беларусь автоматизированных библиотечно-информационных систем. Представлен перечень критерий подбора программного обеспечения.

Содержание

Введение …………………………………………………………………3
Программное обеспечение……………………………………………….4
2.1 АБИС ALIS…………………………………………………………….6
2.2 АБИС "МАРК"…………………………………………………………7
2.3 ИРБИС………………………………………………………………….7
2.4 АБИС Гомельской области…………………………………………….7
2.5. АБИС Президентской библиотеки…………………………………...8
2.6 АБИС Гродненского госуниверситета им. Я.Купалы……………….9
2.7. АБИС "Библиотека"…………………………………………………..9
3. Критерии и технология выбора программных продуктов………………….10
3.1. Коммуникативные свойства…………………………………………13
3.2. Адаптивность…………………………………………………………14
3.3. Соответствие функциональным задачам объекта автоматизации..15
3.4. Эксплуатационные характеристики и стоимость………………….16
3.5. Доброжелательность и привлекательность………………………..17
3.6. Разработчик………………………………………………………….18
4. Заключение…………………………………………………………………..21
5. Список используемой литературы……

Работа состоит из  1 файл

курсовая .docx

— 56.18 Кб (Скачать документ)

- Поиск информации по всем основным полям и группе полей с использованием языка запросов на основе булевой алгебры;

- Гибкое построение поисковых таблиц (включая -- правила занесения в них информации, глубину индексирования, выбор процедуры обработки данных перед поиском);

- Отображение на экране монитора данных ЭК в виде каталожной карточки в соответствии с ГОСТ 7.1 - 84 и в произвольном виде;

- Распечатку каталожных карточек, формуляров, читательских требований;

- Создание и распечатку документов любого вида;

- Поддержку системы многоуровневых словарей, создание и использование иерархических рубрикаторов и классификационных таблиц.

 

3. Критерии и технология выбора программных продуктов

Критерии выбора программных продуктов

  • Коммуникативные свойства
  • Соответствие функциональным задачам объекта автоматизации
  • Адаптивность
  • Эксплуатационные характеристики и стоимость
  • Доброжелательность, привлекательность
  • Разработчик
  • Технология выбора программных средств

Проблема  выбора программных средств автоматизации библиотечной работы, возникшая с началом автоматизации библиотечного дела, по сей день остро стоит перед белорусскими библиотеками. Несмотря на то, что на рынок Беларуси пришли как отечественные, так и зарубежные разработки, определить, какая именно программа позволит наиболее эффективно автоматизировать работу конкретной библиотеки и на сколько это изменит её, по-прежнему очень сложно.

Сложность задачи в выборе объясняется тем, что  теперь приходиться выбирать из большего количества систем, которые есть на информационном рынке, чем раньше. Архитектура  систем и выполняемые ими задачи стали более сложными. Приходиться  брать во внимание требования национальных правил каталогизации, стандартов MARC, Z39.50. Библиотечные системы должны включать в себя многие модули, функции каталогизации, OPAC (в том числе и ссылки на электронные ресурсы), контроля оборота  фонда, учёту сериальных изданий.

Непосредственно автоматизации "объекта" предшествует реализация трёх основных этапов:

  • оценка требований;
  • выбор пакета прикладных программ;
  • выбор оборудования.

Оценка требований

Руководство должно установить требования своих  библиотек, которые определяются прежде всего количеством:

  • мест выдачи документов;
  • терминалов для внутрибиблиотечной работы;
  • терминалов для читателей;
  • принтеров;
  • терминалов модемной связи.

После этого  составляется подробный план с указанием  положения каждого рабочего места  в зависимости от пространственной конструкции помещения библиотеки. При необходимости эти данные корректируются.

Выбор оборудования

На выбор  оборудования влияет:

  • желаемая конфигурация, которая и определяет в большинстве случаев тип оборудования;
  • тип оборудования, на котором уже работает библиотека;
  • марка, которой вы отдавали предпочтение на протяжении последних лет;
  • наличие центров сопровождения;
  • хорошая репутация марки.

Однако необходимо помнить, что выбор оборудования очень важное дело, что само по себе является вторичным по отношению  к выбору программного обеспечения. Качественная программа может работать не на самом новом оборудовании. А вот плохая программа никогда  не станет лучшей от использования  хорошего оборудования.

Выбор пакета прикладных программ

При его выборе необходимо главным образом учитывать  следующее:

    • Пакет должен при возможности работать на различны типах компьютера. Библиотека в этом случае может использовать компьютер, который есть в наличии или купить новый. Кроме этого, при замене оборудования не придётся отказываться от ранее приобретённого пакета прикладных программ;
    • Пакет должен управлять всеми основными библиотечными функциями: комплектованием, каталогизацией, поиском, выдачей, учётом, распечатыванием, обменом записей в формате UNIMARC;
    • Пакет должен обязательно иметь набор справочников, в том числе тезаурус, который облегчает поиск;
    • Пакет должен работать в реальном времени и, если возможно, с записями переменной длинны;
    • Пакет должен быть удобным в работе как для библиотекарей, так и для пользователей. Поэтому недопустимо, если для работы с ним используются только заглавные буквы, не предусматривать надстрочные знаки;
    • Возможность использования средств видеотекста (модемной связи) как в библиотеке, так и вне её пределах;
    • Обеспечение обучения кадров и эффективного сопровождения систем во время работы библиотеки;
    • Гибкость программы, которая позволяет не ломать сложившиеся в библиотеке традиции, она не должна вносить хаос во время её внедрения;
    • Подтверждение пользы Пакета специалистами-практиками.

Главным образом  технология выбора программного обеспечения  системы базируется на том - на сколько тот или иной кандидат (ПП) соответствует вашим целям, возможностям и представлениям об их реализации. Чтобы определить это, необходимо проанализировать следующие характеристики:

- Коммуникативные свойства;

- Соответствие функциональным задачам объекта автоматизации;

- Адаптивность;

- Эксплуатационные характеристики и стоимость;

- "Доброжелательность и привлекательность";

- Разработчик.

3.1. Коммуникативные свойства

Программная совместимость с указанными системами  и используемыми ими средствами приёма и передачи данных;

Совместимость форматов данных, поддерживаемых программным  обеспечением взаимодействующих систем и Вашей будущей программой;

Совместимость поддерживаемых ПО лингвистических средств.

3.2. Соответствие функциональным задачам объекта автоматизации

Соответствие  разрабатываемой системы и средств  её программного обеспечения функциональным задачам библиотеки и/или информационной службы является центральным требованиям, охватывающим и рассмотренный выше вопрос обеспечения коммуникативных  свойств.

Все функциональные задачи библиотеки и информационной службы, определяющие основные требования к автоматизированной системе и  её программному обеспечению, условно  можно отнести либо к группе "сервисных" (ориентированных непосредственно  на обслуживание читателей и других внешних пользователей системы), либо к "служебным" или внутрисистемным, являющимся средствами поддержки реализации "сервисных" задач.

Ведущее значение сервисных задач при выборе средств  ПО системы связанно с тем, что  они определяют:

Видовой, тематический и количественный состав документов и данных, необходимых для удовлетворения запросов пользователей (в т.ч. читателей);

Необходимые виды обработки, переработки, хранения, поиска, сортировки и формы выдачи документов и данных пользователям, а также связанные с ними количественные показатели;

Составление сведений о пользователях, необходимых  для поддержания эффективности  работы библиотеки или информационной службы, способы сбора, обработки  этих данных, их актуализации, переработки, сортировки и выдачи;

Требования  к программно-технологическому комплексу  системы, в части обеспечения  оперативности получения и выполнения заказов (запросов) на литературу, другую информационную продукцию и услуги;

Требования  к средствам обеспечения защиты документов и данных от несанкционированного доступа и разрушения;

Необходим состав и содержание других служебных задач, связанных с комплектованием  фондов, обработкой и хранением документов и данных, управлением библиотекой  или информационной службой и  т.п., а т.ж. требования к условиям их реализации.

В детализированном виде указанные сведения применительно  к каждой конкретной цели, совпадающей  по формулировке с тем, что принято  называть "функцией", составляет основу технического задания на автоматизацию  как системы в целом, так и  отдельных звеньев и/или рабочих  мест. И только детальное сопоставление  технического задания с реальными  возможностями, предоставляемыми анализируемым  программным продуктом и поддерживаемыми  или совместимыми с ним средствами форматного, лингвистического и технического обеспечения, позволяет определить степень его соответствия поставленным задачам автоматизации конкретной организации или службы.

3.3. Адаптивность

Под "адаптивностью" понимают способность системы и  поддерживающих её работу средств (в  данном случае -- программных) видоизменяться или перенастраиваться в соответствии с изменениям условий эксплуатации.

Рассматриваемое свойство средств ПО нас интересует в двух отношениях:

Насколько полно  анализируемое ПО можно изначально "настроить" на состав и структуру  данных ("внутренний формат"), словари ("лингвистическое обеспечение") и выходные формы документов, необходимые библиотеке или информационной службе для выполнения основных функциональных задач;

Каков круг потенциальных возможностей данного  ПО, при наращивании или изменении  исходного состава задач и  необходимых для их решения операций и данных (в т.ч. видов обрабатываемых документов, состава и структуры полей их описания, словарей, выходных форм и т.п.) и что необходимо для реализации этих возможностей.

3.4. Эксплуатационные характеристики и стоимость

Выбирая себе систему ПО, необходимо учитывать насколько она надёжна и какова в "деле". То есть надёжность ПО связывают с двумя основными качествами: устойчивостью его работы и реализованными в нём средствами защиты самой программы и накопленных данных от разрушения и несанкционированного вмешательства.

Устойчивость  работы программных средств определяется количеством и характером сбоев (в т.ч. - зависаний и ошибок) системы в процессе работы.

Защита программной  среды и информации от разрушения и несанкционированного доступа  осуществляется на программном уровне системой паролей, вводимых для персонала  и пользователей с учётом характера  их функций в системе и конфиденциальности различных массивов данных.

Быстродействие  проявляется при выполнении одних  и тех же действий (операций) на одинаковых по величине массивах данных и при  использовании однотипных технических  средств. Это операции сортировки, поиска данных, выполнение расчётов, подготовки и распечатки выходных форм.

Оценка стоимостных  показателей ПО должна учитывать  затраты на:

- Приобретение собственно прикладных программных АБИС;

- Обучение персонала;

- Обновление (в случае модернизации) и/или замену (в случае её утраты, порчи) прикладной программы;

- Приобретение необходимых для обеспечения её работы других программных, а также технических средств;

- Эксплуатация системы, включая расходные материалы.

 

3.5. Доброжелательность и привлекательность

"Доброжелательность  и привлекательность" ПО системы  реализуется комплексом средств,  включая предоставляемые сервисные  услуги, которые должны предусматривать:

- Оказание помощи в технической реализации диалога на всех или большинстве (во всяком случае, наиболее трудоёмких) человеко-машинных операций;

- Обеспечение сокращения числа и объема рутинных операций;

- Комфортную и эстетическую форму воспроизведения данных на экране;

- Эмоциональное воздействие на пользователей и персонал системы;

- Документальную поддержку работы с ПО.

- Основными средствами оказания помощи пользователям автоматизированной системы является развитая система "меню", а также текстовых и графических инструкций выполнения различных операций (в т.ч. встроенные обучающие - демонстрационные - программные модули).

Сокращение  числа и объёма выполняемых пользователями и специалистами системы рутинных и даже требующих определенных интеллектуальных затрат промежуточных операций производится путём реализации в рамках ПО специальных  программных модулей, ориентированных  на решение наиболее важных или имеющих  наибольший пользовательский спрос  задач.

Комфортные  условия работы оператора обеспечиваются средствами реализации требований и  норм эргономики (удобное для восприятия расположение текстов, исключение как  резких, так и малых контрастов текстового и графического материала  с фоном).

Средствами  эмоционального воздействия на пользователей  и персонал системы является включение  в сценарий диалога с нею неформализованных  реплик, характерных для дружеского человеческого общения, заставок-изображений  и т.п.

Особое место  в составе рассматриваемых средств  занимают инструкции по работе с системой, входящие в комплект документации, прилагаемой к ПО (в т.ч. инструкции и/или обучающие - DEMO - программы).

3.6. Разработчик

Это наличии  у реального разработчика возможностей для оказания помощи при внедрении  системы в Вашей библиотеке, при  появлении сбоев в работе программных  средств в процессе их эксплуатации, а также при решении задач  развития Вашей системы, не предусмотренных  базовой версией программного продукта.

Выбирая ПО АБИС и заключая договор на её внедрение  необходимо учитывать:

- Условия внедрения системы (включая загрузку, настройку, обучение персонала и сопровождение начального этапа эксплуатации программных средств);

- Права организации, внедряющей систему, на авторскую помощь при серьёзных сбоях и нарушениях целостности программной среды;

- Планы и направления дальнейшего развития разработок системы;

- Условия получения или приобретения последующих версий программного продукта, а также связанных с ним или его работой услуг, документов или данных;

- Наличие в Вашем городе (регионе) библиотек или служб, являющихся владельцами данного программного продукта, имеющих опыт его эксплуатации и могущих оказать Вам помощь.

Информация о работе Программное обеспечение АБИС